Знакомство с произведением Е.И. Носова "Где просыпается солнце?"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с произведением Е.И.Носова "Где просыпается солнце?"; формировать беглое выразительное чтение; формировать умение пересказывать текст; развивать память, внимание, мышление; воспитывать чувство прекрасного, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование: портрет Е.И.Носова, картины, рисунки.

Ход урока:

Организационный момент.

Готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков.

Постановка темы и целей.

На доске запись: Е.И.Носов (1928 - 2002) "Где просыпается солнце?"

-Сформулируйте цели урока.

Слово учителя о биографии автора.

На доске портрет Е.И.Носова.

Учитель рассказывает кратко биографию автора: "Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курского района Курской области. В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево. В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Е.И.Носов подбил немало вражеской военной техники, был награждён орденами. После войны продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать, стал работать художником, оформителем, литературным сотрудником. В 1957 году серьёзно занялся литературным трудом. В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе". Евгений Носов продолжил литературно - творческую работу. В жизни Евгений Иванович был добрый, с чувством юмора, изумительный рассказчик."

Знакомство с текстом.

- Откройте учебники на странице 132.

- Прочитаем текст.

Вопросы по содержанию:

- Сколько частей в рассказе?

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Кто главный герой?

- Какие ещё встречаются герои?

- А какие вопросы вы бы задали друг другу?

- Какие новые слова вы узнали?

Работа с текстом.

- Какие виды работ с текстом вы предлагаете? (выборочное чтение, чтение по ролям, деление текста на части, составление плана и др.)

- Прочитайте 1 часть. Словарная работа (по словарю С.И.Ожегова):

Горница - комната в верхних этажах, чистая половина крестьянской избы.

Лопасть - широкий плоский конец чего - нибудь.

Ихтиозавр - вымершие морские пресмыкающиеся больших размеров с рыбообразным телом.

Пороша - слой только что выпавшего снега.

Крутояр - крутой обрывистый берег.

Ракита - дерево или кустарник из рода ив. Растёт по берегам рек.

Киль - продольный брус, проходящий по всей длине судна, в середине его днища.

Каюта - небольшая отдельная комната на судне.

Рея - подвижной поперечный брус на мачтах.

Деление на смысловые части. Озаглавливание.

- Прочитайте 2 и 3 части, озаглавьте.

Выборочное чтение 4 части:

- прочитайте, как выглядел кораблик;

- прочитайте, как придумывали название кораблику;

- "подпиши" словами текста рисунок- иллюстрацию.

Чтение по ролям.

- В какой части рассказа раскрывается смысл названия?

- Почему так назван рассказ?

- Что такое мечта, по-вашему? По словам д. Сергея?

- Почему рассказ записан в теме "Фантазёры?"

- Можно ли д. Сергея назвать фантазёром?

- Как по-другому можно назвать рассказ?

Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Домашнее задание: краткий пересказ текста.