Логопедическая ритмика (для детей с заиканием)

Разделы: Логопедия


Цели:
• формирование коммуникативной функции речи,
преодоление фобии общения;
• формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
развитие силы и диапазона голоса;
•развитие просодических компонентов речи: навыка интонационного оформления синтагм, нормализация процесса речевого паузирования ;
• формирование речевого дыхания;
• регуляция мышечного тонуса;
• развитие координации и ритмизации движений;
• формирование слухового внимания, зрительной памяти;
• активизация пассивного словаря;
•создание благоприятного психологического фона, спокойного, радостного настроения у детей;
• совершенствование пространственной ориентировки, ориентировки в собственном теле;
• воспитание выдержки у детей- невротиков.

Оборудование: кукла, платочек, иллюстрации с изображением часов;
Схемы для развития голосовых модуляций.

Ход занятия:

1.ВХОД  свободный. Спокойным шагом без сопровождения.
• вводное упражнение

«Здравствуйте»
а) дети стоят по кругу:
• посмотреть соседу в глазки;
• назвать своё имя, глядя соседнему ребенку в глаза;
• назвать имя того, на кого смотришь .

б) «7 Прыжков»   (К.Орф)
• дети двигаются по залу в разных направлениях;
• на фермату останавливаются и «здороваются» заранее предложенной частью тела (правой рукой, носочком левой ноги…) с оказавшимся поблизости ребенком.
• рука партнера (или другая часть тела) удерживается ,пока не прекратит звучать музыка (аккорд)

2.Разминка.
Под спокойную музыку (аудиозапись)  дети выполняют движения по показу логопеда, направленные на умение перераспределять мышечный тонус, на развитие мимической моторики, правильной осанки.

3.Развитие тонкой ручной моторики.     
Песня  «ПРО  БАРАНА»  муз.Савельева

На базаре спозаранок                           - пальчики на обеих руках  расправ-         
Накупил баран баранок.                         лены - «пляшут»
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,        
Девять сушек, восемь плюшек,           - дети загибают по 1 пальчику
Семь лепешек, шесть ватрушек,           постепенно оставляя мизинец
Пять коржей, четыре пышки,                на одной из рук.
Три батона, две коврижки.
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок
И один калач купил-
Про себя не позабыл,
А  для женушки-подсолнушки.

4.Пение.
а) «Часики»  (распевка)
Дети делятся на подгруппы, каждая из которых изображает голосом «свои» часы - стенные, карманные или башенные, изменяя темп исполнения и тембровую окраску голоса:
Бьют часы на башне: бом! бом! бом! бом!
А стенные поскорее: тики-таки, тики-таки. 
А карманные спешат:тики-таки,тики-таки,тики-таки,так!
б) Игра «Радио»
Песня   «СОННЫЕ ПИЛЮЛИ»    (Н.Иванов)
По ходу пропевания песни педагог «включает» и «выключает» звук «радио». Песня при этом не прерывается, она «пропевается» про себя.

Воробьи на крышах спят,
Солнце в синей дымке.
Сон приходит в детский сад
В шапке – невидимке   

Понарошку нам дает
Сонные пилюли,
Чтобы мы их взяли в рот
И скорей заснули.

Мы ложимся и кладём
Щечку на ладошку,
А пилюли не берем
Даже понарошку.

5.Развитие креативности.
Песня “ГРИПП” (О.Хромушин)
Трое детей, лежа на ковре изображают  больных гриппом бегемотов, выполняют движения в соответствии с текстом песни. Остальные грустно, чуть иронично исполняют эту песню стоя.

Бегемот совсем охрип. Ох!
У него тяжелый грипп. Ох!
У него режим постельный
С кружкой-чашкою отдельной.

Капли в нос, таблетки в рот
И припарок штук пятьсот.
Грипп тяжёлый,
Еле- еле
Бегемот встаёт с постели….
Так и ходит по пятам,
Так и ходит по пятам
Этот грипп-гриппопотам. Ап-чхи!

6.Упражнение на формирование речевого дыхания, голосовых модуляций.
Упражнение “ПОКАЧАЙ  КУКЛУ”
Используются схемы:

7.Формирование плавной речи.

Игра «ПЕРЕДАЙ ПЛАТОЧЕК»

Дети стоят по кругу. На сильную долю  музыки передают друг другу платочек. На ком “остановится”    звучание  музыки, выбирает себе партнёра для исполнения диалога. (выбирает ребёнок)
а) диалог “ЗАЙЧИК”
• Зайчик, зайчик, что ты грустный?  
• Потерял кочан капусты.
• А какой?
• Вот такой: круглый, белый и большой.
• Ну- ка, зайка, шалунишка, Дай потрогать животишко… Он тугой,как барабан!
• Значит, съел я свой кочан…
И забыл…
Или
б) диалог “ЧЁРНЫЙ КОТ”
• Почему ты черный, кот?
• Лазил ночью в дымоход.
• Почему   сейчас ты бел?
• Из горшка сметану ел.
• Почему ты серым стал?       
• Меня пёс в пыли валял.
• Так какого же ты цвета?
• Я и сам не знаю это…

8.Координация речи с движением
а) в хороводе “ВЕСЕЛИСЬ, ДЕТВОРА”
б) в инсценировке” Как живешь?”
(дети отвечают на вопросы логопеда)

• Как живешь?
• Вот так!               (поднимают вверх большой палец)
• Как идёшь?
• Вот так!               (шагают на месте)
• Как стоишь?
• Вот так!               (стоят, руки “по швам”)
• Ночью спишь?
• Вот так!               (кладут руки под щёчку)
• Как шалишь?
• Вот так!               (нажимают пальчиками на надутые щёчки)
• А молчишь?
• Ш-ш-ш-ш…       (прикладывают указательный палец к губам)

9.Итог занятия.
Дети молча стоят по кругу, взявшись за руки. Под спокойную музыку логопед говорит:       

  • Вы самые лучшие, самые спокойные, самые дружные дети. Вы можете говорить правильнее всех, увереннее всех, выразительнее всех. Сейчас мы пойдём в группу и вы расскажете мне, что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии.