Методическая ценность.
- Знакомство с краеведческим материалом.
- Формирование умений работать с картинками, картами устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, что способствует развитию мышления, внимания, памяти.
- Формирование познавательного интереса к предмету и мотивации к учебной деятельности.
- Урок содержит интересную информацию и, следовательно, имеет образовательную направленность.
Дидактическая ценность.
- Применение проектной и игровой технологий в изучении нового учебного материала.
- Расширение кругозора учащихся.
Воспитательная ценность.
- Воспитание самостоятельности.
- Урок способствует выработке коммуникативных навыков сотрудничества и умения работать в группе.
- Урок воспитывает добрые отношения к окружающему миру на основе эмпатии.
Практическая ценность.
- Применение проектного метода на уроке способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике.
- Данная работа может быть применена в учебной деятельности.
Социализирующая ценность.
- Обучение к общению, стрессовый контроль.
Тип урока: интегрированный с применением ИКТ и проектной технологий.
Цель урока: знакомство с ролью организмов в образовании почвы.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с почвенными обитателями, с их ролью в деятельном образовании плодородного слоя Земли в Ивановской области; с ролью организмов в сохранении плодородия почв; с влиянием человеческой деятельности на состояние почв;
- развивающие: продолжить формирование умений работать с картинками, картой, составлять доклады-презентации, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
- воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, способствовать выработке коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Необходимое аппаратное оборудование: ноутбук, экран, цифровой проектор, мультимедийная презентация урока в Microsoft Power Point.
Дополнительные средства обучения: информационные листы с картинками, цветные сигнальные карточки, ватман, цветные маркеры, стенд, карта почв Ивановской области, карта полезных ископаемых, цветные магниты, тестовые задания.
Ватман №1:
бактерии |
простейшие |
растения |
животные |
грибы |
|
|
|
|
|
Ватман №2:
Основные понятия темы: почва, ландшафтная экология, животные-землерои, правило Виноградского, почвообразование, почвенный покров, фитофаги, сапрофаги, хищники, климат, царства живых организмов, автотрофы, гетеротрофы.
Формы работы: работа в группах, индивидуальная работа.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, ИКТ, проектный.
Педагогические приемы: визуализация, построение сети ассоциативных связей, аналогии, сравнения и анализа.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.).
Класс рассаживается по 4 человека. Учитель приветствует ребят. Направляет внимание на урок.
2. Целеполагание (10 мин.).
- Учащимся предлагается определить тему урока.
- Демонстрируется слайд 2.
- Высвечивается на экране 4 картинки с изображением различных организмов, которые участвуют в образовании и поддержании плодородия почвы.
- Учащиеся смотрят слайд, пытаются выяснить тему урока. Делают предположения.
- После последнего предположения учащимся демонстрируется слайд 3.
- Учитель просит учащихся определить цель урока. Ученики формулируют главную цель урока, исходя из выясненной темы урока.
- Демонстрируется слайд 5.
- Учитель на основании поставленной цели просит ребят выдвинуть гипотезу исследования.
- Ученики выдвигают гипотезы.
- Учитель подытоживает высказывания.
- Демонстрируется слайд 6.
- Учитель просит попробовать сформулировать первую задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (крот и дождевой червь роют почву).
- Демонстрируется слайд 7.
- На основании выдвинутых наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать первую задачу.
- Демонстрируется слайд 8.
1 задача: «Познакомиться с обитателями почвы».
- Учитель просит попробовать сформулировать вторую задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (растения погибают и на них поселяются насекомые, личинки).
- Демонстрируется слайд 9.
- На основании выдвинутых наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать вторую задачу.
- Учащиеся формулируют вторую задачу.
- Демонстрируется слайд 10.
2 задача: «Познакомиться с ролью обитателей почвы в образовании плодородного слоя Земли».
- Учитель просит попробовать сформулировать третью задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (распаханные земли).
- Демонстрируется слайд 11.
- На основании выдвинутых наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать третью задачу.
- Учащиеся формулируют третью задачу.
- Демонстрируется слайд 12.
3 задача: «Познакомиться с влиянием человеческой деятельности на почвы».
3. Планирование исследования (5 мин.).
- Определив все задачи, учитель знакомит с ходом исследования.
- Демонстрируется слайд 13.
- Учащиеся внимательно слушают учителя.
- После знакомства с ходом исследования, учитель проводит жеребьевку, используя карточки биологического лото.
- Один представитель от группы участвует в жеребьевке. Выбирают одного представителя, которое олицетворяет царство живой природы.
- Учитель объявляет о 5 исследовательских группах: простейшие (фораминиферы – раковинные одноклеточные), бактерии (почвенные ржавчинные на деревьях), растения – травянистые и древесные), животные (крот), грибы (шляпочные). Выбранные карточки лото как символы раскладывают на столы.
- Учитель называет лидеров группы. Вручает им информационные листы с исследовательским заданием.
- Лидер распределяет задания между членами группы.
4. Знакомство с новым материалом (45 мин.).
Часть 1 Исследовательская (20 мин.).
- Учитель направляет внимание на то, что представляет из себя информационный листок. Просит внимательно ознакомиться. Уточняет, что результаты исследования нужно записать в предложенную таблицу, которая находится вместе с заданием.
- Просит лидеров групп раздать таблицу каждому участнику исследования.
- Демонстрируется слайд 14.
- Каждая исследовательская группа заполняет свою часть таблицы во время самостоятельного исследования.
- Учитель так же сообщает, что результаты работы в группе оформляются на ватмане, который висит на стенде.
- Знакомит учащихся с ватманом.
бактерии |
простейшие |
растения |
животные |
грибы |
|
|
|
|
|
- Учитель работает постепенно в каждой группе. Учащиеся обсуждают материал урока. Результаты исследования каждый записывает в таблицу.
- Учитель помогает учащимся оформить результаты исследовательской работы, выбрать опорные слова для записи на ватман. Представители от групп переносят результаты исследовательской работы на ватман, который висит на стенде (об обитателях почвы, о роли в образовании почвы).
- Учитель проводит подведение итогов работы в исследовательских группах. Выступают учащиеся, представители групп, о результатах исследовательской работы.
- Каждый участник другой группы заносит услышанную информацию в свой столбик таблицы.
Часть 2. Получение новых знаний (25 мин.).
- Учитель просит посмотреть на экран, на котором демонстрируется правило С.Н. Виноградского.
- Демонстрируется слайд 15.
- «Для каждого природного вещества есть микроорганизмы, способные его разложить».
- Учитель убеждает учащихся в том, в данном правиле проявляется вся суть деятельности организмов по образованию почв.
- Демонстрируется слайд 16.
- «Почвенная карта Ивановской области».
- Учитель знакомит учащихся с почвами Ивановской области. Учащиеся работают с картами.
Учитель: Какие полезные ископаемые были созданы организмами?
- Демонстрируется слайд 17.
- «Полезные ископаемые Ивановской области».
- Учащимся предлагается пометить места добычи полезных ископаемых на контурных картах. Учащиеся вместе с учителем оформляют контурные карты.
Учитель: как, по вашему мнению, организмы сохраняют плодородие почвы?
- Учащиеся делают свои предположения.
- Учитель предлагает познакомиться с сообщением-презентацией «Животные-землерои. Крот». (Приложение 1)
- Выступает учащийся. Знакомит всех с обитателем почвы-кротом, его деятельностью.
- Демонстрируется презентация учащегося.
- Учитель просит учащихся заполнить схему «Сохранение плодородия почв». Происходит заполнение схемы. (слайд 18)
- Учитель подводит итоги о значении почвенных организмов в сохранении плодородия почв.
- Демонстрируется слайд 21.
Учитель: Почвы нужны. Как человек распоряжается этим богатством?
- Демонстрируется слайд 22.
- На экране медленно сменяются картинки о том, как человек использует почву.
- Группам предлагается обсудить этот вопрос и заполнить схему «Использование человеком почв» самостоятельно.
- Учитель просит представителей групп подойти к ватману и маркером внести записи. Потом учитель предлагает сравнить написанное на ватмане со слайдом.
- Демонстрируется слайд 23.
Учитель: Что же человек должен предпринять, чтобы сохранить плодородные земли?
- Учащиеся высказываются.
- Демонстрируется слайд 24.
5. Подведение итогов урока (2 мин.).
- Учитель предлагает подвести окончательные итоги, сделать выводы.
- Демонстрируется слайд 25.
- Учитель просит вспомнить выдвинутую гипотезу.
- Демонстрируется слайд 26.
- Учитель задает вопрос: «Подтвердилась ли выдвинутая Вами гипотеза?»
- Учащиеся подтверждают.
- Демонстрируется слайд 27.
- Учитель предлагает учащимся оценить полученные знания путем ответов на вопросы тестов по теме «Роль организмов в образовании почвы».
6. Тестовое задание (20 мин.). (Приложение 2)
- Отметки за выполнение теста будут сообщены на следующий урок.
7. Рефлексия (5 мин.).
- Учитель просит ответить на вопросы.
- Демонстрируется слайд 28.
- Учащиеся высказывают свое мнение.
- Учитель просит учащихся провести самооценку удовлетворенности работой на уроке: а) очень интересно б) интересно в) не очень интересно г) совсем неинтересно.
- Говорит, что для этого вам нужно воспользоваться сигнальными карточками, лежащими на столах в группах.
- Демонстрируется слайд 29.
- Каждый поднимает вверх сигнальную карточку в соответствии с выбранной самооценкой.
- Учитель делает вывод. Характеризует работу лидеров и тех, кто активно участвовал в работе. Выставляет отметки лидерам и активным участникам. Учащиеся открывают дневники и самостоятельно выставляют отметки.
8. Домашнее задание (2 мин.).
- Просит в дневниках записать домашнее задание на следующий урок.
- Демонстрируется слайд 30.
- Благодарит за работу на уроке всех участников.
Источники информации:
- Учебное пособие «Экология животных» Бабенко Н.А., 2008.
- Лекция «Средообразующая роль организмов» Чернова Н.М., М: Пед.Унив. «Первое сентября», 2006.
Дополнительные источники информации:
- Познавательная энциклопедия «Экология» / перев. с анг. Яхнина, Зайцевой, 1994 г.
Мультимедийные источники:
- Энциклопедия «Мир животных», 2005 г.
- Биология. Живой организм. – ДРОФА, 2005 г.