Цели:
- Образовательные – систематизировать знания и создать разноуровневые условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
- Развивающие – способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать математическое мышление, речь.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.
Ход урока
- Оргмомент
- Математическая эстафета
- Конкурс капитанов
- Самостоятельная работа
- Угадай слово
- Подведение итогов. Домашнее задание
I. Оргмомент
Сегодня на уроке мы повторим тему «Тригонометрические уравнения и неравенства». Тем самым систематизируем знания и создадим разноуровневые условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений. Данная тема важна еще и тем, что тригонометрические уравнения встречаются в заданиях ЕГЭ во всех частях.
Рассадить учащихся по группам (их две), выбрать капитанов. Четырех учеников посадить за компьютеры для решения тестов. Одному ученику дать индивидуальное задание: решить уравнение, входящее в часть В тестов ЕГЭ.
II. Математическая эстафета (Приложение 3)
Данный этап позволит нам отработать все формулы тригонометрических уравнений.
Члены команды по очереди подходят к доске и решают очередное уравнение.
Задания для 1 команды (Приложение 2)
Задания для 2 команды
III. Конкурс капитанов
Пока капитаны у доски решают свои задания, проверим ученика с индивидуальным заданием: решить уравнение, входящее в часть В тестов ЕГЭ.
1 капитану решить уравнение (1 - cos2x)(tgx - √3) = 0
Решение:
2 капитану решить уравнение (1 - 2sinx)(ctgx - 1) = 0
Решение:
IV. Самостоятельная работа
Каждая группа получает карточку, в которой не только задания работы, но и карточка со вспомогательной консультацией по решению каждого задания.
Задание группе №1
1. Решите уравнение:
а) 2cos2x+ 3cosx+ 1 = 0
б) sin2x + √3sinx ∙ cosx = 0
2. Решите неравенство:
tg3x< -1.
3. Решите систему:
4. Решите неравенство:
│2 sin x + 4│≤5
Дополнительно:
1. Решите уравнение:
√3sin x+cos x= -1.
2. Решите неравенство:
2 cos2x+cos x- 1 ≤ 0.
3. Решите уравнение:
5 sin x - 6 cos x= 6.
Группа №1
Консультация первого уровня.
1. а) Решите уравнение относительно cos х по общей формуле для корней квадратного уравнения, после чего получившееся уравнение решите относительно х.
б) Разложите левую часть уравнения на множители и примените условие равенства произведения нулю.
2. Запишите решение неравенства относительно аргумента “3х”, а дальше относительно “х”.
3. Решите систему способом подстановки.
4. Исследуйте знак выражения, стоящего под знаком модуля.
Консультация второго уровня.
1. а) Решите уравнение как квадратное относительно cos x, придете к совокупности уравнений cos x= -(1/2) и cos x= -1. Решая каждое из уравнений, учтите, что arсcos(-1/2) = 2π/3, а второе уравнение можно решать используя частный случай.
б) Имеем: sin x (sin x +√3cos x) = 0. Перейдем к совокупности уравнений sin x = 0; sin x+√3cos x= 0. Решаем как однородное уравнение I степени (деление обеих частей уравнения на cos x≠ 0 или на sin x≠ 0).
2. Имеем: -(π/2) + πn< 3x< -(π/4) + πn, n ∈Z. Решаем двойное неравенство относительно x.
3. Выразив из 1-го уравнения x= π + y и подставив во 2-ое уравнение, получим sin(π + 2y) = -1.
Запишем решение относительно (π + 2y) учитывая частный случай, затем выразим y.
4. Проанализировав подмодульное выражение имеем, что оно положительно для любого x. Переходим к решению неравенства 2sin x+ 4 ≤ 5 sinx ≤ 1/2. Решив его, получаем:
Консультации для дополнительных заданий первого уровня.
1. Умножьте обе части уравнения на 1/2.
2. Введите замену: cos x= y и решите квадратное неравенство.
3. Воспользуйтесь формулами sin x= 2 sin(x/2)cos(x/2)
cos x + 1 = 2cos2(x/2)
Консультации для дополнительных заданий второго уровня.
1. Заметим, что √3/2 = cos(π/6); 1/2 = sin(π/6). Имеем формулу sin(π/6 + x) в левой части уравнения. Решаем уравнение: sin(π/6 + x) = -(1/2)
2. Имеем: 2y2 + y – 1 ≤ 0
y ∈[-1; 1/2]
-1 ≤ cos x ≤1/2
Решаем графически на единичной окружности.
3. Имеем
5 sin x - 6 cos x - 6 = 0
5 sin x - 6(cosx + 1) = 0
10 sin(x/2)cos(x/2) - 6 ∙ 2cos2(x/2) = 0
Вынесем общий множитель за скобки. Будем решать совокупность уравнений:
cos(x/2) = 0 или sin(x/2) - 1,2cos(x/2) = 0
(имеем однородное уравнение I степени)
cos(x/2) ≠ 0.
Задание группе № 2
1. Решите уравнение:
а) tgx+ ctgx= 2;
б) 2 sin2x + 5 sinx ∙ cosx - 7cos2x = 0.
2. Решите неравенство:
cos (π/2 + x) < - 0,5√3
3. Решите систему:
4. Решите уравнение:
2 sin2x -│sin x│= 0.
Дополнительно:
1. Решите уравнение:
√3 sin x + cos x = -1
2. Решите уравнение:
2 cos2x+ cos x - 1 ≤ 0.
3. Решите неравенство:
5 sin x - 6 cos x= 6.
Группа №2
Консультация первого уровня.
1. а) Воспользуйтесь тождеством ctgx = 1/(tgx). Решается уравнение заменой переменной. При решении дробного уравнения вспомните алгоритм его решения.
б) Имеем однородное уравнение второй степени, решаем его деление обеих частей уравнения на cos x (или sin x). Затем сведем к решению квадратного уравнения.
2. Запишем решение неравенства для (π/2 + x), затем относительно “x”.
3. Решите систему способом подстановки, для этого из 1-го уравнения выразите одну переменную через другую и подставьте во второе уравнение. Решение тригонометрического уравнения записывается точками единичной окружности.
4. Помним, что верно равенство x2 =│x│2 для любого x. Введите замену │sinx│= y. Решение сведется к решению квадратного (неполного) уравнения.
Консультация второго уровня.
1. а) Получив дробное уравнение y + (1/y) = 2. Умножив обе части уравнения на общий знаменатель y ≠ 0. Решаем квадратное уравнение y2 - 2y+ 1 = 0. Проверьте корни уравнения. Сделайте обратную подстановку.
б) Введем новую переменную tg x= y, получаем 2y2 + 5y- 7 = 0, решив его будем иметь tg x= 1, или tg x= -3,5. Решим каждое из уравнений.
2. Имеем: -(5π/6) + 2πn < π/2 + x < (7π/6) + 2πn, n ∈Z.
Найдем x.
3. Получаем: x = π/2 - y, тогда sin y = -1/2. y1 и y2 запишем точками единичной окружности. Затем найдем x1 и x2. Ответ запишем парами чисел (x1;y1) (x2;y2)
4. Имеем: 2y2 - y = 0
y = 0 или y = 1/2
Решаем
sin x = -(1/2)
Решаем каждое из полученных уравнений относительно x.
Консультации для дополнительных заданий первого уровня.
1. Умножьте обе части уравнения на 1/2.
2. Введите замену: cos x = y и решите квадратное неравенство.
3. Воспользуйтесь формулами sin x = 2 sin(x/2)cos(x/2)
cos x + 1 = 2cos2(x/2)
Консультации для дополнительных заданий второго уровня.
1. Заметим, что (√3/2)= cos(π/6); 1/2 = sin(π/6). Имеем формулу sin(π/6 + x) в левой части уравнения. Решаем уравнение: sin(π/6 + x) = -(1/2)
2. Имеем: 2y2 + y– 1 ≤ 0
y ∈ [-1; 1/2]
-1 ≤ cos x ≤1/2
Решаем графически на единичной окружности.
3. Имеем
5 sin x - 6 cos x - 6 = 0
5 sin x - 6(cosx + 1) = 0
10 sin(x/2)cos(x/2) - 6 ∙ 2cos2(x/2) = 0
Вынесем общий множитель за скобки. Будем решать совокупность уравнений:
cos(x/2) = 0 или sin(x/2) - 1,2cos(x/2) = 0
(имеем однородное уравнение I степени)
cos(x/2) ≠ 0.
Ответы для группы №1
Ответы к дополнительной части.
Ответы для группы №2
Ответы к дополнительной части.
В это время группа более сильных учащихся на доске должна решить следующее задание
Решите уравнение:
V. Угадай слово (Приложение 4)
И на последок еще такое задание, в котором всего одно слово, но какое?! Решив задания вы его и отгадаете. На доске находите карточку со своим ответом и переворачиваете ее.
V. Подведение итогов. Домашнее задание.
К работе прилагается тест в MS Excel (Приложение 5).