Кружево московских оград

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Окружающий нас мир построен по законам красоты, а художник старается перенести эту красоту в свое произведение созданное легкой кистью или тонкой иглой, острым резцом или тяжелым молотом.
Гуляя по старинным московским улочкам или увидев современный офис крупой фирмы, мы обращаем внимание на причудливый металлический балкончик, козырек над входом в здание, ограду, так резко отличающиеся от однотипных «изделий» хрущевских пятиэтажек. Металлические решетки, фонари и подобные изделия  придают особую выразительность зданиям, паркам, мостам, улицам в целом. (Слайд №2)

Историческая справка
На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне. Первым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. Специальные горны появились позднее. В целях пожарной безопасности их располагали у края городищ. Ранние печи представляли собой густо обмазанные глиной круглые ямы диаметром в один метр, вырытые в земле. Их народное название - «волчьи ямы». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. По окончании «варки» железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. Эта операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более поздних домницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные емкости.
Наиболее древним бытовым изделием было кресало – инструмент для высекания искры из кремня. Отковывая кресало, мастер делал его не только удобным для руки, но и красивым. Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним - набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техника ручной ковки не менялась почти до XIX века. Исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подмастерье. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий.
К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подмастерья (Слайд № 3). Наибольшую выдумку и фантазию применяли кузнецы при ковке светцов. Первые светцы были небольшие и вбивались в стену или специальную подставку с корытцем. Цельнокованые металлические светцы начали широко входить в быт с конца 18 века. Постепенно восковые свечи вытесняют лучины, расщепы светцов превращаются в «чашечки с блюдечками», а сами светцы – в подсвечники, канделябры и люстры (Слайд №4).
С начала существования Киевского государства кузнецы проявляли высокое мастерство ковки из железа и стали самых различных предметов – от тяжелого лемеха и шлема с узорчатым железным кружевом до тонких игл; стрел и клепаных миниатюрными заклепками кольчужных колец; оружия и бытового инвентаря. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Изготовление кольчуг было трудоемким делом (Слайд №5).                                              Технологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. Археологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. В IX-X веках кольчуга становится обязательной принадлежностью русского доспеха. Правда, о происхождении русских кольчуг высказываются мнения о получении их или от кочевников или из стран Востока. Тем не менее, арабы, отмечая наличие кольчуг у славян, не упоминают о ввозе их извне. А обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. Тоже относится и к шлемам. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков.
Самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии – светская архитектура по сравнению с церковной   стояла на значительно более низкой ступени развития.

Романские решетки ХI-ХII веков собирали из вертикальных прутьев; промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, листьями клевера и другими узорами, не выходящими за пределы рамы решетки. Сами рамы изготовляли из плоских четырехгранных прутьев.

В эпоху готики помимо монументальных церковных оград из железных прутьев ковали и тонкие изящные решетки для дарохранительниц. Растительный орнамент часто золотили для усиления декоративного эффекта.

Эпоха Ренессанса - настоящий расцвет кованых решеток в гражданском строительстве. В Италии широко разворачивается строительство особняков для знати. Появляются необыкновенной красоты ограды, решетки для балконов и перегородок внутри дома, многообразные декоративные элементы для украшения частных садов и парков.
Исходным материалом для изготовления решеток обычно служили четырехгранные, круглые и тонкие плоские прутья, а также железные полосы. В эпоху раннего Ренессанса украшениями служили спираль, волюта, плетенка и саблеобразные листья. Прутья, как правило, увенчивали по-разному моделированным листом. Решетку обрабатывали равномерно - не существовало таких понятий, как парадная и тыльная сторона.
Постепенно декор становился все более сложным: решетку украшали цветы и листья, бюсты и фигуры, которые штамповали либо отливали. Наряду со старыми способами соединения элементов решетки (с помощью связей и сквозных прутьев) со временем стали использовать сварку. Решетки окрашивали в яркие цвета, эта традиция сохранялась и в последующих стилевых эпохах вплоть до классицизма.
Решетки давали возможность достичь невиданного доселе эффекта - каждый мог полюбоваться со стороны улицы богатым особняком, а хозяин при этом чувствовал себя защищенным. Кроме того, лучшие образцы сами по себе были настоящими произведениями искусства.
Динамизм, свойственный эпохе барокко, упразднил статические вертикали рамы решетки, и на первый план выступили сложные подвижные орнаменты. Побеги аканта, пальметты, картуши, волюты, цветы и листва чередуются друг с другом, представляя великолепные запутанные заросли. Нельзя не упомянуть об исключительном эффекте перспективных решеток. Благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся зрителю кажется, что перед ним открывается проход в глубину, замыкаемую порталом.

В эпоху рококо решетчатый орнамент становится филиграннее, исчезают последние признаки члененности и симметрии. Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы.
К концу 17 века горизонтальные и вертикальные линии возвращаются на свои места, архитектоника решеток вновь становится строгой и ясной.

В России, начиная с 17 века, в крупных городах разворачивается строительство дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнечные мастерские переходят на изготовление больших и малых оград. Старые русские мастера не только отлично знали технологию, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими ограды и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в архитектурном окружении и производили впечатление как вблизи, так и на расстоянии.
Начали делать решетки в небольших нишах, затем перешли к сложным, объемным формам, в которых появляются замысловатые узоры, цветы, звезды. Интересно, что уже с 17 века кованые железные изделия все чаще вытесняются литыми чугунными. Но и в чугунном кружеве узоров есть своя необъяснимая прелесть. В руке талантливого профессионала - будь то кузнец или литейщик - любой металл становится "ручным" и позволяет "лепить" изделие тончайшей вязи.
В итоге все обернулось невиданным всплеском стиля русского барокко в 18 веке. Решетки стали отличаться крупным масштабом декора. На общий ритм архитектуры как бы накладывался узор из металлических гирлянд и ветвей, подчеркивая и дополняя архитектурные формы.
Рост населения Москвы требовал расширения улиц. Усадьбы в виде дома, окруженного парком с оградой, теперь все чаще встречаются в пригороде. Усадьбы в черте города стали исчезать и, как обязательный элемент, ограды сохраняются вокруг церквей и административных зданий. Въездные ворота и ограда отодвинулись на линию фасада, освобождая место для проезжей части и тротуара. 19 век стал веком гармонии и классицизма, когда из кованого металла создавались целые пространственные композиции для балконов и оград особняков. Здесь свое слово сказали гениальные русские архитекторы Казаков и Баженов.
О мастерстве русских кузнецов свидетельствует тот факт, что в Париже в 1900 году на Международной промышленной выставке «Гран-при» была присуждена пальме из России. Пальма эта была не живой, а выкованной из железнодорожного рельса кузнецами Юзовского завода Мерцаловым и Шпариным. Журнал «Горнозаводский листок» писал: «Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несет на себе 10 листьев и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия – 3 метра 530 мм. Молот и зубило – вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы (Слайд №6).
В эпоху модерна архитекторы Щусев, Гиппиус, Голецкий ввели в практику кованые фонари, козырьки подъездов, коньки крыш и т.п. детали, которые и по сей день занимают видное место не только в архитектуре исторических знаний, но и в современных постройках (Слайды №7-8).
Основным элементом любой ограды является прясло. Прясло – повторяющийся элемент ограды, расположенный между двумя столбами-опорами. Столбы ограды выполняются из камня или из металла в едином архитектурном стиле с прилегающим зданием (Слайды №9-10). Во всех металлических оградах можно выделить вертикальные или горизонтальные прутья (пучки прутьев), пересекающиеся окружностями, дугами, орнаментальными каймами. Декоративные детали оград, как уже упоминалось, являются характерными для определенных художественных направлений, которые развивались в разное время. Московские ограды по времени их изготовления можно разделить на несколько групп:
- Наиболее старые, созданные в первой половине 18 века
- Ограды 19 века, созданные после пожара 1812 года
- Ограды конца 19 века – начала 20 века, периода экономического расцвета России.
- Ограды, созданные в советский период и позже.

Ограды Москвы 18 века в стиле барокко.
Для оград этого периода и стиля характерно использование причудливо изогнутых и переплетающихся растительных мотивов или напоминание морозных узоров на окнах. Сохранилась чугунная ограда усадьбы Демидовых, хотя само здание было перестроено в классическом стиле после пожара 1812 года (Слайды №11-12). Единство стиля здания и ограды хорошо видно в кованой ограде храма Иоанна-воина 18 века (Слайд № 13). Эта ограда имеет накладные детали в виде вьющихся веток, которые приклепаны к прутьям. Только ковкой можно было получить завитки такого тонкого сечения и большой длинны. При литье расплавленный металл застыл бы, не успев затечь в тонкие и длинные каналы литейной формы. Поэтому литые барочные ограды – редкость, они являются не только художественной достопримечательностью, но и памятником литейного искусства русских мастеров.

Ограды Москвы19 века в стиле классицизма.
В это время строятся величественные здания с античными колоннами и треугольными фронтонами, украшенными лепными барельефами с изображением античных героев. Колчаны со стрелами, геральдические щиты, воинские доспехи стали мотивами лепных украшений оконных проемов и стен. Вместе с домами меняются и ограды. Их прутья становятся в четкие ряды и заканчиваются копьевидными наконечниками. Орнаменту такой ограды обязательно свойственна симметрия, столбы, выполненные в виде фасций, крупная «под золото» клепка находится в контрасте с черным фоном основы, изображение орлиных крыльев и золотых венков (Слайд № 14).

Московские ограды2-й половины19 – 20 веков.
Эстетические вкусы новых русских фабрикантов и промышленников, пришедших на смену родовитым и образованным дворянам, были не так утончены, а вот желание и возможность иметь городской дом, богатый и не похожий на другие, были велики. Исчезает единый архитектурный стиль, даже в одной постройке могут сочетаться элементы архитектурных стилей различных эпох и даже стран. Такой стиль назван эклектическим (греч. – выбирающий) И ограды стали под стать постройкам (Слайд №15).
Кованая ограда второй половины 19 века сложного переплетения создана в восточном стиле или, как его тогда называли, «мавританском». Верхняя кайма ограды потеряла четкие очертания ленты и превратилась в кружевную кромку с островерхими силуэтами, формы которых напоминают арки восточных дворцов (Слайд №16).
В начале 20 века на короткое время появляется новый художественный стиль под названием русский модерн (доходные дома, магазины, индивидуальная застройка). Решеткам русского модерна свойственны многократно повторяющиеся элементы почти одинаковой формы (Слайды №17-18).

Ограды, созданные в советский период и позже.
Дорогостоящее «металлическое кружево» используется в советский период в основном для оформления парков, скверов, мостов и административных зданий. Москву украшают металлические ограды, которые несут черты монументальности, свойственной эпохе античного классицизма. Декоративное оформление оград становится символом незыблемости и торжественности государственного строя. Несмотря на то, что декоративное оформление оград стало более скупым, даже в это время архитекторы создают интересные работы.
Многочисленные ограды парков, скверов, мостов, набережных повторяют традиционные орнаменты, так и используют социалистические символы: звезды, серпы, снопы (Слайды №№19-20).      Если идти вдоль кованой ограды напротив церкви Вознесения на Большой Никитской улице, то создается интересный зрительный эффект: прямоугольные детали прясел, по мере приближения к ним, как вертушки турникетов поворачиваются вокруг своей оси и вся ограда «оживает и приходит в движение» (Слайд №21).

Рисунки уч-ся Ограды.

Вопросы для мини-викторины:

  1. Почему в кузнице темно? (Чтобы точно определить температуру нагрева металла по цветам каления)
  2. Город славных русских кузнецов… (Тула)
  3. Самое маленькое изделие русских кузнецов… (Подкова для блохи)
  4. Литературный герой произведения Н.В.Гоголя…(Кузнец Вакула)
  5. Улица в Москве… (Кузнецкий мост)

Использованная литература

  1. Кириченко Е., Москва. Памятники архитектуры 1830-1910гг. М.,1977
  2. Колмовский А., Металлическое кружево Москвы. Московский рабочий, М., 1984
  3. Молева Н., Московские были. М., 1999
  4. Рубцов Н., История литейного производства в СССР. Ч.1, М.,Л., 1947
  5. Популярная художественная энциклопедия, Ч.1,2. М., Советская энциклопедия, 1986