ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа создания музея «Патриот»
ориентирована на все возрастные группы учащихся
школы, определяет основные пути развития
патриотического воспитания учащихся. При этом
учитываются опыт и достижения прошлого,
современные реалии, тенденции развития нашего
общества.
События последних лет оказали негативное
влияние на общественное сознание большинства
социальных и возрастных групп населения страны,
снизилось воспитательное воздействие
российской культуры, искусства и образования как
важнейших факторов формирования патриотизма.
Существенно обострился национальный вопрос.
Патриотизм стал перерождаться в национализм,
утрачиваются значение и понимание
интернационализма. В общественном сознании
укоренились равнодушие, эгоизм, агрессивность,
повсеместно распространены наркомания,
пьянство, увеличилось количество преступлений
среди подростков.
В этих условиях очевидна необходимость решения
проблемы патриотического воспитания как основы
консолидации общества и укрепления государства.
Говорить о воспитании патриотизма можно лишь при
условии систематической и целенаправленной
деятельности педагогов по формированию у
учащихся патриотического сознания, чувства
ответственности и долга перед своим Отечеством,
истинно гражданской позиции, именно на школу
возложено решение этой задачи.
Цели:
- воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов через поисковую деятельность школьного музея;
- приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию, приобретение ими опыта социально-значимой деятельности через практическое участие в сборе и хранении документов, изучение и благоустройство памятников;
- совершенствование учебно-воспитательного процесса средствами дополнительного образования.
Задачи:
- проведение активной поисковой деятельности членами музея и учащимися школы ;
- использование культурных ценностей для развития и воспитания детей и подростков;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края (города, района, округа, области);
- проведение активной экскурсионно-массовой работы с учащимися и населением;
- связь с Советом ветеранов Великой Отечественной войны, Советом ветеранов- участников локальных войн, Хантыйским этнографическим музеем, национальными общественными организациями, библиотеками города, военно – учетным столом, Храмом «Покрова Божией Матери», Центром детского творчества, средствами массовой информации;
- формирование фонда школьного музея через поиск и обеспечение его сохранности.
Срок реализации программы: 2005 – 2010гг.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Поисковая деятельность школьного музея в своей
деятельности руководствуется нормативными
документами: Законом РФ «Об образовании», а в
частности учета и хранения фондов –
Федерального закона «О музейном фонде РФ и
музеях РФ».
Школьный музей принимает участие в
паспортизации, выставках, смотрах, включается в
программы культурно-патриотического и
молодежного движения, принимает участие в
районных краеведческих чтениях, олимпиадах
школьников, программе «Шаг в будущее»,
представляя результаты исследований по тематике
музея.
Совет музея:
– изучает документы и другие источники по
поисковой деятельности;
– систематически пополняет фонды школьного
музея путем активного поиска во время экскурсий,
работы в библиотеки и архивах;
– ведет учет фондов в инвентарной книге,
обеспечивает сохранность музейных предметов;
– создает и обновляет экспозиции, выставки;
– проводит экскурсионно-лекторскую и массовую
работу для обучающихся;
– работает в контакте с отделом дополнительного
образования, оздоровительной и воспитательной
работы управления образования администрации
Сургутского района и РЦДТ;
– устанавливает связь с государственными
музеями города, района, округа, Российской
Федерации соответствующего профиля;
– устанавливает и поддерживает связь со
школьными музеями города, района, округа,
Российской Федерации соответствующего профиля;
– проводит обучение актива.
Для обеспечения работы школьного музея из числа членов Совета музея формируются группы следующей направленности:
– научно-исследовательской,
– научно-просветительской (экскурсоводов),
– научно-экспозиционной,
– научно- проектной,
– научно-поисковой,
– фондовой,
– межмузейных связей.
Внутри направлений для успешной работы формируются поисковые группы из 3-5 человек из числа учащихся школы.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
I этап
2004-2005уч. год – организационный (сбор и первичная обработка материала, установление контактов с Лянторским этнографическим музеем, общественными организациями ветеранов ВОВ и Афганистана; создание фонда Музея; оформление документации; разработка проектов «Положение о школьном историко-краеведческом музее «Патриот» и «Программы комплексного историко-краеведческого музея «Патриот».
II этап
2005-2006уч. год – переход в стадию функционирования, принятие и утверждение документов, регламентирующих деятельность музея.
III этап
2006-2007 – 2008-2009 уч.года – этап функционирования. Расширение фондов музея, систематическая обработка поступающих материалов, сотрудничество с Советом ветеранов, проведение экскурсионно-массовых мероприятий, содействие классным руководителям в подготовке и проведении различных мероприятий («Уроков Мужества», встреч с ветеранами; литературно-музыкальных композиций к памятным датам истории и др.). Написание программы дополнительного образования учащихся по поисковой деятельности «По исковик» и апробирование программы (Приложение 1).
IV этап
2009-2010 уч.год – переход к этапу развития. Анализ работы за 5 лет; выявление проблем, определение путей их решения; корректирование деятельности по изменению системы работы музея в соответствии с выявленными проблемами; совершенствование деятельности музея; активизация исследовательской работы; оснащение школьного музея необходимым оборудованием (витрины, стеллажи, шкафы, помещение); создание АРМ руководителя школьного музея; активизация музейной педагогики и поисковой деятельности музея в рамках 65-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне.
Кадровое обеспечение
1. Заведующий музеем
2. Заместитель директора по ВР
3. Совет музея (25 человек, из них 8 учителей, 10
учащихся, 7 представителей общественности)
4. Актив музея (18 человек)
5. Социальные партнеры (Совет ветеранов Великой
Отечественной войны, Совет ветеранов –
участников локальных войн, Хантыйский
этнографический музей, национальные общества
города, библиотеки города,
военно-учетный стол, Храм «Покрова Божией
Матери», Центр детского творчества, средства
массовой информации города и района)
Ожидаемые трудности
1. Низкий уровень финансирования.
2. Недостаточная материально-техническая база,
небольшая площадь помещения.
3. Низкий уровень оплаты руководителя.
4. Загруженность педагогов.
Ожидаемые результаты
1. Действующий школьный музей.
2. Сформированный ученический актив школьного
музея с навыками социально-значимой
деятельности и основами профессионального
самоопределения.
3. Созданные тематические экспозиции.
4. Организованный учебно-воспитательный процесс
в тесном сотрудничестве с деятельностью
школьного музея.
5. Повышение уровня нравственного и
военно-патриотического воспитания учащихся (по
результатом анкетирования).
Ресурсное обеспечение
1. Бюджет школы.
2. Материально-техническая база школы.
3. Профсоюзный комитет.
4. Спонсорская родительская помощь.
5. Помощь социальных партнеров.
Предполагаемые затраты и источники финансирования
Учебный год |
Предполагаемые затраты |
Источники финансирования |
2007/2008 | Витрины вертикальные выставочные З шт. х 25000руб. |
Денежное поощрение – результат
участия в районном конкурсе «Школьный музей» Помощь социальных партнеров |
2008/2009 | Компьютер в сборе 1 шт.х 36000руб. Витрины выставочные
горизонтальные Витрины выставочные вертикальные |
Денежное поощрение – результат
участия в районном конкурсе Помощь социальных партнеров |
2009/2010 | Фотоаппарат цифровой 2шт. х 10000 руб. Мультимедийный проектор, экран |
Помощь социальных партнеров Денежное поощрение по результатам участия в конкурсах |