I. Роль игры в образовательном процессе в начальном звене
Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной практике. Игра является одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьнозначимых психических функций, успешности обучения в целом. Игра является механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка. Т.о. игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.
В своей работе я придерживаюсь взглядов ведущих ученых и педагогов на роль игры в образовательном процессе в начальной школе.
Так П.Ф. Каптерев считал, что «Простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают».
Л.С. Выготский писал о том, что «Отношение игры к развитию -- это отношение обучения к развитию. Игра - источник развития и создает зоны ближайшего развития».
О.С.Газман рассматривал проблему так - «На рубеже 6-7 лет у детей появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, также происходит смена определяющих это развитие видов деятельности - игровая деятельность уступает ведущее место учебной. Однако это вовсе не означает, что переступив порог школы, дети перестают играть. Игры по-прежнему не теряют для них своей привлекательности и занимают значительное место в режиме жизнедеятельности, выступая, во-первых, как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности (учения); во-вторых, как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и обеспечивающая психологический комфорт; в - третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников».
Ш.Амонашвили утверждает, что «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников».
Э.Эриксон писал, что «на четвертой стадии психического развития школьный возраст (6-10 лет) - основной вопрос для личности ребенка: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?». На этой стадии происходит формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда. В школьном возрасте учебные навыки для детей превращаются как бы в особый самостоятельный мир, со своими собственными целями и ограничениями, достижениями и разочарованиями. Систематическое обучение и воспитание, поощрение взрослыми учебного и трудового творчества школьников развивают в них предприимчивость, настойчивость, инициативу. Если при обучении в школе ребенок не получает удовольствия от работы, не испытывает гордости за то, что хотя бы что-то одно он сделал своими руками действительно хорошо, может привести к формированию чувства неполноценности. Ситуацию успеха проще создать в игровой деятельности детей с учебными целями».
В.И.Слободчиков выделяет «в начале ступени персонализации происходит кризис детства, когда ребенок меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, т.к. меняется главный вид деятельности: от игры в школу перешли к реальным учебным занятиям, и ребенок учится ради признания и одобрения значимых для него другими. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок и проявляется главным показателем становления его как субъекта социальных отношений. Структура учебной деятельности включает в себя учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку. Принятие ребенком этого выступает как критерий готовности к школьному обучению. Это становится возможным при особом типе общения со взрослыми с высоким уровнем произвольности: в опоре на непосредственную предметную ситуацию и сознательно принимаемые задачи, правила, требования. Все это проще и доступнее сделать через игровые задания, где взрослый (учитель) обеспечивает сотрудничество и поддержку в приобщении к изучению реальности. Освоение теоретических знаний в процессе учебной деятельности наиболее эффективно тогда, когда оно сочетается с игрой. Формы игровой деятельности позволяют сделать общий смысл вещей более явным для ребенка - с помощью игры ребенок раскрывает для себя их смысл и назначение; она позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения».
Игры делятся на: интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические. Все больше заслуживают внимания компьютерные игры.
II. Виды дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе
Все дидактические игры построены в особую программу:
1) классификация (группировка) предметов по заданному основанию (например, соединить в группы предметы по цвету, форме);
2) классификация предметов по найденному учащимися основанию (например, сгруппировать предметы или линии по какому-то общему признаку, который найдете сами);
3) обобщение предметов (например, найти общий признак у предметов, чисел, фигур, примеров; или «4-ый лишний»);
4) самоконтроль (например, «Где ошибся Буратино?»).
Также на заключительном уроке в освоении какой-либо темы можно провести игру- путешествие, в ходе которой от задания к заданию ученики вместе с учителем движутся к намеченной цели.
В процессе игры осуществляется подготовка работ к обучению грамоте, к усвоению грамматического строя русского языка. В начальной школе дидактическая игра может превратиться в эффективное средство закрепления и расширения знаний, полученных на занятиях. К.Д.Ушинский называл такие игры педагогическими, созданными взрослыми для обучения детей. Дидактические игры по русскому языку должны подготовить учащихся к выполнению домашних заданий, привить устойчивый интерес к учебным занятиям, главное, способствовать осмысленному овладению устными формами речи, развитию логического и образного мышления.
В данном сборнике я рассмотрела различные дидактические игры, которые помогут учителю начальных классов на уроках русского языка при обучении основным грамматическим понятиям.
2.1 Фонетические игры
Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым стилем языка, правильным звукопроизношением, целенаправленно усваивая систему ударений в словах, интонационный настрой родного языка.
При анализе звукового состава слова важно научить ребенка произносить слова особым образом - с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если им нужно выделить первый звук и т.д. Это действие подчеркнутого протягивания отдельных звуков помогает детям научиться производить полный звуковой анализ слова, свободно ориентироваться в звуковом его составе. А это способствует успешному овладению чтением и письмом.
Определенные трудности возникают и в произношении отдельных звуков. Например, усвоение артикуляций согласных [р], [л], [ш], [ж], иногда – [г], [к], [х].
Предлагаемые фонетические игры учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи:
1. Передай скороговорку
2. Глухие телефоны
3. Угадай первый звук
4. Придумайте новое слово
5. Что нарисовано
6. Исправь ошибку поэта
……………………………..
19. Замени одну букву другой
20. Букву в клетку
21. По слогам
23. Пять слов
23. Интересные слова
24. Музыкальные слова
25. Хитрые слова
2.2 Графические игры
Цель их - научить детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов:
1. Допишите элемент до буквы
…………………………………
16. Проделки Ветродува
17. Буквенные ребусы
18. Спрятанные слова
2.3 Лексические игры
Детям младшего школьного возраста свойственны узость в овладении словом, слабая дифференциация его значений, но они пытаются проникнуть в смысл слов, понять переносное значение. Помочь им в этом - наша задача. Детям иногда трудно бывает установить границу между словами, т.к. долго ребенок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, определяющую для него понимание слова. Выделение слова из речи и работа с ним устранит эту трудность.
Игры по лексике помогут развить языковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.
Учитель может сам придумать игры, подобно данным, на другом лексическом материале:
1. Какие это предметы
2. Придумай или вспомни загадку
...............................................................
19.3амени слово похожим по значению …………………………………………….
25. «Каламбуры»
26.«Перевод»
27. «Негатив»
28. «Бестолковый словарь»
29. Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс)
30. Составьте слово
2.4 Грамматические игры
Игры по грамматике одновременно являются упражнением на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков. При проведении специальной работы по развитию речи учитель добивается чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных, формы глаголов, наиболее распространенные наречия, предлоги, союзы. Учитель следит за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми грамматическими формами будет хорошо подготовлен к дальнейшему обучению в школе ребенок.
Виды игр:
1. Знаете ли вы русский язык?
2. Письмо рисунками
…………………………….
9. Строчная или прописная
10. Подскажи словечко
11. Составь сочетание
12. Кто последний?
……………………….
15.Ответим на вопросы
2.5 Орфографические игры
Цель - в занимательной форме отработать правописание слов. Их много, вот некоторые: 1. Овощи, фрукты, ягоды
…………
4. Как пишется?
5. Вопросы – ответы
6. Не перенесёшь
7. Догадайся
………………
12. Исправьте ошибки
13 . Волшебные предложения
14. Цветная диаграмма
15. Составь рассказ
16. Составь слово
17. Сочинялки
Краткое содержание и цели каждой игры предложены мною в Приложении. Надеюсь, что они помогут учителям сделать процесс обучения более увлекательным и лёгким, разовьют у детей интерес к русскому языку и орфографическую зоркость, повысят грамматические знания и умения.