Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.
Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.
Развивающая: развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, учебники, таб. с названием климатических поясов, климатограммы, презентация (PowerPoint) «Климат Южной Америки», мультимедийный проектор.
Тип урока: урок, раскрывающий содержание темы.
Вид урока: смешанный.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент.
Класс разбивается на 5 групп: каждая группа получает по одной табличке с названием климатического пояса («экваториальный», «субэкваториальный», «тропический», «субтропический», «умеренный»).
1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации)
2. Постановка целей и задач. (2 слайд)
II. Актуализация опорных знаний.
– Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? (Основные и переходные).
– Назовите основные и переходные климатические пояса?
– Что мы называем воздушной массой? (В.М. – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д.)
– Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? (Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие)
– Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. (Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д.)
III. Формирование новых знаний.
Южная Америка удивляет своим климатом:
– ее называют самым «влажным» материком;
– здесь юг холоднее севера;
– на побережье океана находится самое сухое место на Земле – пустыня Атакама (осадков за год – 0,8 мм).
Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить.
(3 слайд)
– Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный)
(4 слайд).
– С каким материком по набору климатических поясов сходна Южная Америка? (С Африкой)
– Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов? (Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части)
Разберем подробнее особенности каждого климатического пояса. Для этого каждая группа должна составить характеристику своего климатического пояса, используя карты атласа, по плану:
- Господствующие воздушные массы;
- Средняя температура января и июля;
- Годовое количество осадков и режим их выпадения.
(5 слайд)
Выступления групп, заполнение таблицы на доске:
Таблица «Характеристика климатических поясов Южной Америки»
Климатический пояс |
Воздушные массы |
Средние температуры,°С |
Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения |
|
января |
июля |
|||
1.Экваториальный |
Экваториальная |
+24 |
+24 |
до 5000 в течение всего года |
2.Субэкваториальный |
Летом – экваториальная, зимой – тропическая |
+24 |
+20 |
Около 2000 мм, летом |
3.Тропический |
Тропическая |
+24 |
+16 |
От менее 100 мм на западе до 2000 мм на востоке |
4.Субтропический |
Летом – тропическая, зимой – умеренная |
+16 |
+8 |
От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке |
5.Умеренный |
Умеренная |
+8 |
+4 |
От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе. |
Валеопауза
Учащиеся вспоминают, что отображается на климатограмме (6 слайд).
Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор.
Проверка правильности выполнения задания (слайды 7–11).
– Кроме того, на материке есть области высокогорного климата, где они находятся? (В Андах)
Его особенность – изменение климата при подъеме от подножия к вершине.
– Назовите характерные черты горного климата.
(Характерными чертами горного климата являются:
- разряженный сухой воздух;
- большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;
- сильные ветры, поднимающие пыль и песок;
- обилие ультрафиолетовых лучей.)
Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно, а теперь давайте проанализируем в целом климатическую карту материка и дадим ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
1) Почему Южную Америку называют самым влажным материком? Используя климатическую карту, подтвердите этот факт.
(На материке выпадает больше осадков, чем на других материках)
– В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? Как вы думаете, почему? (См. карту ветров и течений Южной Америки)
(12 слайд)
(Ветры с Атлантического океана, а территория открыта с востока)
– Какой океан больше влияет на Климат всего материка? Почему Тихий океан гораздо в меньшей степени влияет на климат материка?
(Отгорожен горами)
2) Почему северная часть материка жарче, чем южная?
(Так как северная часть в экваториальном поясе, а южная – в умеренном)
3) Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?
(Так как проходит холодное течение)
Дело в том, что в этом районе ветры, дующие с Тихого океана, осадков не приносят. И вдруг в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.
Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель-Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.
Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.
– Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?
(Климат был бы гораздо суше)
– Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка? (На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля).
IV. Закрепление полученных знаний.
– Итак, давайте сделаем вывод о факторах, которые определяют климат Южной Америки. (Географическое положение, рельеф, течения и т.д.)
– Вернемся к цели и задачам, поставленным в начале урока, как вы считаете, мы их достигли?
– Каждая группа выставите друг другу оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
- Прочитать параграф «Климат Южной Америки», проанализировать климатические диаграммы в параграфе.
- Приложение 1 (Презентация)