Урок-повторение по теме "Тригонометрические уравнения и неравенства" (11-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели:

  • Образовательные – систематизировать  знания и создать разноуровневые условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • Развивающие – способствовать  формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать математическое мышление, речь.
  • Воспитательные – содействовать  воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Математическая эстафета
  3. Конкурс капитанов
  4. Самостоятельная работа
  5. Угадай слово
  6. Подведение итогов. Домашнее задание

I. Оргмомент

Сегодня на уроке мы повторим тему «Тригонометрические уравнения и неравенства». Тем самым систематизируем  знания и создадим разноуровневые условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений. Данная тема важна еще и тем, что тригонометрические уравнения встречаются в заданиях ЕГЭ во всех частях.

(Приложение 1)

Рассадить учащихся по группам (их две), выбрать капитанов. Четырех учеников посадить за компьютеры для решения тестов. Одному ученику дать индивидуальное задание: решить уравнение, входящее в часть В тестов ЕГЭ.

задание1

II. Математическая эстафета (Приложение 3)

Данный этап позволит нам отработать все формулы тригонометрических уравнений.

задание2

Члены команды по очереди подходят к доске и решают очередное уравнение.

Задания для 1 команды (Приложение 2)

задание3

Задания для 2 команды

задание4

III. Конкурс капитанов

Пока капитаны у доски решают свои задания, проверим ученика с индивидуальным заданием: решить уравнение, входящее в часть В тестов ЕГЭ.

1 капитану решить уравнение (1 - cos2x)(tgx - √3) = 0

Решение:

задание5

2 капитану решить уравнение (1 - 2sinx)(ctgx - 1) = 0

Решение:

задание6

IV. Самостоятельная работа

Каждая группа получает карточку, в которой не только задания работы, но и карточка со вспомогательной консультацией по решению каждого задания.

Задание группе №1

1. Решите уравнение:

а) 2cos2x+ 3cosx+ 1 = 0

б) sin2x + √3sinx ∙ cosx = 0

2. Решите неравенство:

tg3x< -1.

3. Решите систему:

задание7

4. Решите неравенство:

│2 sin x + 4│≤5

Дополнительно:

1. Решите уравнение:

√3sin x+cos x= -1.

2. Решите неравенство:

2 cos2x+cos x- 1 ≤ 0.

3. Решите уравнение:

5 sin x - 6 cos x= 6.

Группа №1

Консультация первого уровня.

1. а) Решите уравнение относительно cos х по общей формуле для корней квадратного уравнения, после чего получившееся уравнение решите относительно х.

б) Разложите левую часть уравнения на множители и примените условие равенства произведения нулю.

2. Запишите решение неравенства относительно аргумента “3х”, а дальше относительно “х”.

3. Решите систему способом подстановки.

4. Исследуйте знак выражения, стоящего под знаком модуля.

Консультация второго уровня.

1. а) Решите уравнение как квадратное относительно cos x, придете к совокупности уравнений cos x= -(1/2) и cos x= -1. Решая каждое из уравнений, учтите, что arсcos(-1/2) = 2π/3, а второе уравнение можно решать используя частный случай.

б) Имеем: sin x (sin x +√3cos x) = 0. Перейдем к совокупности  уравнений sin x = 0; sin x+√3cos x= 0. Решаем как однородное уравнение I степени (деление обеих частей уравнения на cos x≠ 0 или на sin x≠ 0).

2. Имеем: -(π/2) + πn< 3x< -(π/4) + πn, nZ. Решаем двойное неравенство относительно x.

3. Выразив из 1-го уравнения x= π + y и подставив во 2-ое уравнение, получим sin(π + 2y) = -1.

Запишем решение относительно (π + 2y) учитывая частный случай, затем  выразим y.

4. Проанализировав подмодульное выражение имеем, что оно положительно для любого x. Переходим к решению неравенства 2sin x+ 4 ≤ 5 sinx ≤ 1/2. Решив его, получаем:задание8

Консультации для дополнительных заданий первого уровня.

1. Умножьте обе части уравнения на 1/2.

2. Введите замену: cos x= y и решите квадратное неравенство.

3. Воспользуйтесь формулами sin x= 2 sin(x/2)cos(x/2)

cos x + 1 = 2cos2(x/2)

Консультации для дополнительных заданий второго уровня.

1. Заметим, что √3/2 = cos(π/6); 1/2 = sin(π/6). Имеем формулу sin(π/6 + x) в левой части уравнения. Решаем уравнение: sin(π/6 + x) = -(1/2)

2. Имеем: 2y2 + y – 1 ≤ 0

y ∈[-1; 1/2]

-1 ≤ cos x ≤1/2

Решаем графически на единичной окружности.

3. Имеем

5 sin x - 6 cos x - 6 = 0

5 sin x - 6(cosx + 1) = 0

10 sin(x/2)cos(x/2) - 6 ∙ 2cos2(x/2) = 0

Вынесем общий множитель за скобки. Будем решать совокупность уравнений:

cos(x/2) = 0 или sin(x/2) - 1,2cos(x/2) = 0        

(имеем однородное уравнение I степени)

cos(x/2) ≠ 0.

Задание группе № 2

1. Решите уравнение:

а) tgx+ ctgx= 2;

б) 2 sin2x + 5 sinx ∙ cosx - 7cos2x = 0.

2. Решите неравенство:

cos (π/2 + x) < - 0,5√3

3. Решите систему:

задание9

4. Решите уравнение:

2 sin2x -│sin x│= 0.

Дополнительно:

1. Решите уравнение:

√3 sin x + cos x = -1

2. Решите уравнение:

2 cos2x+ cos x - 1 ≤ 0.

3. Решите неравенство:

5 sin x - 6 cos x= 6.

Группа №2

Консультация первого уровня.

1. а) Воспользуйтесь тождеством ctgx = 1/(tgx). Решается уравнение заменой переменной. При решении дробного уравнения вспомните алгоритм его решения.

б) Имеем однородное уравнение второй степени, решаем его деление обеих частей уравнения на cos x (или sin x). Затем сведем к решению квадратного уравнения.

2. Запишем решение неравенства для (π/2 + x), затем относительно “x”.

3. Решите систему способом подстановки, для этого из 1-го уравнения выразите одну переменную через другую и подставьте во второе уравнение. Решение тригонометрического уравнения записывается точками единичной окружности.

4. Помним, что верно равенство x2 =│x2 для любого x. Введите замену │sinx│= y. Решение сведется к решению квадратного (неполного) уравнения.

Консультация второго уровня.

1. а) Получив дробное уравнение y + (1/y) = 2. Умножив обе части уравнения на общий знаменатель y ≠ 0. Решаем квадратное уравнение y2 - 2y+ 1 = 0. Проверьте корни уравнения. Сделайте обратную подстановку.

б) Введем новую переменную tg x= y, получаем 2y2 + 5y- 7 = 0, решив его будем иметь tg x= 1, или tg x= -3,5. Решим каждое из уравнений.

2. Имеем: -(/6) + 2πn < π/2 + x < (/6) + 2πn, nZ.

Найдем x.

3. Получаем: x = π/2 - y, тогда sin y = -1/2. y1 и y2 запишем точками единичной окружности. Затем найдем x1 и x2. Ответ запишем парами чисел (x1;y1)  (x2;y2)

4. Имеем: 2y2 - y = 0

y = 0 или y = 1/2

Решаем   задание10

sin x = -(1/2)

Решаем каждое из полученных уравнений относительно x.

Консультации для дополнительных заданий первого уровня.

1. Умножьте обе части уравнения на 1/2.

2. Введите замену: cos x = y и решите квадратное неравенство.

3. Воспользуйтесь формулами sin x = 2 sin(x/2)cos(x/2)

cos x + 1 = 2cos2(x/2)

Консультации для дополнительных заданий второго уровня.

1. Заметим, что (√3/2)= cos(π/6);   1/2 = sin(π/6). Имеем формулу sin(π/6 + x) в левой части уравнения. Решаем уравнение: sin(π/6 + x) = -(1/2)

2. Имеем: 2y2 + y– 1 ≤ 0

y ∈ [-1; 1/2]

-1 ≤ cos x ≤1/2

Решаем графически на единичной окружности.

3. Имеем

5 sin x - 6 cos x - 6 = 0

5 sin x - 6(cosx + 1) = 0

10 sin(x/2)cos(x/2) - 6 ∙ 2cos2(x/2) = 0

Вынесем общий множитель за скобки. Будем решать совокупность уравнений:

cos(x/2) = 0  или sin(x/2) - 1,2cos(x/2) = 0        

(имеем однородное уравнение I степени)

cos(x/2) ≠ 0.

Ответы для группы №1

задание11

Ответы к дополнительной части.

задание12

Ответы для группы №2

задание13

Ответы к дополнительной части.

задание14

В это время группа более сильных учащихся на доске должна решить следующее задание

Решите уравнение: задание15

задание16

V. Угадай слово (Приложение 4)

И на последок еще такое задание, в котором всего одно слово, но какое?! Решив задания вы его и отгадаете. На доске находите карточку со своим ответом и переворачиваете ее.

задание17

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

К работе прилагается тест в MS Excel (Приложение 5).