Цель: изучить карту полушарий.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить с понятиями “материк”, “океан”. Научить показывать на карте все материки и океаны.
- Развивающие: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление. Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле, к её прошлому.
- Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы и обобщения.
- Расширять кругозор, работать над развитием речи.
- Воспитательные: Воспитывать любовь к родной земле, чувство локтя своего товарища..
Тип урока: Урок овладения знаниями, умениями, навыками.
Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.
Оборудование: Компьютер, карта полушарий, рисунок зайца и Дельфина, разноуровневые карточки, глобус, пластилиновые модели Земли, слайды, схемы-условные обозначения на карте. карточки для моделирования Земли, карта древнего материка Пангея, мультимедийная презентация, контурные карты, карточки с очертаниями материков, «Бортовые журналы».
Литература:
Учебник-тетрадь для 2-го класса “Наша планета Земля”. Часть 1 (Авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан).
Учебник-атлас часть 4.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем блиц опрос.
Актуализация опорных знаний
Блиц опрос.
- Что мы называем космосом?
- Назови небесные тела.
- Что называется планетой?
- Назови 3 планету солнечной системы.
- Как можно изобразить Землю?
- Что такое глобус?
- Куда направлена ось Земли?
Работа в группах
Дети работают по разноуровневым карточкам. Два ученика - у компьютера.
С На контурной карте обозначить.
Рисунок 1.
- Линию, которая делит Землю на Северное и Южное полушарие красным цветом..
- Голубым цветом отметь линии идущие от полюса к полюсу.
- Желтыми – линии параллельные экватору.
- Белым - обозначь полюса.
В На пластилиновых макетах Земли нитками обозначить
- Красным цветом экватор.
- Голубыми нитками отметь меридианы.
- Желтыми – параллели.
- Белой бумагой обозначь полюса.
- Правильно прикрепи на подставку.
А На экране смоделировать модель Земли.(2 ученика работают на компьютере)
- Красным цветом экватор.
- Голубым цветом отметь меридианы.
- Желтым цветом – параллели.
- Серым цветом закрась полюса.
- Обозначь розовым цветом тропики.
- Обозначь черным цветом полярный круг.
Проверка проводится в виде блиц опроса.
- Что такое экватор?
- Назови тепловые пояса.
- Почему различаются эти пояса на Земле?
- Как называется холодный южный пояс?
- Как называется северный холодный пояс?
- Назови линию на глобусе, которая ограничивает холодный пояс.
- Назови линию, которая ограничивает жаркий пояс.
- Что такое меридианы?
- Что такое параллели?
- Для чего нужны параллели и меридианы?
Повторение домашнего задания.
Учитель: Поверхность Земли не ровная: на ней есть высокие горы и глубокие впадины. Но на глобусе и карте не видны все эти неровности.Что же нам поможет прочитать изображение на глобусе и карте?
Индивидуальный опрос.
Учитель: Расскажите, что обозначают синим цветом? А коричневым? Для чего нужен зеленый и желтый цвет?
Игра «Назови условные обозначения на карте».
Рисунок 2.
Проверка практической домашней работы.
Учитель: Дома вы вылепили из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером. Вам нужно было составить его карту.
Учитель: Напомните мне, а что такое КАРТА ? Давайте посмотрим, какие карты составили вы.
Один ученик показывает составленную карту, а другой ученик, не видя муляжа, рассказывает что изображено. Потом сверяют рассказ с муляжом.
Изучение новой темы. Постановка проблемы.
Актуализация опорных знаний.
(На доске рисунок щенка и дельфина, карта полушарий).
Рисунок 3.
Учитель: Сегодня на урок к нам пришли щенок и дельфинёнок. Они хотят совершить кругосветное путешествие. Кто такие путешественники?
Дети: Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Учитель: Но щенок плохо плавает, а дельфинёнок не может передвигаться по суше. Что им понадобится для решения этой проблемы?
Дети: Карта, с помощью которой они будут путешествовать.
Учитель: Правильно, для кругосветного путешествия им понадобиться карта. А какая карта?
Дети: Карта полушарий.
Учитель: Что такое полушарие?
Дети: Это половина шара.
Учитель: А какие линии на карте делят Землю на два полушария?
Дети: Это экватор, который делит на северное и южное полушарие, а также нулевая меридиана – на восточное и западное полушарие.
Учитель: Карта каких полушарий нам сегодня поможет?
Дети: Карта полушарий Западного и Восточного.
Учитель: Правильно.
Учитель: Мы отправимся в путь вместе с нашими друзьями. Какой транспорт выберем для путешествия? Посмотрите на карту?
(Дети совещаются.)
Дети: Нам кажется, что это будет корабль, т.к. почти все пространство занимает вода.
Постановка проблемы.
Учитель: В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге или о том, что встретилось на пути. У вас ваши бортовые журналы.
Учитель: Будем двигаться на запад, начиная с Западного полушария.
Учитель: И так, счастливого плавания!
Бортовой журнал.
1встреча. Название | суша или вода. |
2 встреча. Название: | суша или вода. |
3 встреча. Название: | суша или вода. |
Учитель: Докладывает 1-е направление (Северное).
Дети: Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
Учитель фиксирует на доске.
Учитель: Докладывает 2-е направление (Южное):
Дети: Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку
Учитель: На какие две группы можно разделить перечисленные объекты и почему?
Дети: Суша и вода.
Вода | Суша |
Атлантический океан | Северная Америка |
Тихий океан | Южная Америка |
Индийский океан | Евразия |
Австралия | |
Африка |
Учитель: Ребята! А какого цвета больше?
Дети: Голубого.
Учитель :Если быстро вращать глобус, то покажется , что он голубой. А все потому, что этой краски на нем больше всего, больше, чем белой, зеленой, коричневой. Что общего в увиденных вами участках воды?
Дети: Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 77, проверти свои предположения.
Учитель: Какое общее название они имеют?
Дети: Океаны. Вывешиваю название.
Учитель: Раньше они были предметом нашего обсуждения?
Дети: Нет.
Работа с атласом.
Учитель: Прочитайте название океанов по атласу. Сколько их?
Дети: Четыре.
Учитель: Какого океана не хватает у нас на доске? Подпишите названия океанов на своих картах, (дети подписывают).
Проверка групповой работы.
Учитель показывает на карте океаны, учащиеся хором называют его.
Приложение 5.
Учитель: Опишите увиденные вами участки суши. Что в них общего?
Дети: Это огромные участки суши, которые окружены со всех сторон водой.
Учитель: Какое общее название они имеют?
(Дети в замешательстве).
Учитель: Как думаете, чему будет посвящен урок?
Дети: Мы познакомимся с названием участков суши и воды, научимся находить их на карте.
Знакомство с материками .
Учитель: Как думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
(Дети предлагают свои названия)
Учитель: Сверим ваши предложения с материалом учебника с.77
Дети читают. Огромные участки суши, окруженные водой, называются материками. Всего материков шесть.
Учитель: Заменяю слово суша на материк.
Учитель: Все ли материки нам повстречались?
Дети: Нет, мы не встретили Антарктиду (выставляю на доску).
Показ мультимедийной презентации.
Наложение учителем очертаний материков на карту (каждый материк имеет свой цвет и условное обозначение)
Африка – самый жаркий материк; (желтый с солнышком).
Второй по величине территории материк – Африка, который находится в Восточном полушарии. (Учитель показывает материк – Африка). Его название произошло от воинствующего народа из племен авриг или африк.
Австралия – самый сухой материк (коричневый с кенгуру). Самый маленький материк – Австралия. Материк кенгуру и собаки бинго. Он находится в Южном полушарии.
Антарктида – самый холодный материк (белый со снежинкой). Самый мощный ледник, наш Эльбрус можно спрятать под этим ледником. Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Произошло от греческого названия созвездия Большой Медведицы «Арктос».
Южная Америка – самый влажный материк; (зеленый с тучкой и дождиком).
Северная Америка - самый освоенный материк; (серый с высотным зданием).
Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка – Северная и Южная Америка. Здесь обитало золотое племя индейцев, которые называли себя «амеррика».
Евразия – самый большой материк (разноцветный с мальчиком и девочкой).
Приложение 6
Учитель: Самый большой материк называется Евразия. Скажите, в каком полушарии он находится?
Дети: В восточном.
Учитель: К северу или к югу от экватора?
Дети: К северу.
Учитель: Правильно. И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация. (Учитель показывает границы РФ).
(Выполнение надписи материков учащимися на контурной карте).
Проверка и закрепление знаний.
Учитель: Я показываю материк на доске.
Дети хором называют его. Один ученик показывает этот же материк на карте .
Рубрика «Это интересно».
Учитель: Попробуем заглянуть в безлюдный мир 200 миллионов лет назад. Что было с Землей? Когда-то все вместо нынешних шести материков, на нашей планете был только один единственный. Ученые называют его "Пангея", что в переводе с греческого означает "вся земля". Единственный материк омывался единственным океаном. Затем, благодаря движению земной коры, Пангея дала несколько трещин и части единого целого - будущие Америки, Африка, Евразия, Австралия - стали расползаться в разные стороны. Между материками появились моря и океаны - Мировой океан.
Рисунок 4.
Работа в группах.
Учитель: Внимание, путешественники! Какие океаны омывают Австралию? (1 группа)
Африку? (2 группа)
Евразию? (3 группа)
Северную Америку? (4 группа)
- Кто готов? Назвать и показать.
Работа группами с карточками. Игра «Пилот и штурман»
Определите маршруты будущих экспедиций.
Рисунок 5.
Дети , работая в парах , надписывают океаны и материки, встречающиеся на маршруте их будущих экспедиций. После выполнения работы они обмениваются работами с парой в своей группе и оценивают работы.
Определи путь по географическим координатам на карте полушарий.
20о с. ш | (Австралия) | 30о с. ш. | (Тихий океан) | |
130о в.д. | 140о з.д. | |||
10о ю. ш. | (Индийский океан) | 10о ю. ш | ( Африка) | |
30о с.ш. 40о з.д. |
(Атлантический океан) | 80о ю.ш. 70о в. д. |
(Антарктида) | |
10о ю.ш. 60о з.д. |
(Южная Америка) | 80о с.ш. 60о в.д. |
(Северный Ледовитый океан) |
Одна пара учащихся работает за столом, а другая - у доски, отмечая точки флажками.
Полученные результаты работ сверяют в своих группах.
Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся знания? Смогут ли теперь наши друзья , зная карту полушарий, совершить кругосветное путешествие?
Учитель читает стихотворение Я. Акима “Планета дом”.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
Домашнее задание:
Решить кроссворд на странице 78, найти интересные сведения о материках и океанах.