Цель: познакомить с традициями, обычаями, костюмами, кулинарией, праздниками русского народа.
Развивать мышление, воображение.
Воспитывать толерантность, чувство товарищества.
Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации костюмов, головных уборов, обуви.
1. Сообщение темы
2. Беседа
- Россия – многонациональная страна мира. В ней проживает более 160 народов.
- Что такое национальность? (Ответы детей.)
- Давайте прочитаем в словаре. ( Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.)
- Назовите свою национальность.
- Дети каких национальностей учатся в нашем классе? (Русские, армяне, азербайджанцы.)
- Влияет ли национальность на отношение между детьми? (Нет.)
- Как живут дети в нашем классе? (Дружно, помогают друг другу.)
- Люди всех национальностей должны жить дружно, помогать друг другу. (Пример: землетрясение в Армении.)
- Сегодня мы поговорим об обычаях, одежде, кухне, праздниках людей разных национальностей.
(Армине рассказывает об Армении, Айсун – об Азербайджане.)
3. Старинная русская одежда
- О том, какой была старинная русская одежда, можно узнать из сказок, народных песен.
- Какой была любимая женская одежда? Что любили носить и девочки, и женщины, и царевны? (Сарафан).
- Под сарафан надевали длинную рубашку с рукавами. Для работы сарафаны шили тёмные. Нарядные сарафаны были яркими. Особенно любили красный цвет. (Показ сарафанов.)
На голове молодые девушки носили ленты, венки, женщины – платок, кокошник. Показ.
- А какую одежду носили мужчины? (Широкие штаны и рубашки – косоворотки. На работу надевали тёмную рубаху, а праздничные рубахи были яркими, нарядными, с вышивкой.) Показ.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходной – суконный кафтан, зипун (он похож на халат из шерсти.)
- Что носили из обуви, вы узнаете, отгадав загадки.
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Лапти)
И зимой, и летом крестьяне и крестьянки носили на ногах лапти. Они сами плели их из коры липы или берёзы.
Весь в шерсти,
А кожи нет. (Валенки)
Два родных брата
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (Сапоги)
Богатые люди ходили в сапогах из цветной кожи. Сапоги часто расшивали золотом.
4. Старинные обычаи
- Что это за обычаи?
Гостю щей не жалей, погуще влей!
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Что есть в печи, на стол мечи!
(Гостеприимство)
На свадьбы, именины, праздники звали родственников, соседей. Но не только! Бывало, вечером кто – то постучит в окошко, хозяева его впускали и оставляли на ночлег даже незнакомого человека. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах, несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. Такими гостеприимными были и бедные, и богатые люди.
- А сейчас этот обычай соблюдается?
- У кого гостеприимные родители?
- Почему вы так считаете?
- О каком обычае говорят добрый, как вы думаете?
(1 ученик)
Самым распространённым в старину обычаем было помогать тем людям, у которых случилась беда, кто оказался в нужде.
А таких случаев было немало. Вот болезнь унесла в могилу матушку, а отца летом убила молния - остались дети сиротами. Или ещё одно несчастье — остались больные старики одни, нет у них никаких помощников.
Нередко случалась в России и такая беда — неурожай. То град побьёт весь хлеб, то засуха сожжёт всё на поле. Трудно тогда приходилось тем семьям, у которых не было запасено зерна. А пожары — деревня-то вся из дерева! Они приносили большое несчастье семье.
Когда приходила к кому-то беда, люди не ждали, чтобы их попросили о помощи, они сами догадывались об этом и всегда старались помочь в несчастье или в нужде.
- А сейчас соблюдается этот обычай?
- Послушайте рассказ, который называется «Два брата».
В одном бедном селении жили два брата, землю пахали, хлеб сеяли. У младшего брата было четверо детей, мал – мала меньше, а у старшего не было вовсе. Жили братья дружно, земли не делили, а пахали и сеяли сообща. Поспел хлеб, они убрали и поделили зерно поровну.
Пришла ночь. Лёг старший брат, не спится ему, он думает: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата – то семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду – ка я, да положу ему своих зёрен». И сделал, как задумал.
Проснулся ночью и младший брат и думает: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы – то с женой молодые, здоровые, дети нам на подмогу растут. А брат один с женой, и старше они нас, надо ему хлеба от себя прибавить». И сделал, как задумал.
Днём смотрят братья – зёрен не убыло: обе части у обоих равны. Подивились братья и ничего друг дружке не сказали.
И так несколько ночей: братья хлеб перекладывали, пока не застали друг друга на месте. Ещё крепче стала любовь между братьями. И всю жизнь они прожили счастливо, во всём друг другу помогали и нужды – горя не знали.
- Как вы думаете, почему братья помогали друг другу украдкой?
- Вот ещё один обычай:
Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нём всюду.
- Чему учит этот обычай?
- Объясните пословицу: «Доброе дело два века живёт».
- Подумайте каждый молча, про себя: делали ли вы добрые дела своим близким или чужому человеку?
Вы ведь помните, что сделал доброе дело, не нужно хвалиться им. Поэтому рассказывать можно только о добрых делах ваших знакомых, родных людях.
Помощь, конечно, нужна тем, кто в ней нуждается. А нужна ли помощь тому, кто сам приходит на помощь?
- Почему так в пословицах говорится:
Худо тому, кто добра не делает никому?
- Что испытывает человек, который помог другому?
- Кому живётся лучше – доброму или недоброму человеку?
- Какой вывод сделаем? (Добрые дела может делать только добрый человек).
5. Физминутка
6. Старинная русская кухня
- Какой продукт был самым главным, самым почитаемым? Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы? (Хлеб)
(2 ученик).
К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжёлым трудом. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с солонкой.
Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать.
А если вдруг кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!
Почему нельзя было выбрасывать хлеб?
Оказывается, рядом с тем, кто любит это делать, всегда чёрт. Как только вы бросили кусок хлеба, чёрт — раз! — и схватил его. А потом-то и будет самое страшное, считали наши предки. Когда вы умрёте, то душа ваша попадёт к чёрту. А это значит, она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё потому, что вы плохо обращались с хлебом.
Хлеб — это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали и даже крошки собирали в ладошку — и в рот.
Так относились к хлебу в старину.
- Объяснить пословицу: «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда».
КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА
- Разгадайте, какие блюда были самыми любимыми? (Щи, каша, блины, пироги).
Настоящим народным продуктом была капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.
Ну, а царицей всех горячих блюд из капусты были… (щи). Их ели и в царских хоромах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде.
Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам.
А как же?
Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.
- Что означает эта пословица?
- Какие каши вы знаете?
- А в старину были ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая.
Каша – мать наша.
- Почему так говорили?
В России были и особенно любимые праздничные блюда: блины, пироги, пельмени. Пельмени делала с разными начинками: с мясом, с капустой и мясом, с картошкой.
- А какие ваши любимые блюда?
7. Праздники
- Какие праздники отмечали в старину? (Святки, пасха, масленица, праздник Ивана Купалы и др.)
- Мы сегодня поговорим о празднике Ивана Купалы.
- Кто знает, когда его отмечают? (7 июля)
Это был самый весёлый, самый любимый летний праздник. Появился он более 1000 лет назад на Руси. И посвящался он богу солнца и земных плодов Ивану Купале. Древние люди считали, что огонь и вода – самые главные вещи в жизни, безе них нет и самой жизни. Они очищали человека, убирали от него всё ненужное, плохое.
В день Ивана Купалы всё веселье было связано с водой. Много разных правил, обычаев, развлечений, легенд придумали люди для этого дня.
Ещё что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас!
Иванов день!
Люди верили, что в эту ночь оживала вся природа, животные и растения. Деревья переходили ночью с места на место. А когда они шелестели листьями, это они разговаривали между собой. И травы всю ночь шептались друг с другом. Это бывает только один раз в году. В купальскую ночь ведут между собой беседы коровы, овцы, медведи и лисицы.
В Иванов день главным растением становится папоротник. Он никогда не цветёт. Но, по легенде, в эту ночь с ним совершается чудо.
(3 ученик)
В полночные часы с папоротником происходят необыкновенные превращения. На его широких листьях внезапно появляется почка. Она поднимается всё выше и выше. То заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернётся и запрыгает.
Ровно в полночь раздаётся треск — и вмиг всё освещается вокруг. Почка превращается в огненный цветок, такой яркий и горячий, что на него больно смотреть. Цветок сияет огненным пламенем. И тут же раздаётся чей-то голос и непонятное щебетание. Это голос нечистой силы. Чудный, редкий цветок — волшебный. Он появляется только на миг.
Тот, кто отыщет цветок папоротника и успеет сорвать его, — тот получит невиданную власть. Этот человек сможет повелевать всем на свете: и царями, и королями, и простыми людьми, и нечистой силой. Он станет сильнее их всех. Он узнает, где скрыты клады с сокровищами и сможет легко пройти через все преграды к ним. Двери сами распахнутся перед тем, кто завладеет цветком — стоит только приложить его к замку. Невидимкой проберётся он к любой красавице. Вот какой чудесной силой наделён цветок!
Но отыскать и сорвать его очень трудно. Если кто-то и разыщет чудо-цветок, завладеть им нелегко. Невидимая рука тут же срывает огненный цветок. Но всё равно в купальскую ночь многие караулили в лесу дивный цветок.
Купальские обычаи
Чтобы уберечься от бедствий и несчастий:
1. Собирают большой костёр из шиповника, крапивы, колючек и сжигают. Так сжигают все беды и несчастья.
2. По заросшим прудам собирают одолень – траву – это белая кувшинка. Её сохраняют целый год. Только в эту купальскую ночь одолень – трава набирает чудесную силу.
В Иванов день собирают лечебные травы. В это время в них накапливается большая сила. Их сушат на зиму. Все травы, которые собирают в Иванов день, имеют большую силу. Они берегут дом от пожара во время грозы. Ими лечат больных. Травы прогоняют злых духов. Они делают мужчин смелыми. Девицы носят с собой траву в одежде и с её помощью добиваются любви парня.
(4 ученик)
Этот обычай соблюдали девушки
Они все хотели стать красавицами. А сделать это было очень просто.
Рано-рано утром в Иванов день уходили девушки в луга. С собою у каждой была большая скатерть и миска. Трава в лугах вся сверкала капельками росы. Её-то и собирали. Расстилали скатерть и волокли её по траве. А потом отжимали росу в миску. Умылась девица росой — и стала красавицей!
(5 ученик)
А этот обычай особенно нравился парням
Они отправлялись с вёдрами и кувшинами на речку. Потом шли по улице, и кто бы ни встретился — ведро воды на него. Только старых да малых не трогали. Особенно любили обливать девушек. Если их не оказывалось на улице, парни врывались в дом. Выносили на руках девицу и с головы до ног обливали водой. А девушки тоже не оставались в долгу. Тоже за вёдра — и бегом на реку! Начиналась всеобщая свалка, крик, смех! А потом молодёжь гурьбой отправлялась на речку купаться.
Веселье продолжалось всю ночь. На высоком месте за деревней устраивали забавы с огнём. Раскладывали костёр и прыгали через него. Так освобождались от всего нехорошего. Через костёр прогоняли скотину, чтобы защитить её от беды.
Были в Иванову ночь свои приметы. Кто выше прыгнет, у того всё будет хорошо: и хороший урожай, и здоровье. Если парень и девушка не разомкнут рук при прыжке, у них будет свадьба.
Напрыгавшись через костёр, молодёжь устраивала весёлые и шумные игры. Бегали наперегонки. Мерялись силой – боролись. Играли в горелки. Таким был этот весёлый и красивый старинный праздник.
8. Итог
- Что нового вы узнали?
- Что вам запомнилось?
- Какие выводы для себя сделали?