Тема: «Дизайн как творческий процесс проектирования».
Практическая работа: «Художественное моделирование одежды муляжным методом на объемных куклах».
Цель: «Освоить приемы моделирования муляжным методом на объемных куклах».
Задачи:
- Обучающая – научить приемам моделирования одежды муляжным методом, сформировать знания у учащихся о различных типах юбок, научить правилам подбора одежды по фигуре, по цвету, по возрасту, по назначению, научить приемам коррекции недостатков фигуры;
- Воспитательная – воспитать коллективизм, активность, сознательное отношение к работе, культуру поведения и бесконфликтного общения;
- Развивающая – развить художественный вкус, пространственное мышление, художественную инициативу ребенка, интерес к предмету, чувство меры, развить самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи, ознакомить с профессией дизайнер.
Средства обучения:
- объемные деревянные куклы
- коллекции тканей
- манекен
- компьютерная презентация для проведения повторения темы предыдущего урока «Силуэты одежды»
Наглядные пособия:
- плакат «Эволюция силуэтов»
Раздаточный материал:
- карточки контроля «Карта-путеводитель» по описанию модели костюма
- карточки-задания по разделу «Швейный дизайн» урок № 23
СМИ:
- подборка иллюстраций из журналов мод, «Бурда Моден», «Семь дней»
Литература:
- «Дизайн» – Хомяцкий Л. М., Щипанов А. С., Москва, Просвещение, 1985.
- «Искусство красиво одеваться» – Ерзенкова Н. В., Рига, 1992.
- «Женская одежда в деталях» – Ерзенкова Н. В., Москва, 1994.
- «Основы художественного конструирования женской одежды» – Черемных А. И., Москва, Легкая и пищевая промышленность, 1983.
- «Практическая книга по моделированию женской одежды» – Бланк А. Ф., Фомина З. М., Москва, Легпромбытиздат, 1991.
Ход урока
I этап. Организационный момент (3-5 минут).
- проверить готовность учащихся к уроку;
- назначить дежурных;
- отметить отсутствующих;
- назвать тему и цель урока.
II этап. Контроль знаний и умений (10 минут).
2-3 учащимся раздать карточки-задания (на 3-5 минут). (Приложение 1).
Провести фронтальный опрос учащихся, используя компьютерную презентацию.
Вопросы для повторения:
- Что такое дизайн?
- Кто такой дизайнер?
- Что такое проектирование?
- Из каких этапов состоит проектная деятельность?
- Что такое силуэт?
- Виды силуэтов?
- И другие вопросы.
Провести опрос учащихся у доски (1 человек).
– Назвать конструктивные линии фигуры, объяснить для чего они необходимы и показать их на манекене.
Работа с плакатом «Эволюция силуэтов» и с презентацией.
Две группы вопросов:
1) Указать на силуэт и попросить учащихся определить его тип.
2) Предложить учащимся найти на плакате и на слайде следующие силуэты:
- прямой
- полуприлегающий
- приталенный
- трапеция
Собрать у учащихся ответы на карточки-задания, выставить отметки за опрос, прокомментировать каждую отметку.
III этап. Формирование знаний и умений (15 минут).
На предыдущем уроке была начата работа по изучению первого этапа проектирования. Ученицы разделились на группы. И каждая группа создавала эскиз костюма на заданную тему. На данном уроке учащимся предлагается провести деловую игру. Каждая группа будет представлять Модный Дом, даст название и воплотит эскиз в жизнь. На объемных куклах муляжным методом ученицы будут создавать модели по собственным эскизам.
Новые термины:
Муляж – слепок или модель предмета в натуральную величину (из словаря Ожегова).
Муляжный метод – метод наколки ткани на фигуре или манекене. Позволяет создавать модели одежды индивидуального плана. Этот метод позволяет увидеть сразу объем и форму модели и сразу исправить ряд недостатков.
Записать с учащимися в тетрадь тему урока и определения.
Задания у каждой группы были разные. Надо было придумать и нарисовать эскиз ансамбля одежды, в который обязательно входит юбка, а также дополнительные детали (аксессуары).
Задания:
- Спроектировать костюм учителя, трансформируемый в вечерний костюм.
- Спроектировать школьную форму для девочек.
- Спроектировать костюм для школьного бала, трансформируемый в наряд для дискотеки.
Существует 2 условия проектирования:
- Самый распространенный случай, когда аналогичное изделие уже существует и проектируемое изделие не должно кардинально меняться, т.е. речь идет о какой-то модернизации, придать ей более современный облик.
- Создание технического изделия, устройства, его изобретают при появлении новых операций, что вызывает необходимость в создании новых устройств.
В нашем случае используем 1-ое условие.
В своих моделях ученицы должны использовать различные виды юбок, т.к. юбки один из самых распространенных элементов одежды.
Юбка может быть самостоятельным видом одежды, а может входить в состав костюма или ансамбля или быть элементом платья. Как самостоятельный вид одежды, она несет основную нагрузку. Ей подчинены все элементы костюма, например жилет, свитер, отделка, цветовая гармония.
По силуэту юбки разделяют на:
- прямые;
- конические с расширенным низом (трапеция);
- конические с зауженным низом («бочонок»).
На эскизах или уже на готовой модели можно ввести изменения в модель юбки. Верхняя часть юбки может быть оформлена разнообразно: с узким корсажем-поясом, с широким притачным, цельнокроеным облегающей формы, из другой ткани (по цвету, составу). Длина по возрасту и полноте.
IV этап. Продолжение формирования знаний и умений (65 минут).
- Необходимо показать, как выполнять наколку ткани на кукле или на манекене. Пригласить помощников. Обратить внимание на направление долевой нити. Манекен поворачивать.
- Раздать учащимся карты-путеводители (Приложение 2), которые будут заполняться в процессе работы. По окончании работы группы учащихся будут защищать свои модели по этим картам перед жюри, которое состоит из учениц разных групп. Жюри будут задавать вопросы выступающим.
- Практическая работа. Выполнение муляжа, с консультацией учителя. Записать с учащимися название практической работы и план проведения в тетради. Ученики по пунктам должны прочитать план.
- Провести текущий инструктаж по технике безопасности. Для данной практической работы понадобятся ножницы, швейные булавки, иголки. Вспомнить, как правильно пользоваться этими предметами.
V этап. Контроль знаний и умений (в ходе работы) и по защите своей работы по карточкам-путеводителям.
Выбираем жюри. От каждой команды (группы) по 1 представителю.
VI этап. Оценка знаний и умений. Итог урока.
Жюри дает оценку выступления представителей от каждой группы. А каждый руководитель группы выставляет оценку всем членам команды.
Отметить лучшие работы, прокомментировать их.