Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного к личностно ориентированному. Что бы добиться высоких результатов в обучении, необходимо научить учащихся мыслить, решать проблемы, с использованием различных знаний не только биологии. В процессе обучения учитель формирует такие качества личности, как: способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, развитие инициативности. Технология классно-урочной системы, бесспорно, эффективна для массовой передачи знаний, умений и навыков, но, к сожалению, становится не конкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытым для новых контактов и культурных связей, этим и обусловлено распространение в школах методов учебно-исследовательской и проектной деятельности. Эти методы, включаются в систему учебно-познавательных приемов, позволяют решать ту или иную проблему, в ходе самостоятельной и коллективной деятельности учащихся и учителя, но при этом учитываются индивидуальность ребенка , его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Эти методы позволяют развить чувство ответственность у учащихся и повысить их мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.
Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовывать проектную, исследовательскую работу, управлять процессом проектирования, которое позволяет ученикам самостоятельно выявлять проблемы, определять цели, пути их решения, распределять и планировать свою деятельность. Учитель же создает благоприятный фон для работы, создает условия для формирования ключевых компетенций у учащихся, приобретения ими социального опыта. В процессе проектной, учебно-исследовательской работы, учитель и ученики, вновь и вновь переживают вдохновение творчества, превращают образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
Типология проектной и учебно-исследовательской работы различают по методам или виду деятельности:
- информационно-поисковые – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы
- продуктивные – имеют цель, создания, какого-либо продукта, дающих возможность учащимся проявить свое творчество.
- игровые – создают условия для игрового моделирования.
Основные требования к выбору проблемы:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующая поиска для ее решения;
- проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной;
- в основе деятельности должна быть самостоятельная работа учащихся;
- использование исследовательских методов;
Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать теоретические и практические достижения автора, умение учителя оказывать помощь в поиске нужной информации, сам учитель при этом являться источником информации, он координирует весь процесс.
На уроках биологии я стараюсь внедрять новые педагогические технологии, для развития творческих способностей учащихся. Во время таких уроков развивается познавательная деятельность, понимание смысла и значения выполняемых упражнений. Готовясь к уроку, нельзя забывать, если материал, который дается, слишком легок или не понятен, то большая часть класса скучает, если же задание слишком трудное, ученик быстро утомляется и волей-неволей выключается из хода урока. Интересно становится тогда, когда материал нелегок, но посилен. Когда же ученик сталкивается со слишком трудной работой, не может с ней справиться и терпит неудачи, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. В этот момент учитель должен быть тонким психологом, объясняя ученику, то, что, успех его ждет только в том случае, когда он овладеет средствами творческого поиска. Приобретенные знания, учащиеся привносят в обыденную жизнь и становятся полезными в других видах деятельности. Постоянный поиск новых путей и их развитие, позволяет найти путь к воспитанию даже трудного ученика. Непременным условием является возбуждение интереса, заинтересованности учащихся, и необходимости в учебном процессе, получения образования. Стремиться к тому, чтобы урок вызывал удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
В последние годы, многие педагоги ищут и внедряют все новые технологии. К примеру:
Методы решения биологических проблем используемые мною на уроках биологии, относя к новым педагогическим технологиям, таких как мозговой штурм – это метод решения проблем выдвижение различных гипотез группой решателей, на основе мыслительных ассоциаций, позволяющих активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Метод контрольных вопросов – это модифицированный мозговой штурм, при котором для облегчения процесса решения задач применяются контрольные вопросы. Направляющие мышление решателей в области возможных ответов, эти методы предназначены для организации групповой работы учащихся, а так же обучение индивидуальной работе по решению проблем.
Но необходимо отметить, что многие школьные учебники составлены таким образом, что в них изложены готовые решения проблем учеными. Сегодня в педагогике очень широко используются направления по развитию творческого мышления. Но у людей с широкой эрудицией, часто бывает недостаточно развить творческое мышление, это способность связывать факты с теориями для преобразования и применение последних в реальных жизненных ситуациях. Отсюда и вытекают развивающиеся задачи уроков – формирование теоретического мышления учащихся. Любая наука, в том числе биология, включает в себя закономерности, законы и теории, а так же методы познания. Изучение теории не должно ограничиваться только процессом его запоминания и воспроизведения. Теоретическая информация должна использоваться для анализа различных практических ситуаций, решение проблем и выдвижения проблем, сравнение с новыми фактами. Цель такой работы заключается в том, что бы научить ученика мыслить творческими категориями. Мыслить фактами невозможно, ибо мышление человека есть процесс оперирования понятиями, каждое из которых представляет собой собирательный, обобщенный образ объекта, или процесса.
Прежде всего, учитель должен понимать, что творческие способности определяются уровнем развития теоретического мышления и, следовательно, фактологические знания на уроках биологии должны быть средством для анализа, оценки и преобразования теоретической информации. Иными словами использование современных технологий может принести желаемый эффект при условии, если оно будет направлено не только на активное и сознательное восприятие или запоминание, но и самостоятельное добывание знаний учениками. Обучение с помощью этих средств формируют у ребят необходимые знания, умения и навыки, а также содействуют развитию определенных качеств личности. Использование современных технологий в современном учебном процессе возможно лишь в тех случаях, если содержание его в полной мере отвечает требованиям учебной программы, ее теоретической и практической части, с учетом реального развития и подготовки учащегося на определенном этапе обучения.