Цели урока:
- продолжить формирование представлений и знаний об особенностях природы Австралии;
- изучить особенности тектонического строения, рельефа, размещения полезных ископаемых Австралии;
- установить причинно-следственные связи, сопоставляя различные географические карты (влияние строения материка на особенности его рельефа, полезные ископаемые);
- определить черты сходства и различия рельефа Австралии и Африки;
- продолжить формирование умения составлять сравнительные характеристики, работать с картами, тестами и дополнительной литературой.
Учебно-наглядный материал: карты – «Строение земной коры», «Физическая карта Австралии»; картины; слайды и диск по Австралии; кроссворд.
Ход урока
I. Организация учащихся на урок
(Слайд 2)
Учитель знакомит учеников с темой и целями урока, записывают тему урока в тетрадь.
(Слайд 3)
II. Повторение
1. Используя карты, охарактеризуйте географическое положение Австралии, вставляя в текст, пропущенные слова.
(Слайды 4–13)
– Австралия расположена южнее экватора, следовательно, материк расположен в южном полушарии.
– Начальный меридиан не пересекает Австралию, следовательно, она расположена в восточном полушарии.
– Южный тропик пересекает материк посередине, большая часть Австралии находится в тропическом поясе, поэтому на материке преобладает сухой климат.
– Западные берега Австралии омывает Индийский океан, а восточные – Тихий океан.
– Австралия удалена от других материков, за исключением северной части, соседствующей с островами Юго-Восточной Азии.
2. Отгадайте кроссворд (Слайды 14–21)
Задания:
- Определить объект по координатам: 14° ю. ш, 134° в. д.
- Крайняя восточная точка Австралии.
- Определить объект по координатам: 15° ю. ш, 140° в. д.
- Пролив между островом Новая Гвинея и материком.
- Крайняя северная точка Австралии.
- Большое значение для познания Австралии имела экспедиция голландского мореплавателя. Он исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642 г. остров, позже названный его именем. Как называется остров, и как зовут этого мореплавателя?
- Восточное побережье Австралии и Большой Барьерный риф были открыты в 18 веке крупнейшим английским мореплавателем. В результате его исследований было доказано, что Австралия – самостоятельный материк, а не часть неизвестного Антарктического материка. Как фамилия этого исследователя?
III. Изучение нового материала.
Рассмотрение темы проводится в форме исследовательской работы и путешествия с опорой на различные карты. Заслушиваются сообщения ребят, подготовленные по дополнительной литературе, ведётся работа с контурными картами.
Исследование особенностей рельефа Австралии:
– Что такое рельеф? Какие существуют основные формы рельефа?
(Слайд 22)
Посмотрите на карту «Строение земной коры», охарактеризуйте её и определите, на какой литосферной плите находится Австралия? (На Индо-Австралийской плите).
На границе плит – в районе сейсмических поясов происходят часто землетрясения и извержения вулканов.
(Слайд 23)
Рассказ учителя о трагических событиях, которые произошли 26 декабря 2004 г. в Индийском океане около о. Суматра, на северо-востоке Индо-Австралийской плиты.
Рано утром в Индийском океане произошло сильное подводное землетрясение, силой около 9 баллов, породившее гигантские волны – цунами. Произошёл внезапный сдвиг плит – Индо-Австралийская плита зашла глубже под Бирманскую. В результате океаническое дно деформировалось, вытолкнув на поверхность огромные массы воды. Высота волн была до 10 метров, масса поднятой цунами воды достигала 100 млрд. тон, скорость движения на прибрежной полосе достигала 720 км/час. Цунами обрушились на Юго-Восточное побережье Азии, гигантский вал докатился даже до восточного побережья Африки. В результате катастрофы погибло около 300 тыс. человек.
На побережье Австралии также наблюдалось поднятие уровня воды в океане, разрушений и пострадавших нет.
Продолжение исследовательской работы:
– Посмотрите на карту «Строение земной коры» и определите, каково тектоническое строение материка Австралии? (В основе большей части материка лежит Австралийская платформа, на востоке протянулась область древней складчатости).
– Что такое платформа и область складчатости?
(Слайд 24) (звуковое сопровождение можно использовать на усмотрение учителя).
– Какие равнины соответствуют Австралийской платформе? (Центральная низменность, Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория).
– Какие горы характерны для области древней складчатости? (Большой Водораздельный Хребет).
– Какой рельеф преобладает в Австралии? (Равнинный, так как в основе большей части Австралии расположена платформа).
– Есть ли на материке Австралия вулканы и разломы, как в Африке? (Австралия – спокойный материк, здесь нет действующих вулканов, землетрясений и разломов).
Подробнее знакомятся с объектами рельефа Австралии, совершив путешествие по материку. Заслушиваются сообщения ребят, подготовленные по дополнительной литературе.
(Слайд 25). Выступление ученика о Большом Водораздельном Хребте.
(Слайды 26–28). Сообщение учащегося о равнинах Австралии.
(Слайды 29–30). Выступление школьника о полезных ископаемых Австралии, о способах их добычи и местах залегания.
После каждого выступления ученики обозначают на контурной карте изученные географические объекты.
Проведя исследовательскую работу, учащиеся делают вывод об особенностях рельефа Австралии. Записывают его в тетрадь.
(Слайд 31)
Особенности рельефа Австралии:
- На материке Австралия преобладает равнинный рельеф, так как в основании лежит платформа.
- Единственная горная система расположена на востоке – это разрушенные средневысокие горы.
- Австралия – спокойный материк, нет действующих вулканов, землетрясений, современного оледенения.
- Материк Австралия богат полезными ископаемыми.
IV. Закрепление
1. По плану определяются черты сходства и различия рельефа Австралии и Африки.
(Слайд 32)
План сравнения рельефа:
- Преобладающие формы рельефа.
- Виды равнин по высоте.
- Виды гор по высоте.
- Процессы, изменяющие рельеф.
- Полезные ископаемые
- Вывод
2. Игра «Похлопаем, потопаем». (Учитель зачитывает фразы правильные и с ошибками, если произнесена фраза без географических ошибок, то дети хлопают, если с ошибками, то топают).
Текст игры:
- Мы с вами изучаем материк Австралию, самый маленький материк Земли.
- А летим мы на материк Евразию.
- Мы живем на Западно-Сибирской равнине.
- На севере Восточно-Европейской равнины.
- Вы меня поправили правильно. Мы живём на юге Восточно-Европейской равнины, у неё холмистый рельеф.
- Донская Земля богата каменным углём, нефтью и газом, известняками, мелом, формовочными песками, который добывают у нас в районе города Миллерово.
(Слайды 33–38)
3. Выполняется практическая работа на компьютере.
Учитель вызывает учащихся и просит их показать объекты рельефа на карте Австралии, высвеченной на компьютере. Правильным нажатием учащиеся размещают: Западно-Австралийское плоскогорье, Центральную равнину, Большой Водораздельный хребет, Гору Косцюшко, Большой Барьерный риф.
(Слайд 39)
4. Тестовая работа.
Работают на компьютерах в группах, определяют утверждения, относящиеся к материку Австралии. Правильные ответы записывают на листик и сдают учителю на оценку.
Тестовая работа:
- В рельефе преобладают равнины.
- Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро.
- В основании большей части материка находится платформа.
- На северо-западе материка расположена область новой складчатости.
- Низменности занимают треть материка, расположены в центре и на побережье.
- На востоке материка протянулся разлом.
- Материк богат полезными ископаемыми.
- На востоке протянулись средневысокие горы.
- Это спокойный материк.
- Для материка характерны вулканизм и землетрясения.
Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9.
Учитель подводит итог урока. (Задаёт домашнее задание и выставляет оценки).
V. Домашнее задание:
Параграф №35, нанести на контурную карту полезные ископаемые Австралии.