В статье рассматривается понятие инновации, готовности учителя к инновационной деятельности. Определены факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельности и на степень активности участия учителей в инновационном процессе.
Ключевые слова: инновации, инновационная образовательная деятельность, готовность к инновационной деятельности, факторы, влияющие на степень активности участия учителей в инновационном процессе.
Инновации, или новшества присущи для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению образовательного процесса и являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельно взятых учителей, так и целых коллективов.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Вопросы педагогического новаторства, поиска оптимальных приемов и методов обучения и воспитания получили широкое развитие в работах отечественных и зарубежных педагогов (В.С.Лазарев, М.А.Моисеев, П.И.Пидкасистый, М.М.Поташник, Н.Р.Юсуфбекова, К.Ангеловски, Э.-Р.Роджерс и др.). Дидактические и психологические основы управления образовательными инновационными процессами стали предметом детального исследования Ю.К.Бабанского, Г.Г.Воробьева, В.П.Симонова, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой и ряда других ученых.
Говоря об инновациях, необходимо дать понятие инновационного процесса, который представляет собой комплексную деятельность "по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств" [5] — охватывает множество различного рода изменений в образовательной системе. В то же время, приведенное определение содержит в себе принципиальное положение о том, что инновационный процесс — это деятельность, следовательно, он обязательно должен быть целенаправленным, регулируемым, контролируемым. Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) [2]. Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реализовывать процесс формирования инновационной деятельности в условиях модернизации образования [4]. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельность и на степень активности участия учителей в инновационном процессе, которые, наряду с разнообразными моделями и специфическими особенностями инновационного процесса, рассматриваются в исследованиях по педагогической инноватике в работах В.И. Загвязинского, B.C. Лазарева, А.В. Лоренсова, З.Ф. Мазура, Б.П. Мартиросян, М.М. Поташника, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Выделенные исследователями факторы
интенсивности и эффективности инновационных
процессов можно разделить на две группы.
Приведенные факторы имеют значение в условиях
производственной деятельности, однако при
реализации инновационной деятельности в школе
их учет также необходим для обеспечения ее
эффективности.
К первой группе факторов относятся те, которые
определяют восприимчивость организации к
новшествам. Данная характеристика организации
определяет скорость обнаружения вовне полезных
для себя новшеств. Можно выделить три группы
факторов, определяющих уровень организации:
Психологические характеристики персонала (установки руководителя к нововведениям; профессионализм руководителя; заинтересованность руководителя в служебном росте; склонность руководителя к риску; информационные контакты в коллективе организации; осведомленность персонала о новшестве; мотивированность персонала на изменения; образовательный уровень персонала; нормы, принятые в коллективе).
Структурные характеристики организации (размер организации; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат).
Характеристики окружения (уровень стабильности – неопределенности внешнего окружения; изменения в требованиях к продукту; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; межорганизационная кооперация).
Ко второй группе относятся факторы, определяющие интенсивность и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:
- гибкость организационной структуры, проявляющуюся в способности организации создавать временные структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий;
- общая культура организации;
- стиль руководства;
- информированность членов организации о проблеме, демонстрация недостатков в ее деятельности;
- информированность членов организации о достоинствах новшества;
- вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им;
- наличие четко поставленных целей;
- хорошее планирование процесса изменений;
- наличие поддержки основных влиятельных групп в организации;
- мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений);
- способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления;
- организация обучения персонала;
- регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения;
- наличие отлаженной системы коммуникаций.
Нет оснований полагать, что, будучи существенными для эффективности инновационных процессов в других организациях, названные выше факторы не будут сказываться на эффективности инновационных процессов в педагогической деятельности. Поэтому при анализе и совершенствовании системы инновационной деятельности школы необходимо учитывать все.
Однако благоприятные условия инновационной деятельности не всегда являются залогом активности участия в ней педагога. Как показывают исследования, важным фактором является наличие готовности к инновационной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.
Т.В. Орлова говорит о прямой зависимости качества развития общеобразовательных учреждений и в целом педагогического коллектива о готовности к инновационной деятельности. Качество готовности учителей к инновационной деятельности, в свою очередь, определяет уровень развития исследовательской работы в школе [3]. Автором выделены основные задачи подготовки учителей к инновационной деятельности:
- Создать условия, благоприятные для стимулирования творческой деятельности учителей.
- Закрепить оптимальный для учителя стиль деятельности, создавая особую среду для индивидуальной неповторимости, нестандартности учителя.
- Развить и воспитать у учителей способность к поисково-исследовательской деятельности.
Подготовка учителей направлена на пробуждение
интереса к педагогической инноватике,
повышающей качество образовательного процесса,
инновационную активность педагога.
Инновационная активность учителя в общем случае
направлена на совершенствование собственной
педагогической деятельности и деятельности всей
школы в целом. В инновационной деятельности
учителями решаются задачи четырех основных
типов:
- освоения (внедрения) новшеств;
- собственной разработки новшеств;
- проведения педагогических экспериментов;
- передачи собственного опыта и разработок.
Л.Т. Черновой включает готовность к инновационной деятельности в структуру общей готовности к педагогической деятельности [1] и выделяет такие ее специфические характеристики как:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а также проектировать и моделировать их в практических формах деятельности;
- культурная развитость и образованность, предполагающие интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
- открытость субъекта новому, которая базируется на толерантности педагога, гибкости и панорамности мышления.
На основании выше изложенного можно предложить
направления инновационной деятельности.
Направления инновационной деятельности.
- Теоретико-методологическая и методическая деятельность.
- Научно-исследовательская, проектировочная деятельность.
- Учебная деятельность.
- Внеурочная деятельность.
Формы работы (как инновационный продукт).
1. Семинары; лектории; курсы повышения
квалификации; курсовая переподготовка;
самостоятельная работа; инновационные деловые
игры;
круглые столы и др.
2. Мастер-классы; экспериментальные авторские
разработки; пакеты оригинальных технологий;
открытые занятия; программы организации
собственной инновационной профессиональной
деятельности; стажерские площадки.
3. Урок; консультации; самостоятельная работа;
учебные экскурсии; конференции; авторские уроки.
4. Встречи и тематические встречи; беседы;
викторины; концерты; выставки творческих работ;
научно-практические конференции; школа юного
исследователя; кружки, секции; авторские
внеурочные занятия.
Методы работы (как инновационный продукт)
1. Изучение и выборка научных и методических
трудов и публикаций; анализ; обобщение; диспуты;
дискуссии и др.
2. Исследовательский метод; методы
проектирования; методы творческих
преобразований и др.
3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный;
частично-поисковый; проблемного изложения;
методы творческих преобразований.
4. Методы формирования сознания личности (беседа,
рассказ, пример, лекции); методы организации
деятельности и формирования опыта (упражнение,
требование, поручение, создание воспитательных
ситуаций); методы стимулирования поведения и
деятельности (поощрение, наказание,
соревнование).
Библиография:
1. Лазарев В.С. Управление школой:
теоретические основы и методы: учебное пособие /
В.С. Лазарев. – М: Центр социальных и
экономических исследований, 1997.
2. Лобок А.М. Проблематика инновационной
деятельности в экспликации к проблемному полю
образовательной программы// Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №1.
– С. 6-10.
3. Орлова Т.В. Управление образовательными
системами: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений /Т.В. Орлова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2006.
4. Павлова Е.П. Педагогические условия
развития инновационной деятельности учителя
начальных классов в процессе модернизации
образования [Текст]: автореф. дис. канд. педагогич.
наук / Е.П. Павлова – Якутск, 2009.– 9с.
5. А.В.Петровский А.В. Психология. Словарь / А.
В . Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: – 1990. – 496 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие /
В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с.