Цели: познакомить с произведением Е.И.Носова "Где просыпается солнце?"; формировать беглое выразительное чтение; формировать умение пересказывать текст; развивать память, внимание, мышление; воспитывать чувство прекрасного, дружеское отношение друг к другу.
Оборудование: портрет Е.И.Носова, картины, рисунки.
Ход урока:
Организационный момент.
Готовность к уроку.
Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков.
Постановка темы и целей.
На доске запись: Е.И.Носов (1928 - 2002) "Где просыпается солнце?"
-Сформулируйте цели урока.
Слово учителя о биографии автора.
На доске портрет Е.И.Носова.
Учитель рассказывает кратко биографию автора: "Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курского района Курской области. В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево. В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Е.И.Носов подбил немало вражеской военной техники, был награждён орденами. После войны продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать, стал работать художником, оформителем, литературным сотрудником. В 1957 году серьёзно занялся литературным трудом. В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе". Евгений Носов продолжил литературно - творческую работу. В жизни Евгений Иванович был добрый, с чувством юмора, изумительный рассказчик."
Знакомство с текстом.
- Откройте учебники на странице 132.
- Прочитаем текст.
Вопросы по содержанию:
- Сколько частей в рассказе?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Кто главный герой?
- Какие ещё встречаются герои?
- А какие вопросы вы бы задали друг другу?
- Какие новые слова вы узнали?
Работа с текстом.
- Какие виды работ с текстом вы предлагаете? (выборочное чтение, чтение по ролям, деление текста на части, составление плана и др.)
- Прочитайте 1 часть. Словарная работа (по словарю С.И.Ожегова):
Горница - комната в верхних этажах, чистая половина крестьянской избы.
Лопасть - широкий плоский конец чего - нибудь.
Ихтиозавр - вымершие морские пресмыкающиеся больших размеров с рыбообразным телом.
Пороша - слой только что выпавшего снега.
Крутояр - крутой обрывистый берег.
Ракита - дерево или кустарник из рода ив. Растёт по берегам рек.
Киль - продольный брус, проходящий по всей длине судна, в середине его днища.
Каюта - небольшая отдельная комната на судне.
Рея - подвижной поперечный брус на мачтах.
Деление на смысловые части. Озаглавливание.
- Прочитайте 2 и 3 части, озаглавьте.
Выборочное чтение 4 части:
- прочитайте, как выглядел кораблик;
- прочитайте, как придумывали название кораблику;
- "подпиши" словами текста рисунок- иллюстрацию.
Чтение по ролям.
- В какой части рассказа раскрывается смысл названия?
- Почему так назван рассказ?
- Что такое мечта, по-вашему? По словам д. Сергея?
- Почему рассказ записан в теме "Фантазёры?"
- Можно ли д. Сергея назвать фантазёром?
- Как по-другому можно назвать рассказ?
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Домашнее задание: краткий пересказ текста.