Цели и задачи:
- Проверить умение записи текста под диктовку.
- Проверить умение выделять предлоги из потока речи и навык правильного написания предлогов со словами.
- Закреплять навык предложного управления (грамматическое значение предлога).
- Продолжать развивать связную речь через рассказ-описание.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать навык грамматически правильного письма, навык самоконтроля.
- Продолжать совершенствовать и активизировать словарный запас.
Оборудование:
- Проектор, компьютер, демонстрационный экран.
- Презентационное сопровождение занятия, созданное в программе Power Point.
- CD – «Логопедические распевки» (музыкальное сопровождение к книге Т. С. Овчинниковой); «Коллекция анимаций».
- Графические схемы предложения (по количеству учащихся).
- Иллюстрации с изображением белки, куницы, леса.
Участники: учащиеся 3-4 классов с задержкой психического развития.
Подготовительная работа: чтение, обсуждение текстов о белке и кунице, по вопросам и иллюстрациям составить рассказ-описание о белке и кунице.
Приложения:
- Музыкальный отрывок: для белки и музыкальный отрывок: для куницы (Приложения к презентации)
- Тексты для чтения «Белка», «Куница» (Приложение 1)
- Домашнее задание (белка – Приложение 2, куница – Приложение 3) Примечание. Распечатки раздаются всем ученикам заранее.
- Музыкальный отрывок для физ. минутки (Приложение к презентации)
Ход занятия
Вступление – (Слайд 1)
I. Организационный момент. Психогимнастика (Слайд 2)
Логопед: «Сегодня у нас замечательный день. Представьте, что мы с вами в лесу, где поют птицы, с ветки на ветку прыгают белки. Поприветствуем их и друг друга: «Здравствуйте птицы, здравствуйте звери, здравствуйте ребята!»
II. Вводная часть. Игра «Дикие, домашние животные» (Слайд 3)
Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Скажите, кто здесь изображен и с кем? (например, лиса с лисятами).
Логопед: Уберите животных, которых вы считаете здесь лишними. (собака с щенятами) Почему убрали именно этих животных?
Примечание. Животные убираются щелчком.
III. Основная часть.
1. «Узнай по описанию» (Слайд 4)
Логопед: Кто сегодня будет главными героями на занятии, вы узнаете, отгадав животных по описанию (логопед читает загадки):
Она по елкам ловко скачет и влезает на дубы.
Она в дупле орехи прячет и сушит на зиму грибы.
Тот зверек в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом. (белка)
- изображение белки появляется на экране (клик)
(слово «белка» проговаривается по слогам всеми учениками с одновременным его появлением на экране)
Логопед: Какие слова и словосочетания помогли вам узнать животное?
Зверек я ростом небольшой, но хищник я ужасный.
Примета главная моя –
большое желтое пятно на горле у меня. (куница)
- изображение куницы появляется на экране (клик)
(слово «куница» проговаривается по слогам всеми учениками с одновременным его появлением на экране)
Логопед: Какие слова и словосочетания помогли вам узнать животное?
2. «Хищники – травоядные» (Слайд 5)
Необходимо распределить пищу между белкой и куницей (предметы передвигаются по щелчку, начиная с пищи куницы).
Примерный ответ ученика: Белка питается орехами, грибами, ягодами. Она – травоядная.
3. Психогимнастика (Слайды 6, 7)
По музыкальному сопровождению определить, какому животному оно может соответствовать (белка (Слайд 6), куница (Слайд 7)). После прослушивания музыкального отрывка учащиеся отвечают на вопросы:
- какому животному может соответствовать эта музыка?
- почему вы так думаете?
Затем по щелчку иллюстрация с изображением животного открывается.
- какой характер у белки, куницы? (белка – веселая, юркая, быстрая; куница – хитрая, гибкая, быстрая, жестокая).
Затем учащиеся выбирают животное и изображают его, опираясь на особенности их характера.
IV. Домашнее задание (Слайды 6, 7) – можно сделать ссылки на Приложение 2, Приложение 3.
Учащиеся озвучивают свои рассказы-описания, составленные по вопросам и иллюстрациям (про белку – (Слайд 6), про куницу – (Слайд 7)).
V. «Предлоги» (Слайд 8)
1. Составление предложения по опорным словам.
Логопед: Переходим к основной нашей теме «Предлоги». Вы очень хорошо рассказали о белке, узнали ее по описанию, смогли изобразить ее повадки, характер. Давайте вспомним, как называются детеныши белки (бельчата); как называется дом, в котором они живут (дупло).
(При этом необходимо требовать от детей полных ответов с четким проговариванием всех звуков).
Логопед: Составьте со словами белка, бельчата, дупло предложение, используя предлоги с, в – «Белка с бельчатами живут в дупле» (после того, как учащиеся составили предложение – переход к слайду 9).
- повторить, что такое «предлоги», как пишутся предлоги со словами.
- показать и назвать на экране предлоги или выделить их «указателем».
2. Составление схемы предложения (Слайд 9)
- сколько слов в данном предложении?
- как предлоги изображаются графически? –
Учащиеся выкладывают схему предложения на партах, используя набор «Графическая схема предложения», затем проверка на экране (щелчком появляется схема предложения).
3. Физ. минутка (Слайд 10) – под музыку «Танец утят» (Приложение к презентации)
Примечание. Физ. минутка проводится на усмотрение логопеда, так как в процессе работы над темой достаточно активных действий.
4. Работа с текстом (Слайд 11)
- вставить в текст «Белка и куница» подходящие по смыслу предлоги (щелкнуть по соответствующему предлогу);
- выделить предлог (используется «указатель»);
- прочитать словосочетания – предлог и слово с ним связанное;
- еще раз повторить, что предлоги со словами пишутся отдельно.
5. Выборочный диктант (Слайд 12) – слайд пустой.
Логопед читает текст «Белка и куница» по предложениям. Учащиеся выписывают словосочетания предлог + слово, с ним связанное. По написании – предлоги выделить .
6. Самопроверка (Слайд 12) – словосочетания для проверки появляются по щелчку.
7. Самооценка (Слайд 13)
- 1 ошибка – «5»
- 2-3 ошибки – «4»
- 4 ошибки и более – «3».
VI. Итог – рефлексия
- какую тему мы сегодня повторяли?
- что такое «предлоги»?
- как пишутся предлоги со словами?
VII. Оценка эмоционального состояния(Слайд 14)
- понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- что понравилось?
- какое у вас было настроение?
- обведите (используется «указатель») или зарисуйте в тетрадь тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Всем спасибо!
К работе прилагаются фотографии (Приложение 4).