Оформление: большая «карта», для нее заготовлены якоря, стрелки. Место для ведущего – «капитанский мостик», оснащен «якорем», «штурвалом», «спасательным кругом» с надписью «Эврика», биноклем.
Оборудование: магнитофон с кассетами, микрофон, усилители, эмблемы в виде якоря для играющих, интерактивная доска.
Капитан. Сегодня корабль «Эврика» с 25 матросами отправляется в дальнее странствие по океану Знаний.
Боцман, свистать всех наверх!
Появляются дети. Звучит барабанная дробь.
Проверим готовность команды корабля.
Дети. 1-е отделение к отплытию готово! 2-е отделение к отплытию готово! 3-е отделение к отплытию готово! 4-е отделение к отплытию готово!
Боцман. Капитан! Команда к отплытию готова!
Капитан. Сегодня наша задача: по карте проложить маршрут на острова «Сказочная страна» и «Угадай-ка».
Боцман. Есть, проложить маршрут!
Капитан. За дисциплину в группах ответственность несут командиры. Моряки и морячки! Вперед! К испытаниям и трудностям! К сюрпризам в пути!
Итак, я предлагаю открыть увлекательный круиз по океану Знаний. Отдать швартовы! Сушить якорь! В путь, друзья! (Раздается гудок.) Берем курс на остров «Сказочная страна».
Боцман. Есть.
Капитан. Это всего в нескольких милях от нас. Пока штурман прокладывает дорогу (штурман прикрепляет к карте стрелки), я попрошу общего внимания. Чтобы попасть на этот остров, нужно выполнить интересное задание: выбрав любой номер на красном табло сектора, прочитать отрывок сказки, назвать автора и дать ей название.
И так, начинаем!
Презентация.
1. Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
Корней Чуковский. «Федорино горе».
2. Стала Машенька думать, как ей от Медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого. Думала она, думала и придумала…
«Маша и Медведь».
3. Жили-были дед да баба, да внучка Машенька. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки – одна коза. Коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу пасти…
«Коза-дереза».
4. А скажешь ему: «Раз, два, три,
Больше не вари!» – и он перестанет варить.
– Спасибо, бабушка, – сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.
Братья Гримм. «Горшок каши».
5.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
Корней Чуковский. «Мойдодыр».
6. Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь…
«Гуси-лебеди».
7. Стали они жить-поживать и козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
8. Вдруг выскочил из лесу зайчик-побегайчик. Смотрит на бычка – удивляется: что это за бычок здесь гуляет. Подбежал к нему, тронул лапкой – и прилип.
«Смоляной бычок».
9. Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить.
«Зимовье зверей».
10. Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
А в овраге под горою
Волки бешеные воют.
Корней Чуковский. «Краденое солнце».
11. Медвежата проголодались. Тут вдруг они увидели большую круглую головку сыра. Хотели было поделить её поровну, да не сумели. Жадность одолела медвежат. Каждый боялся, что другому достанется больше.
«Два жадных медвежонка».
12. Кто, кто в рукавичке живёт?
– Мышка-поскребушка, Лягушка-попрыгушка. А ты кто?
– А я Зайчик-побегайчик. Пустите и меня.
«Рукавичка».
13. Прибежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
«Приходи к нам, тётя-щука,
Нашу детку покачать».
Самуил Маршак. «Сказка о глупом Мышонке».
14. Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую".
Звери задрожали,
В обморок упали.
Корней Чуковский. «Тараканище».
15. Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
Корней Чуковский. «Путаница».
16. Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под диван, под стол – никого нет. Влез на подоконник, увидел – за окном гуляет Петух!
«Вот кто не дал мне спать!» – подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
Владимир Сутеев. «Кто сказал «Мяу»?
17. Наконец настал день свадьбы, и крот пришёл за своей невестой. Теперь … придётся переселиться в кротовую нору, жить глубоко под землёй, и никогда она не увидит солнца: крот ни за что не позволит ей выходить из норы.
Ганс Христиан Андерсен. «Дюймовочка».
18. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их звали потому, что они были очень маленькими.
Николай Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
19. В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его Чебурашка.
Эдуард Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».
20. Ладно, – сказал петушок, – я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду.
«Колосок».
21. «Меня уверяли, – сказал Кот, – что вы обладаете способностью превращаться в самых разных зверей, что например, вы можете превратиться в льва, в слона».
Шарль Перро. «Кот в сапогах».
22. Все дети, кроме одного-единственного на свете ребёнка вырастают.
Венди знала это наверняка.
Дэйв Барри. «Питер Пен».
23. Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Корней Чуковский. «Муха-цокотуха».
24. – Спасибо, – сказал Снеговик, что вы меня опять слепили. А теперь помогите мне Деда Мороза найти. Привели его к Медведю. Медведь в берлоге спал – еле разбудили. Владимир Сутеев.
«Ёлка».
25. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Александр Сергеевич Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
26. А что…, хотелось бы тебе поехать на бал?
– Ах, сестрицы, вы всё смеётесь надо мной! Куда уж мне!
Шарль Перро. «Золушка».
27. У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
– Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
– Ну нет, так нет, – солдат говорит.
Тут он приметил под лавкой топор.
«Каша из топора».
28. Смотри ты, Петя-петушок, – говорит ему кот, – не выглядывай в окошко, не верь лисе, она съест тебя и косточек не оставит.
«Петушок – золотой гребешок».
29. Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат. Но, как назло, ничего ему не попадалось.
И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней – видимо-невидимо!
Владимир Сутеев. «Мешок яблок».
30. – Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Лягушка-путешественница».
31. Счастливый случай (при выборе данного сектора табло исполняется произведение на флейте «Сказка»). После исполнения произведения, ребёнок продолжает игру.
32. Здравствуй, сестрица!
– Здравствуй, братец!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам да и кушай.
– Я не умею.
– Опусти хвост в прорубь, сиди, да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
«Лисичка-сестричка и волк».
Капитан. Вы успешно справились с заданием. Так держать! Боцман, мы плывем дальше! Обратите внимание – какая вокруг природа!
–Давайте возьмем курс на остров «Угадай-ка». (Звучит веселая музыка.)
– Путь не близок. Посмотрите в иллюминаторы! Кругом морская гладь, а там, вдали от нашей родины, вспоминаются родные края, наши милые березки, живописные горы. О нас сейчас скучает наш маленький зеленый городок, как и мы о нем.
Ученик исполняет песню «Зеленый городок» (на мотив песни «За розовым морем»).
1. Светит очень солнце ярко,
Расцвели вокруг цветы.
За окошком стало жарко –
Рады я и ты.
Собрались мы в нашем классе
В этот радостный денёк,
Всех гостей мы приглашаем
К нам на огонек!
Припев: Вдали от столицы,
Среди высоких сосен
В горах притаился
Зеленый городок.
Живут там ребята
И учатся с надеждой,
Что сбудутся все их
Мечтанья точно в срок.
2. Потанцуем мы все вместе,
Вспомним чудные деньки
И запомним этот праздник
С вами навсегда.
Помечтай ты о хорошем,
Делай добрые дела,
И удача улыбаться
Будет для тебя!
Припев.
Капитан. Бросаем якорь на острове «Угадай-ка».
– Давайте немного отдохнём. (Физминутка для коррекции зрения) (Приложение 2)
Продолжение игры – Презентация.
– Поэты, написавшие эти стихи, очень скромные. Они прячут своё имя внутри строчек, между словами. Догадайтесь, кто написал стихи.
Меня пронырой совы дразнят,
Нырять и плавать плохо разве? (Выдра).
Я захожу во все заливы
Ищу какой-нибудь наживы. (Щука).
– Переставьте буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось новое слово.
Укор – урок.
Уклон – кулон – клоун.
Улан – луна.
Вывоз – вызов.
– Из каждого слова исключите по одной букве так, чтобы получилось новое слово.
Горсть – гость.
Хлев – лев.
Уточка – точка.
Столб – стол.
Щель – ель.
Укол – кол.
– Угадайте ребусы:
Ложка, свеча, усы.
Доскажите словечки:
Повар.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет,
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда… (починили свет).
О. Григорьев.
Капитан. Мы выполнили все задания. Снимаемся с якоря и плывем домой!
Боцман. Есть.
Мы любим очень этот дом,
Где детство наше бережем
И душу по крупинкам раздаем.
Так пусть сияет окон строй
Любимой школы и родной
Ведь возвращаемся домой!
Все исполняют песню «Замыкая круг».
– До новых встреч!
В Приложении 1 смотрите фотографии с проведения игры.