Цели урока:
- образовательная – закрепить и систематизировать знания учащихся, дать возможность применить их на практике, научить учащихся работать коллективно, в составе группы.
- воспитательная – научить учащихся взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувство ответственности, способности к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость и чувство локтя.
- развивающая – формировать у учащихся заинтересованное отношение к предмету, более высокий уровень общения, развивать социально важные качества.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, конверты с заданиями, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, детали выкройки плечевого изделия, карточки с символами по уходу за одеждой, пряности для конкурса, сантиметровая лента, яйца, банки 0,7 литра, крышки для закатки, ключ для закатки банок
План урока:
- Организационный момент.
- Знакомые незнакомцы.
- Правила хорошего тона.
- Мы ждем гостей.
- Дом моделей.
- Что бы это значило?
- Это надо знать.
- Назови растение.
- Весёлая эстафета.
- Кто больше?
Ход урока
1. Доброе утро девочки и уважаемые гости! Сегодня мы проведем с вами очень интересный урок в форме игры-состязания. Я предлагаю вам разделиться на две команды, и придумать название своей команде.
2. Итак, внимание первый конкурс «Знакомые незнакомцы».
Команды получают текст следующего содержания.
1) «В 1638 г. в монгольскую орду прибыло посольство русского царя Михаила Федоровича. Послов приняли любезно и во время обеда угостили горьковато-терпким напитком. Он очень не понравился послам, и, когда хозяева стали предлагать в подарок государю московскому 4 пуда этого «зелья», послы попросили заменить его на парчу. Однако подарок пришлось принять, так он попал в Россию.
Сначала его применяли как лекарство, а в XVIII в. Он прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком».
Вопрос. О чем идет речь, и какая страна подарила это миру? (Чай. Древний Китай.)
2) «Попал он в Россию в начале XVIII в. Петр I прислал его из Голландии и велел посадить в разных областях Российской империи.
Крестьяне упорно не хотели его принимать. «Экий диковинный овощ, – говорили они, – ужели россиянин станет, есть сие?» Сажать его заставляли насильно с помощью солдат.
Но уже в прошлом веке популярность его стала так велика, что в Лондоне была организована европейская выставка кулинарных изделий из этого продукта. Приурочена она была к его трехсотлетнему юбилею».
Вопрос. О каком овоще идет речь и откуда он родом? (Южная и Центральная Америка. Картофель.)
3. Умницы, прекрасно справились с заданием! А теперь переходим ко 2 конкурсу «Правила хорошего тона». Каждой команде будет задано по три вопроса, на которые вы должны быстро ответить, если команда сомневается, может помочь команда соперника.
1) Какая цветовая гамма одежды предпочтительнее?
Ответы: 1. однотонная; 2. гармоничное сочетание двух-трех цветов; 3. ярких контрастных цветов.
2) Чем характеризуется повседневная одежда для девочек?
Ответы: 1. простотой, рациональностью; 2. характерный атрибут современной подростковой одежды – брюки; 3. повседневная одежда, по традиции темного цвета.
3) Чем следует руководствоваться при выборе одежды?
Ответы: 1. одежда должна подчеркнуть индивидуальность, своеобразие человека; 2. одежда должна быть модной; 3. одежда должна быть яркой.
4) Что важнее: яркость, экстравагантность одежды или её чистота и опрятность?
Ответы: 1. конечно, яркость и экстравагантность, особенно для молодежи; 2. чистота и опрятность.
5) Всегда ли к шляпе обязательны перчатки?
Ответы: 1. всегда, даже летом; 2. шляпу и перчатки можно носить порознь; 3. шляпу носят в любое время года, перчатки – только в холодное.
6) Всегда ли пальто должно быть застегнутым?
Ответы: 1. всегда, таково правило; 2. это зависит от погоды; 3. это зависит от желания.
Прекрасно, умницы, великолепно знаете правила хорошего тона!
4. А теперь мы приступим к следующему конкурсу «Мы ждем гостей»
Выполнение этого задания в конкурсе должно показать умение учащихся вести себя за столом. Командам предлагается сервировать стол к обеду и продемонстрировать умение пользоваться столовыми приборами во время приема пищи и по окончании еды.
Рисунок 1
5. Пока девочки сервируют стол, мне бы хотелось предложить остальным участникам отправиться в «Дом моделей».
Это задание поможет выявить знания и умения, учащихся по моделированию и конструированию плечевых изделий.
1) Выполнить моделирование плечевого изделия методом перевода нагрудной вытачки. Каждой команде предлагается по пять моделей.
2) На деталях выкройки плечевого изделия определить направление долевой нити при раскрое и указать припуски на швы, а так же написать названия всех срезов и линий
Рисунок 2
6. Умницы, прекрасно справились с заданием! А теперь мы приступим к следующему конкурсу «Что бы это значило?»
Команды получают карточки с изображением символов, обозначающих способы ухода за текстильными изделиями. Вам необходимо объяснить значение этих символов.
Рисунок 3
Как приятно, что все вы прекрасно знаете, как нужно ухаживать за своей одеждой, я думаю, что из вас получатся настоящие хозяюшки.
7. А теперь мы переходим к следующему конкурсу «Это надо знать». Опираясь на прекрасные знания символов по уходу за одеждой, мы сейчас проверим, а умеете ли вы правильно стирать свои вещи, находить правильные решения в непредвиденных обстоятельствах?
Вопросы к конкурсу «Это надо знать»:
1) Вам пришлось стирать темные вещи с мылом в жесткой воде. После стирки и полоскания на них остался «седой» налет. Как его устранить и что можно было сделать, чтобы этого не произошло?
Ответ: Мыло в жесткой воде плохо мылится и образует осадок стеарата кальция: 2С17 Н35СООNа + Са(НСО3)2 = (С17 Н35СОО)2 Са + 2NаНСО3. Этот осадок и проступает на темных тканях в виде «седого» налета. Чтобы этого не произошло, следует смягчить воду, добавив в неё соду или прокипятив. Избавиться от «седого» налета можно, если прополоскать вещи в разбавленном растворе уксусной кислоты.
2) Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60ºС и замочила в ней бельё, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила её 5 минут, а затем охладила до 60ºС и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?
Ответ: Мыло и другие моющие средства намного эффективнее действуют в мягкой воде. Жесткость воды обусловлена присутствием в ней гидрокарбонатов кальция и магния, которые при кипячении выпадают в осадок в виде карбонатов.
При нагревании воды до температуры 60ºС эти реакции не происходят, и вода остается жесткой. Так что бельё лучше отстирается у той хозяйки, которая прокипятила воду. Это легко доказать простым опытом: опустить по кусочку мыла в подогретую воду и воду той же температуры, но прокипяченную. В прокипяченной воде мыло растворяется почти без осадка, а в сырой воде образуется осадок в виде хлопьев. Образование осадка стеаратов кальция и магния происходит за счет взаимодействия растворенных солей кальция и магния с мылом.
Следует помнить, что кипячение устраняет только карбонатную, или временную, жесткость воды, а постоянная жесткость, обусловленная присутствием сульфатов и хлоридов кальция и магния, может быть устранена только действием соды.
3) В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет запах хлора. Вы решили обработать им бельё без нагревания. Какую посуду вы выберете, если у вас есть: новое ведро из оцинкованной жести, старый эмалированный бак с поврежденной эмалью, пластмассовый таз?
Ответ: Жидкие отбеливатели, имеющие запах хлора используются для отбеливания тканей очень давно. В растворе таких отбеливателей присутствует хлорноватистая и соляная кислоты, которые могут взаимодействовать с железом и цинком. Значит ведро из оцинкованной жести использовать нельзя, потому, что присутствующие кислоты сначала будут растворять оксидную пленку цинка, а затем взаимодействовать непосредственно с цинком. Использовать эмалированный бак с поврежденной эмалью тоже нельзя, потому, что не только кислоты, но и некоторое количество свободного хлора, содержащегося в отбеливателях также будут окислять металлы. Поэтому нужно выбирать пластмассовый таз, так как этот материал не будет вступать в химическое взаимодействие с отбеливателем, но следует иметь в виду, что если полимерные материалы длительное время подвергать воздействию сильных окислителей, они становятся хрупкими и постепенно разрушаются.
4) Вам надо удалить свежие пятна подсолнечного масла и йода. Можно ли сделать это физическим способом, не прибегая к помощи химии?
Ответ: Да, можно. Прежде всего, следует попытаться оба пятна удалить органическими растворителями – бензином, керосином. В данном случае будет происходить физический процесс растворения. И йод, и растительное масло хорошо растворяются в органических растворителях.
Пятно йода проще всего удалить за счет способности этого вещества легко возгоняться. Ткань следует слегка подогреть, например утюгом или на батарее отопления, – это ускорит процесс возгонки.
5) Если вы посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью. Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам выведения можно отнести этот прием – к физическим или химическим?
Ответ: Это физический способ, так как соль не вступает в химическое взаимодействие с жирами, а только адсорбирует их.
6) Пятно от смолы или садового вара с одежды иногда удается вывести очень простым способом: проглаживанием горячим утюгом, проложив с обеих сторон пятна плотную ткань или фильтровальную бумагу, которые надо постоянно менять. Какие при этом происходят процессы и к каким явлениям они относятся – физическим или химическим?
Ответ: При нагревании сначала происходит плавление смолы или вара, а затем их адсорбция (поглощение) фильтровальной бумагой. Оба эти процесса относятся к физическим явлениям.
7) Если вы отбеливаете белье «Персолью», следует ли закрывать бачок крышкой или это не влияет на процесс отбеливания?
Ответ: При обработке «Персолью» отбеливание происходит за счет окисления загрязнений пероксигруппой и частично за счет кислорода, который образуется в процессе разложения всех пероксидных соединений. Чтобы образующийся кислород не улетучивался из емкости, лучше её закрыть.
8) Кухонные полотенца часто бывают испачканы сажей, особенно если пищу готовят на дровяной плите. Как можно вывести пятна сажи? Помогут ли современные стиральные порошки с отбеливателями?
Ответ: Сажа представляет собой чистый углерод, который является химически инертным при обычных условиях. Отбеливатели обесцвечивают загрязнения за счет их окисления, но окислить чистый углерод с помощью кислородсодержащих отбеливателей невозможно даже при кипячении. Поэтому лучше попробовать чисто физический точнее механический, способ: несколько раз постирать полотенце в стиральной машине. Только таким путем можно удалить частицы углерода, адсорбированные волокнами ткани.
9) Почему зимой бельё рекомендуют полоскать в соленой воде, если предполагается сушить его на открытом воздухе?
Ответ: Раствор соли замерзает при значительно более низких температурах, чем чистая вода, поэтому белье остается мягким.
10) Многие хозяйки знают, что освежить залоснившийся воротник пиджака можно, протерев его кусочком поролона, смоченным в нашатырном спирте. При этом NH3 + H2O, как и щелочи, разлагает жиры, которые в данном случае и являются основным загрязняющим веществом. Почему для этой цели не рекомендуют использовать раствор соды?
Ответ: После высыхания ткани, смоченной раствором нашатырного спирта, на ней не остается пятен, так как NH3 постепенно улетучивается, т.е. обработка нашатырным спиртом (если им только осторожно протирать один слой ткани, не допуская глубокого промокания) в некоторой степени заменяет химчистку. Если же протирать воротник раствором соды, его надо затем тщательно смывать водой, иначе после высыхания останутся белые пятна, т.е. получается не сухая чистка, а стирка, в результате которой воротник может потерять форму
8. Каждая команда получает конверт с заданиями. А пока команда готовит ответы на этот конкурс, я попрошу от каждой команды по одному участнику для следующего конкурса «Назови растение».
Каждому участнику завязывают глаза и они должны определить по запаху пряности (перец, гвоздика, корица, ванилин, лавровый лист, чеснок, кориандр) и объяснить их назначение. (Повышают сохранность пищи, придают ей вкус, возбуждают аппетит, улучшают пищеварение.)
Рисунок 4
9. Умницы, прекрасно справились с заданием! Ну а теперь давайте дадим слово командам по предыдущему конкурсу. Отлично и здесь справились с заданиями, молодцы! Ну а теперь приступим к самому интересному конкурсу «Веселой эстафете».
В качестве заданий предлагается вырезать из бумаги лекало плечевого изделия по 4 штуки на скорость и аккуратность, далее снять с любого участника три мерки, отделить белок от желтка, налить воды в банку и закатать её.
Рисунок 5
Великолепно, и всё-то вы умеете! Умницы!
10. И в завершение я предлагаю последний конкурс «Кто больше?»
Вы сегодня очень хорошо потрудились, поэтому я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о труде, кто же больше вспомнит?
Молодцы, мне очень приятно поблагодарить вас за хорошую работу, все сегодня получают по пятерке.
Урок окончен, всем спасибо, до свидания!