1. Наименование.
"Индивидуализация обучения как средство повышения успеваемости и качества образования на уроках русского языка и литературы".
2. Условия возникновения.
Работа по данной системе возникла из необходимости решить следующие проблемы в процессе обучения учащихся предметам гуманитарного цикла:
- падение интереса школьников к учению из-за отсутствия мотивации обучения и из-за неумения правильно организовывать самостоятельную работу по анализу литературно-художественных произведений, а также неумения видеть эстетическую оценку художественных средств и художественных произведений;
- отсутствие возможностей учащихся проявлять свои индивидуальные особенности при выполнении письменных работ различных жанров, в том числе творческого характера;
- невозможность проявлять интеллектуальные способности учащихся в связи с неумением грамотно строить монологические высказывания различных жанров;
- учебники литературы и русского языка общеобразовательных школ рассчитаны, в основном, на репродуктивную деятельность учащихся, не всегда содействуют развитию у них творческой активности, выработке умения правильно писать слова с изученными орфограммами и предложения с изученными пунктограммами;
- неумение основной части учащихся обладать навыками сотрудничества и совместной деятельности в процессе их работы в группах различных видов.
3. Теоретическая база:
Идея "единичного", индивидуального подхода к учащимся /Д.Н. Ильин/.
Идея выявления индивидуальности каждого ученика через развитие творческих способностей /В.В. Бабайцева/.
Идея практического обучения грамматике эвристическим методом /Л.И.Поливанов/.
Идея формирования мотивации обучения /А.К.Маркова/.
Идея дифференцированного подхода к обучению учащихся через развитие интеллектуальных способностей /М.Ю.Орлов/.
Идея организации самостоятельной работы учащихся /И.М. Чередов/.
4. Перспективность.
Организация в процессе каждого урока деятельности учащихся так, чтобы работали они сами; постепенное усложнение заданий, выработка при этом у учащихся чувства уверенности в себе, веры в свои силы.
Согласование коллективного труда учащихся с их индивидуальными запросами, учет при этом интеллектуальных особенностей каждого ученика и реализация через групповые и индивидуальные формы работы при положительной мотивации стремления познать мир художественной литературы, изучить правила орфографии и пунктуации, что будет способствовать решению основной задачи - повышению качества образования.
5. Новизна:
а) на уровне содержания:
работа с различными учебными дополнительными пособиями, справочниками, словарями, изучение подлинных документов и фактов, критических статей альтернативного плана;
б) на уровне форм, методов, приемов:
создание таких адаптивно-развивающих условий на уроке, которые помогли бы оптимально сочетать различные формы учебной работы, при которых смогли бы проявиться в наибольшей мере и интеллектуальный, и духовный потенциал, как каждого учащегося, так и самого учителя;
в) на уровне творчества:
создание в процессе каждого урока проблемных ситуаций, требующих решения учащимися вопросов различной сложности, с тем, чтобы развивать творческий потенциал каждого школьника.
6. Этапы работы:
Определение целей образования разного уровня (общепедагогических, дидактических, методических).
Диагностика индивидуальных особенностей школьников.
Планирование работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Организация деятельности учащихся:
а) создание групп (постоянных, подвижных, статических, динамических, вариационных);
б) применение карточек: I - репродуктивного характера, II - с вариативными заданиями, III - с заданиями для индивидуальной работы;
в) использование заданий, предусматривающих дифференцированный подход к учащимся и самостоятельную работу в процессе анализа текста.
Создание мотивации учебного процесса через положительную оценку знаний, умений учащихся (используются различные условные обозначения: +, -, жетоны).
Организация взаимопомощи учащихся и помощи учителя для ликвидации пробелов и коррекции знаний, умений и навыков.
7. Подведение итогов работы, выявление результатов.
данная технология апробирована в 9-х классах. Значительно увеличилось качество обучения. Основная часть учащихся овладела в процессе деятельности (с начала работы по технологии) умением грамотно строить монологическую речь, выполнять письменные самостоятельные работы различных жанров, анализировать произведения, учащиеся научились правильно писать слова с изученными орфограммами и правильно ставить знаки препинания.
8. Трудоемкость работы заключается в том, что преподаватели должны:
Изучить интеллектуальные и психологические особенности каждого учащегося.
Уметь составить с учетом индивидуальных особенностей учащихся задания, чтобы они были интересными и не повторяли материал предыдущих уроков.
Держать в поле зрения всех учащихся; если нужно, организовывать консультации, помогать советом.
Способствовать пробуждению и раскрытию собственного ученика, развивать его способность свободно выражать свои мысли в любой ситуации.
Уметь расширять поле самостоятельности учащихся в процессе индивидуальной деятельности.
Построить весь процесс работы со школьником по выработке у него прочных знаний, умений и навыков так, чтобы работал он, поддерживать интерес, мотивировать процесс работы.
9. Актуальность.
Работу по данной технологии можно рекомендовать как учителям, преподающим предметы гуманитарного цикла, так и тем, кто обучает учащихся точным наукам.