Логопедическое занятие по теме "Правописание предлогов со словами"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цели и задачи:

  • Проверить умение записи текста под диктовку.
  • Проверить умение выделять предлоги из потока речи и навык правильного написания предлогов со словами.
  • Закреплять навык предложного управления (грамматическое значение предлога).
  • Продолжать развивать связную речь через рассказ-описание.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать навык грамматически правильного письма, навык самоконтроля.
  • Продолжать совершенствовать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  • Проектор, компьютер, демонстрационный экран.
  • Презентационное сопровождение занятия, созданное в программе Power Point.
  • CD – «Логопедические распевки» (музыкальное сопровождение к книге Т. С. Овчинниковой); «Коллекция анимаций».
  • Графические схемы предложения (по количеству учащихся).
  • Иллюстрации с изображением белки, куницы, леса.

Участники: учащиеся 3-4 классов с задержкой психического развития.

Подготовительная работа: чтение, обсуждение текстов о белке и кунице, по вопросам и иллюстрациям составить рассказ-описание о белке и кунице.

Приложения:

  • Музыкальный отрывок: для белки и музыкальный отрывок: для куницы (Приложения к презентации)
  • Тексты для чтения «Белка», «Куница» (Приложение 1)
  • Домашнее задание (белка – Приложение 2, куница – Приложение 3) Примечание. Распечатки раздаются всем ученикам заранее.
  • Музыкальный отрывок для физ. минутки (Приложение к презентации)

Ход занятия

Вступление (Слайд 1)

I. Организационный момент. Психогимнастика (Слайд 2)

Логопед: «Сегодня у нас замечательный день. Представьте, что мы с вами в лесу, где поют птицы, с ветки на ветку прыгают белки. Поприветствуем их и друг друга: «Здравствуйте птицы, здравствуйте звери, здравствуйте ребята!»

II. Вводная часть. Игра «Дикие, домашние животные» (Слайд 3)

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Скажите, кто здесь изображен и с кем? (например, лиса с лисятами).

Логопед: Уберите животных, которых вы считаете здесь лишними. (собака с щенятами) Почему убрали именно этих животных?

Примечание. Животные убираются щелчком.

III. Основная часть.

1. «Узнай по описанию» (Слайд 4)

Логопед: Кто сегодня будет главными героями на занятии, вы узнаете, отгадав животных по описанию (логопед читает загадки):

Она по елкам ловко скачет и влезает на дубы.
Она в дупле орехи прячет и сушит на зиму грибы.
Тот зверек в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом. (белка)

  • изображение белки появляется на экране (клик)

(слово «белка» проговаривается по слогам всеми учениками с одновременным его появлением на экране)

Логопед: Какие слова и словосочетания помогли вам узнать животное?

Зверек я ростом небольшой, но хищник я ужасный.
Примета главная моя –
большое желтое пятно на горле у меня. (куница)

  • изображение куницы появляется на экране (клик)

(слово «куница» проговаривается по слогам всеми учениками с одновременным его появлением на экране)

Логопед: Какие слова и словосочетания помогли вам узнать животное?

2. «Хищники – травоядные» (Слайд 5)

Необходимо распределить пищу между белкой и куницей (предметы передвигаются по щелчку, начиная с пищи куницы).

Примерный ответ ученика: Белка питается орехами, грибами, ягодами. Она – травоядная.

3. Психогимнастика (Слайды 6, 7)

По музыкальному сопровождению определить, какому животному оно может соответствовать (белка (Слайд 6), куница (Слайд 7)). После прослушивания музыкального отрывка учащиеся отвечают на вопросы:

  • какому животному может соответствовать эта музыка?
  • почему вы так думаете?

Затем по щелчку иллюстрация с изображением животного открывается.

  • какой характер у белки, куницы? (белка – веселая, юркая, быстрая; куница – хитрая, гибкая, быстрая, жестокая).

Затем учащиеся выбирают животное и изображают его, опираясь на особенности их характера.

IV. Домашнее задание (Слайды 6, 7) – можно сделать ссылки на Приложение 2, Приложение 3.

Учащиеся озвучивают свои рассказы-описания, составленные по вопросам и иллюстрациям (про белку – (Слайд 6), про куницу – (Слайд 7)).

V. «Предлоги» (Слайд 8)

1. Составление предложения по опорным словам.

Логопед: Переходим к основной нашей теме «Предлоги». Вы очень хорошо рассказали о белке, узнали ее по описанию, смогли изобразить ее повадки, характер. Давайте вспомним, как называются детеныши белки (бельчата); как называется дом, в котором они живут (дупло).

(При этом необходимо требовать от детей полных ответов с четким проговариванием всех звуков).

Логопед: Составьте со словами  белка, бельчата, дупло предложение, используя предлоги  с, в – «Белка с бельчатами живут в дупле» (после того, как учащиеся составили предложение – переход к слайду 9).

  • повторить, что такое «предлоги», как пишутся предлоги со словами.
  • показать и назвать на экране предлоги или выделить их «указателем».

2. Составление схемы предложения (Слайд 9)

  • сколько слов в данном предложении?
  • как предлоги изображаются графически?  –  рис.1

Учащиеся выкладывают схему предложения на партах, используя набор «Графическая схема предложения», затем проверка на экране (щелчком появляется схема предложения).

3. Физ. минутка (Слайд 10) – под музыку «Танец утят» (Приложение к презентации)

Примечание. Физ. минутка проводится на усмотрение логопеда, так как в процессе работы над темой достаточно активных действий.

4. Работа с текстом (Слайд 11)

  • вставить в текст «Белка и куница» подходящие по смыслу предлоги (щелкнуть по соответствующему предлогу);
  • выделить предлог рис.1 (используется «указатель»);
  • прочитать словосочетания – предлог и слово с ним связанное;
  • еще раз повторить, что предлоги со словами пишутся отдельно.

5. Выборочный диктант (Слайд 12) – слайд пустой.

Логопед читает текст «Белка и куница» по предложениям. Учащиеся выписывают словосочетания предлог + слово, с ним связанное. По написании – предлоги выделить  рис.1.

6. Самопроверка (Слайд 12) – словосочетания для проверки появляются по щелчку.

7. Самооценка (Слайд 13)

  • 1 ошибка – «5»
  • 2-3 ошибки – «4»
  • 4 ошибки и более – «3».

VI. Итог – рефлексия

  • какую тему мы сегодня повторяли?
  • что такое «предлоги»?
  • как пишутся предлоги со словами?

VII. Оценка эмоционального состояния(Слайд 14)

  • понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
  • что понравилось?
  • какое у вас было настроение?
  • обведите (используется «указатель») или зарисуйте в тетрадь тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

Всем спасибо!

К работе прилагаются фотографии (Приложение 4).