Цели:
- Образовательные: совершенствование умения распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, умения распознавать количество слогов в слове по количеству гласных звуков в нём.
- Развивающие: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), орфографической зоркости.
- Воспитательные: воспитывать в детях любовь к русскому языку, прилежно выполнять задания, чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: запись на доске, памятки для каждого учащегося, словарные слова в картинках, тетрадь, жетоны для самооценки.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
У. Дети сегодня мы проведём открытый урок. У нас гости. На предыдущем уроке мы изучали звуки . Сегодня мы закрепим эти знания о гласных и согласных звуках.
МАССАЖ РУК
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (проговаривая, дети разминают каждый пальчик)
2. Минутка чистописания.
У. Сейчас пропишем элементы букв, которые нам пригодятся на уроке.
Дети вместе с учителем проговаривают названия и правильность написания элементов. Рука у детей на локотке, тренируемся в воздухе.
3. Словарно-орфографическая работа.
На доске записано слово "Словарь:".
У. Вы узнаете словарные слова, если отгадаете загадки. Отгадка и есть словарное слово.
У. Загадка.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (заяц)
Д. Заяц
(учителем показывается картинка с изображением зайца)
У. Правильно. Какой мы слышим первый звук в слове заяц?
Д. З
У. Какой буквой мы обозначим этом звук на письме?
Д. З
Учитель выставляет букву З.
У. А теперь запишем слово заяц.
Один ученик, проговаривая все звуки, работает у доски, ставит ударение, делит слово на слоги, отмечает орфограмму.
У. Загадка.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (собака)
Д. Собака
(учителем показывается картинка с изображением собаки)
У. Правильно. Какой мы слышим первый звук в слове собака?
Д. С
У. Какой буквой мы обозначим этот звук на письме?
Д. эС
Учитель выставляет букву эС.
У. Запишем слово собака.
Один ученик, проговаривая все звуки, работает у доски, ставит ударение, делит слово на слоги, отмечает орфограмму.
У. Загадка.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
Д. Медведь
(учителем показывается картинка с изображением медведя)
У. Правильно. Какой мы слышим первый звук в слове медведь?
Д. М ,
У. какой буквой мы обозначим этот звук на письме?
Д. эМ
Учитель выставляет букву М.
4. Работа по теме урока.
У. Посмотрите на эти буквы.
К какой группе букв и звуков мы может их отнести?
Д. К согласным.
У. Почему?
Д. Потому что звуки з, с, м при произношении имеют преграды (зубы,губы,язык)
У. Внимательно посмотрите на эти буквы. Что ещё можно сказать о звуках, обозначенных этими буквами?
Д. З и С - это парные согласные. З - звонкий, С - глухой.
У. М ?
Д. Это непарный звонкий.
У. Давайте немного поиграем! Я показываю вам предмет, а вы - хлопаете, если слово начинается со звонкого звука и топаете, если слово начинается с глухого звука.
У. А какая ещё есть группа звуков?
Д. Гласные.
У. Почему они так называются?
Д. При произношении не встречают преград, мы их произносим голосом, их можно пропеть.
У. Давайте назовём их.
Д. а-я у-ю о-ё ы-и э-е
У. Сколько гласных букв?
Д. 10
У. А звуков?
Д. 6
У. Молодцы! Ещё раз прочитаем правило в учебнике на стр. 28 ( учебник, русский язык 1 класс, Рамзаева Т.Г.)
У. Выполняем упражнение № 45 на стр. 29
Упражнение выполняется самостоятельно, ученик, который сделает быстро, идёт к доске. К упражнению дано дополнительное задание: поделить слова на слоги.
У. Сколько в слове слогов, как узнать?
Д. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Читаем правило на стр. 30.
5. Физпауза.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
Продолжение работы по теме урока.
У. Упражнение № 44 (выполняется устно)
В упражнении слово-отгадка - "сахар".
У. А теперь составьте предложение со словом сахар. Работаем по группам. Дети придумывают предложения.
У. Определите количество слов в предложении.
У. Давайте вспомним правило правописания предложений.
Д. Предложение начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.
(по времени)
Делается фонетический разбор слова сахар1.
Разбор делается у доски. Дети проговаривают характеристику каждого звука по цепочке.
6. Итог урока.
У. Что мы повторяли на уроке?
Д. Мы повторяли гласные и согласные звуки.
У. Какое задание для вас было трудным?
У. Как сами оцениваете свою работу на уроке?
Кто очень хорошо работал и всё понял, поднимает синий треугольник.
Кто работал хорошо, но не всё понял, поднимите жёлтый ромбик.
Кому показалось всё трудным и неинтересным, поднимает красный кружок.
Список литературы.
- Поурочное планирование по обучению грамоте к учебнику Рамзаевой Т.Г. (физминутка).
- Сборник загадок.