Тесты по русскому языку для учащихся 5–6-х классов (пособие для учителя)

Разделы: Русский язык


Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся. Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Повышается качество обучения, что является актуальной проблемой в условиях сдачи государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Правильно организовать обучение можно только тогда, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. В качестве такого контроля я предлагаю систему зачетов, поверочных работ тестового типа по русскому языку в 5-6 классах.

Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополнения фраз, графических обозначений и т.д. Используются тестовые задания трёх типов: задания типа А – с выбором ответов; задания типа В – с кратким ответом; задания типа С – с развёрнутым ответом. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами. Будучи стандартизированной формой проверки знаний, тесты дают возможность однозначно толковать результаты проверки, поэтому они поддаются количественному учёту, удобны для статистической обработки. Однозначность тестов позволяет шире привлекать учеников к самопроверке и самооценке знаний. Учащиеся самостоятельно могут определить правильность выполнения тестовых заданий. Это имеет воспитательное значение, содействует формированию у учащихся таких качеств, как ответственность, точность, чёткость, объективность. Выполняя тесты, школьники привыкают к той форме проверки, которую предлагает ГИА и ЕГЭ, к моменту сдачи экзамена в 9, 11 классах чувствуют уверенность и в имеющихся знаниях, и в способе сдачи, и психологически.

Для контроля орфографической и пунктуационной зоркости школьников я предлагаю в качестве контроля “дырявые” диктанты (в них пропущены орфограммы и пунктограммы, допущены ошибки).

Пособие рекомендовано учителям русского языка, использующим в своей работе учебники: “Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений” / Т.А. Ладыжениская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.; “Русский язык. 6 класс” / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

 ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС

Проверочная работа по теме “Глагол”

1 вариант

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

А) признак

Б) действие

В) признак по действию

Г) предмет

2. Укажите глаголы совершенного вида:

Он старался (А) расшифровать (Б) и прочитать (В) письма, но не знал (Г) ключ.

3. Найдите инфинитив глагола:

А) надо учит?ся

Б) завод строит?ся

В) можно заботит?ся

Г) ученик беспокоит?ся

4. Укажите глаголы 1 спряжения:

А) бор..тся Б) стел..т В) дыш…т Г) вид..т

5. Какие глаголы пишутся с НЕ раздельно:

А) не?доумевать

Б) не?дописать

В) не?здоровится

Г) не?рассказывать

6. В каких глаголах пишется в окончании А(Я)

А) дома стро..тся

Б) люди тороп..тся

В) на ринге бор..тся

Г) листья шпч..тся

7. Укажите в каких глаголах в окончании пишется Е?

А) зате..т

Б) слуша..т

В) обид..т

Г) привяж..т

8. В каких словах нужен Ь:

А) реч

Б) слышиш

В) стрич

Г) испеч

9. В каких глаголах в корнях с чередованием гласных пишется Е:

А) расст...лить

Б) бл...стеть

В) прид...раться

Г) соч...тать

10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выполните задания к тексту.

Рассвет в лесу

Если ночу..ш в лесу, то всегда проснешся раньше. Но не потому, что спиш не на мягкой постели. Удивительный мир начина..т?ся рядом с твоей палаткой. Вот по тропинке бежит ежик. Вот ягодка душистой земляники, и солнечный луч игра..т на её влажном от росы пушке. Мотылек проснулся раньше вас и уже завтрака.т, погружа.т в сладкий сок свои губы. Сидиш у палатки, дыш.ш и не?надыш.ш.ся легким, свежим медовым воздухом.

Задания:

Выпишите глаголы в наст., прош., буд. времени.

Образуйте от глаголов не?надыш..ш..ся, начина..т?ся инфинитив, подберите к ни видовую пару.

В последнем предложении подчеркните глаголы как члены предложения.

Сделайте морфологический разбор 1 возвратного глагола.

Сделайте морфемный разбор глаголов: проснешся, начина..т?ся, погружа.т, не?надыш.ш.ся.

2 вариант

1. У глагола нет следующего признака:

А) падежа

Б) лица

В) времени

Г) вида

2. Укажите глаголы несовершенного вида:

Он старался (А) расшифровать (Б) и прочитать (В) письма, но не знал (Г) ключ.

3. Найдите инфинитив глагола:

А) надо стремит?ся

Б) вода пенит?ся

В) машина ускоряет?ся

Г) стремится увидит?ся

4. Укажите глаголы II спряжения:

А) кле..т Б) бре..т В) слыш..т Г) верт…т

5. Какие глаголы пишутся с НЕ слитно:

А) не?достает до дна

Б) не?достает времени

В) не?спится

Г) не?слушает

6. В каких глаголах пишется в окончании У(Ю)

А) туманы стел..тся

Б) люди меч..тся

В) кактусы кол..тся

Г) лошади гон..т

7. Укажите в каких глаголах в окончании пишется И?

А) мел..т (зерно)

Б) наде..тся

В) смотр...т

Г) перестав...т

8. В каких словах нужен Ь:

А)нет крыш

Б) успееш

В) жеч

Г) стереч

9. В каких глаголах в корнях с чередованием гласных пишется И:

А) расст...латься

Б) уд...рать

В) зам...рать

Г) выч...тание

10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выполните задания к тексту.

Рассвет в лесу

Если ночу..ш в лесу, то всегда проснешся раньше. Но не потому, что спиш не на мягкой постели. Удивительный мир начина..т?ся рядом с твоей палаткой. Вот по тропинке бежит ежик. Вот ягодка душистой земляники, и солнечный луч игра..т на её влажном от росы пушке. Мотылек проснулся раньше вас и уже завтрака.т, погружа.т в сладкий сок свои губы. Сидиш у палатки, дыш.ш и не?надыш.ш.ся легким, свежим медовым воздухом.

Задания:

Выпишите глаголы в наст., прош., буд. времени.

Образуйте от глаголов не?надыш..ш..ся, начина..т?ся инфинитив, подберите к ни видовую пару.

В последнем предложении подчеркните глаголы как члены предложения.

Сделайте морфологический разбор 1 возвратного глагола.

Сделайте морфемный разбор глаголов: проснешся, начина..т?ся, погружа.т, не?надыш.ш.ся.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

Проверочная работа по теме “Имя числительное”

1 вариант

1. Какое утверждение верное:

А) Имена числительные обозначают количество предметов, число, порядок при счете.

Б) Числительные делятся на количественные, порядковые и дробные.

В) Числительные изменяются по падежам.

Г) Числительные могут быть разными членами предложения.

2. Укажите, где есть числительное:

А) тройка за ответ

Б) пятнадцатая школа

В) дюжина яблок

Г) двенадцатилетний мальчик

3. В какой строке все числительные составные?

А) пятьсот, две десятых, трехзначный, двести семнадцать

Б) две третьих, двести семнадцать, один миллиард, сорок семь

В) тридцать пять, пять седьмых, восемьдесят два, триста сорок пять

Г) пятьсот, семнадцать, однолетнее, трое

4. Выберите количественное числительное, укажите его разряд

А) семьдесят пять

Б) двадцатый

В) трое

Г) две вторых

5. Где нужен Ь:

А) пят..надцать

Б) пят..десят

В) сем..сот

Г) шест..сот

6. Поставьте числительные 300 и 40 в род. и дат. падеже.

7. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)миллионный?

8. Поставьте числительное 147-й в дат. и твор. падежи

9. Найдите числительные, правильно согласованные с существительными:

А) трое подруг

Б) пятеро котят

В) обе стены

Г) около сто рублей

10. Найдите числительное, сделайте его морфологический разбор.

Первый трамвай появился в Петербурге в 1880 году.

2 вариант

1. Какое утверждение верное:

А) Имена числительные обозначают количество предметов, число, порядок при счете.

Б) Числительные делятся на количественные, порядковые и дробные.

В) Числительные изменяются по падежам.

Г) Числительные могут быть разными членами предложения.

2. Укажите, где есть числительное:

А) двойной удар

Б) полтора метра

В) первый дом

Г) тридцатиградусный мороз

3. В какой строке все числительные составные?

А) восемьсот, три пятых, восьмиэтажный, пятьсот двадцать восемь

Б) триста пятьдесят, одна вторая, сотня, два миллиона

В) пять седьмых, триста семнадцать, девяносто девять, тысяча двадцать три

Г) пятеро, восемьдесят семь, трехэтажный

4. Выберите количественное числительное, укажите его разряд

А) тринадцатый

Б) триста восемь

В) пятеро

Г) одна пятая

5. Где нужен Ь:

А) восем..надцать

Б) восем..сот

В) двес..ти

Г) шест..десят

6. Поставьте числительные 400 и 90 в род. и дат. падеже.

7. Как нужно писать слова (девяти)тысячный, (тридцати)(пяти)миллиардный?

8. Поставьте числительное 147-й в дат. и твор. падежи

9. Найдите числительные, правильно согласованные с существительными:

А) четверо одноклассников

Б) двое пятиклассниц

В) оба мальчика

Г) нет сорок учебников

10. Найдите числительное, сделайте его морфологический разбор.

Первый метрополитен был открыт в Москве в 1935 году.

Литература

  1. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. — М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 класс: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1994.

Приложение