Интерактивный обобщающий урок "Почвы и почвенные ресурсы России". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 8


Цель: обобщить, углубить и расширить знания о почве, как особом природном теле; показать научный подвиг и значение работ В.В. Докучаева.

Задачи:

  • Закрепить основные знания по теме «Почвенные ресурса России».
  • Продолжить формирование необходимых умений и навыков работы с опорными конспектами, схемами и «Почвенными картами»;  умений выявлять экологические проблемы, активизировать творческий потенциал, нацеленный на их решение.
  • Использовать возможности предмета для развития: логического мышления, зрительной и слуховой памяти, умения выявлять причинно-следственные связи.
  • Воспитывать и развивать эстетический вкус.
  • Обеспечить успешное достижение всеми учащимися программных требований по теме «Почвенные ресурсы России»;  создать  условия для изучения материала детьми с ослабленным здоровьем.

Оборудование урока: атласы Орловской области и «География России. 8-9 класс», схемы «Состав почвы» и «Факторы почвообразования», «Рефлексия», опорный конспект «Ромашка»,  макет памятника, компьютерная презентация, компьютер.

Ход урока

I. Подготовительный этап.

Шаг 1. Мотивация.

Учитель: Обратите внимание на доску, где записано высказывание В.В. Докучаева.

Почва – это единство минералов, растений, животных, климата.

– Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?

Ученик: Почва не будет образовываться. Ее образование начинается с горных пород (минералов).

Ученик: Без остатков растений и животных в почве не будет перегноя.

Шаг 2. Целеполагание.

Учитель: Правильно! Сегодня на уроке вы сможете вспомнить, что такое почва, назвать основные почвообразующие факторы и доказать, что почва – это особое природное тело.       

Шаг 3. Психологический  настрой. Ситуация успеха.

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях,  в  игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

У вас на партах стоят коробочки с жетонами. За каждый правильный ответ вы  сами берете по одному жетону. В конце урока будет подсчитано их количество и оценена  ваша работа.

II. Основной этап.

Шаг 1. Информационный блок. Носитель информации опорный конспект (индивидуальная коррекция недостатка, повторение ключевых вопросов; продолжить формирование понятия «почва» и повторить знания о главном свойстве почвы).

Учитель: Для начала давайте вспомним, что такое почва? Отвечая  на этот вопрос,  вы можете  использовать тест на аналогию (рисунок 1 в Приложении 1).

Ученик: Почва – это верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

– Назовите основное свойство почвы.

Ученик: Основное свойство почвы – плодородие.

– От чего зависит плодородие почвы?

Ученик: Плодородие почвы зависит от количества перегноя. Чем больше содержание гумуса, тем выше плодородие почвы.

– Что входит в состав почвы? Из каких компонентов она состоит? (рисунок 2 в Приложении 1). Используя рисунок, дети поясняют состав почвы.

Шаг 2. Информационный блок. Носители информации: учитель и слайды презентации (упражнение на развитие, концентрацию  внимания и памяти).

Учитель: Итак, мы с вами еще раз подтвердили слова русского ученого В.В. Докучаева  о том, что «почва – особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».

Прослушайте информацию, которую я для вас повторю, и ответьте на вопросы:

– Как называется основной труд В.В. Докучаева?

– Основоположником, какой науки он является?

Я назвала имя В.В. Докучаева не случайно (слайды 6, 7). Смоленская земля дала миру  известных людей. Один из них В.В. Докучаев. В 1876 году  общество естествоиспытателей посылает его как географа для исследования черноземной полосы России. Докучаев за 2 года прошел более 10000 км, составил карту черноземной полосы Европейской России. Результатом его работы стала защита  диссертации «Русский чернозем». Но самое главное, он  явился основоположником новой науки – почвоведение.

Шаг 3. Интерактивное упражнение (упражнение на зрительное и слуховое внимание и логическое соотнесение, смена позы на уроке).

Учитель: На доске висит плакат, на котором нарисована ромашка. В центре цветка написано слово «почва». Мы с вами должны вспомнить, какие факторы оказывают влияние на образование почв. Называя их и поясняя каждый фактор, вы будем заносить его на лепесток цветка, кто как хочет словами или условными знаками (для более слабых детей можно предварительно показать слайд 3).

Ученики заполняют схему (результат работы – на  рисунке 3 в Приложении 1).

Учитель: Молодцы! Правильно назвали все факторы. Почва отражает взаимодействие всех компонентов природы. Почва (обращаюсь к эпиграфу) – это единство минералов, растений, животных, климата.

Шаг 4. Интерактивное упражнение. Работа в группах (упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся; совершенствование навыков работы с наглядными пособиями: схемами, слайдами. Синтез деятельности анализаторов).

Учитель: Сейчас предлагаю вам небольшое соревнование. Разделитесь на две группы: мальчики и девочки.

Учитель: Используя слайды презентации, группы будут  отвечать на вопросы. Вы в группах обсуждаете слайд и отвечаете.

Более 100 лет назад В.В. Докучаев  установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону  зональности, другими словами почвы сменяют друг друга по природным зонам. В России в направлении с севера на юг.

– Назовите природные зоны России. Как они сменяют друг друга в направлении с севера на юг (слайды 8–10)?

– С помощью слайда презентации, ответьте на вопрос, какие показатели климата изменяются в направлении с севера на юг, от зоны тундры к зонам полупустынь и пустынь (слайд 10).

– Используя слайды 11–26, назовите,  какие типы почв распространены в каждой из природных зон?

– Назовите еще раз самую плодородную почву России. Сколько гумуса (перегноя) содержится в данной почве?

– Почему в черноземах накапливается много перегноя?

– В зоне смешанных лесов с деревьев каждый год опадает листва. Почему же серые лесные почвы менее плодородны, чем черноземы?

Учитель: Мы показали, как изменяются по природным зонам свойства климата и растительность. Показали, что почвы сменяют друг друга по природным зонам. Тем самым подтвердили слова В.В. Докучаева о том, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону природной зональности.    

Шаг 5. Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала в группах (синтез деятельности анализаторов; отработка основных умений работы с картой).

– Откройте атлас для 8-9 класса, стр. 19 «Почвенную карту». Используя эту карту, определите типы почв в следующих областях: Мурманской, Московской, Самарской.

– У вас на партах лежат атласы Орловской области. Откройте карту «Состояние почв», стр. 26. Изучите карту и назовите основные типы почв Орловской области.

– Определите, какой тип почвы занимает большую площадь в нашей области.

Ответы учащихся:

В Мурманской области распространены тундровые глеевые почвы.

В Московской – дерново-подзолистые почвы смешанных лесов.

В Самарской – черноземы степей.

Основные почвы Орловской области: серые лесные и черноземы.

Большую площадь в нашей области занимают серые лесные почвы.

Шаг 6. Закрепление пройденного материала (логическое мышление; опора на жизненный опыт учеников).

Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек,  в сущности совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».

Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные ресурсы.

Вопрос: каково значение почвы в жизни человека?

  • Почва является основой, на которой растут растения.
  • Основной источник производства растительной пищи.
  • Производство мясной продукции зависит от кормов (от растений), которые растут на почве.

Шаг 7. Повторение пройденного материала (коррекция зрительного восприятия).

  1. Как вы думаете, богата ли наша страна земельными ресурсами?
  2. Назовите площадь России.
  3. Что называют почвенными ресурсами?
  4. Посмотрите на знакомую вам диаграмму (слайд 28) и скажите, чем занята основная площадь территории страны.
  5. Какую часть составляют пашни?
  6. Подумайте и скажите, какие почвы нашей страны используются под пашню?
  7. Объясните, почему именно эти почвы?.

Шаг 8. Интерактивное упражнение – игра «Верно или нет?» (упражнение на развитие логического мышления и аналитико-синтетической деятельности учащихся; предупреждение перегрузок во время урока).

Дети выходят к доске.

Учитель: В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий  контроль и охранять ее.

Я зачитываю высказывания. Девочки выбирают мероприятия проводимые человеком, которые плохо влияют на почву (нерационального природопользования) и делают шаг вперед. Мальчики выбирают мероприятия, которые способствуют сохранению плодородия почвы (рационального природопользования) и защищают ее от разрушения и тоже делают шаг вперед.

  • Внесение в почву органических удобрений.
  • Уничтожение естественной растительности при распашке и неумеренном выпасе скота.
  • Внесение в почву минеральных удобрений.
  • Дождевые и талые воды стекают по поверхности вспаханного поля.
  • Создание полезащитных  лесных полос.
  • Распашка больших площадей в степных районах Южного Урала, Поволжья.
  • Орошение почв.
  • В районах неустойчивого увлажнения проводят снегозадержание.
  • Выращивание много лет подряд одних и тех же  культур.
  • Восстановление земель нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

Шаг 9. Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала – проектирование (формирование умений планирования деятельности; развитие умений воспринимать и  использовать информацию; закрепление пройденного материала).

Учитель: Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения [1].

– Что должен был означать этот памятник (ученики отвечают на вопрос с помощью учителя)?

  • Величие императорской власти.
  • Этот древний памятник представляет нам почву как символ плодородия.
  • Показывает почву как объект с весьма разнообразными свойствами.

Учитель: Администрация города Орла объявила конкурс на создание  подобного памятника почве. Я предлагаю вам принять участие в создании макета памятника. У нас есть основа давайте попробуем ее заполнить.

Шаг 10. Продукт занятия.

Словесная форма – суждения, развернутые выводы по проблеме и др.

Словесно-визуальная форма – схема «Ромашка», макет памятника.

III. Заключительный этап.

Шаг 1. Подвожу итог. Дети подсчитывают жетоны и получают оценки.

Шаг 2. Рефлексия (анализ собственного состояния).

Учитель: Определите свое настроение. На столе лежат синие (для мальчиков)  и красные (для девочек) кружочки. Прикрепите их на плакат, где изображены ступени вашего настроения. Определите свое настроение (Приложение 2). Как вам работалось на уроке?

К работе прилагаются фотографии (Приложение 3).



[1] Энциклопедия для детей, М, «Аванта +», стр 481