Цель урока: рассмотреть понятие конкуренции.
Задачи урока.
- Объяснить школьникам значение понятия «конкуренция».
- Обсудить различные факторы, повышающие конкурентоспособность.
Основные понятия и категории: конкуренция, реклама, упаковка, ассортимент.
Содержание урока:
На данном уроке проводится несколько игр и творческих заданий, раскрывающих понятие «факторы конкуренции».
Например:
- Творческое задание «Реклама».
- Творческое задание «Чья упаковка лучше?».
- Игра-конкурс «Кто больше?».
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.
Рапорт дежурного: сегодня 22 февраля 2006 года, вторник, урок по счёту 5-ый – экономика. В классе все. Класс к уроку готов.
– Психологическая минутка. Предлагаю каждому ученику (и самой) отметить ту смешную рожицу, которая соответствует настроению в начале урока и сравним настроение в конце урока.
2. Повторение
Начнём урок с повторения того, что такое экономика (экономика – наука о разумном ведении хозяйства; об ограниченности ресурсов; о выборе).
Закончи предложения:
- Человек, предлагающий для обмена товары или услуги, называется…(продавец)
- Человек, имеющий желание и возможность покупать товары для удовлетворения своих потребностей, называется …(покупатель)
- Продукт труда, предназначенный для купли-продажи, называется…(товар)
- Область экономики, которая занимается куплей-продажей товаров, называется…(торговлей)
Составь из букв (буквы можно использовать несколько раз) экономические понятия.
Л, Ь, К, О, У, П, А, Т, Е (Покупка, покупатель)
3. Актуализация имеющихся знаний.
Напоминаю детям игру, в которой они участвовали на предшествующем уроке, когда закладки продавали по разным ценам. Игра «Ценообразование».
Цель игры — дать школьникам понятие о том, как устанавливаются цены.
Для игры предварительно должны быть подготовлены закладки, картинки, карандаши, ластики или другие предметы, нужные детям. По возможности товар должен быть однотипный, так как цена на каждую единицу товара будет одинаковой. Количество предметов должно быть в 2 раза больше числа учащихся в классе. (Их можно изготовить на уроках труда или привлечь к подготовке игры родителей.)
Предложите школьникам открыть приложение, в котором находятся монеты – 10 монет для каждого ребенка. Сообщите, что сегодня на уроке будет работать магазин, в котором продаются закладки. Предположим, что в классе 10 человек. Всего закладок 2 х 10 = 20 штук. Покупатели имеют на руках деньги, всего 10 х 10 = 100 монет. Предложите детям назначить цену на единицу товара. Сообщите, что затраты на производство и продажу одной закладки составляют 2 монеты. Спросите, какую цену можно запросить за закладку. (Меньше чем 2 монеты цена быть не может – иначе у производителя будет убыток.) «Например, устанавливаем цену 3 монеты. Рассчитаем, какое количество закладок смогут купить школьники: 3 м. х 20 закладок = 60 монет. Вывод: можно скупить весь товар, при этом на руках у покупателей еще останутся деньги. Значит, цену следовало установить больше. Устанавливаем цену на закладку 7 монет. В этом случае покупатели потратят все свои деньги, но останется нераспроданный товар. – 7м. х 20 закладок = 140 монет. Производитель несет убыток. Значит, цена завышена.
Устанавливаем, цену 5 монет – 5м. х 20 закладок = 100 монет. Легко рассчитать, что каждый ребенок сможет купить по 2 закладки, все деньги будут потрачены, весь товар распродан. Значит, 5 монет – равновесная цена».
Усложните задачу. Разделите все количество закладок на 2 части – по цене 5 монет и 7 монет. (Вам понадобятся 2 продавца.) Предложите детям совершить покупки.
«Как вы думаете, у какого продавца останется непроданный товар? Сделайте вывод. 7 м. – Если цены очень высокие, то у покупателей не хватает денег, чтобы купить товар, он останется нераспроданным, продавец несет убытки. 3 м. – Если цены очень низкие, то весь товар будет продан, однако продавец недополучает часть прибыли. 5 м. – Быстрее раскупается товар с низкой ценой».
Спрашиваю, почему закладки у одного из продавцов раскупались быстрее. Подчеркиваю, что покупатели предпочитают приобретать товар одинакового качества по более низким ценам. (Вывесить на доске). 1-ое условие, при котором покупатели предпочитают покупать товар – снижение цены.
4. Материал урока.
Введение понятия «конкуренция».
И параллельно продолжаем составлять список, что необходимо предпринимателю, чтобы победить в конкуренции.
Прочитаем и обсудим с детьми текст И. Шведовой «Конкуренция».
После обсуждения текста, вывод: купят у того продавца, у которого качество товара выше. 2-ое условие, при котором покупатели предпочитают приобретать товар. (Вывесить на доске).
Спрашиваю, как школьники понимают пословицы: «Дорого, да мило, дешево, да гнило». Какие вы ещё знаете пословицы похожего содержания? («Скупой платит дважды», «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи»).
– С каким новым экономическим понятием познакомились?
Далее предлагаю детям открыть приложение и прочитать определение конкуренции – это экономическое соревнование.
5. Постановка цели и темы урока.
Конкуренция – это экономическое соревнование, состязание. По Ожёгову, Шведовой – соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ. Рыночной системе хозяйствования обязательно сопутствует конкуренция. Конкуренция существует не только на рынке товаров и услуг, но и на рынке труда. Конкуренция имеет место не только между предпринимателями, продавцами, магазинами, но и между фирмами, заводами, а также между территориями, государствами. Она служит одним из важнейших способов повышения экономической эффективности системы. О важности конкуренции говорил и наш президент РФ Путин В.В. на последней пресс-конференции в Кремле. Он отметил важность такого момента, как: конкурентоспособность каждого россиянина и конкурентоспособность всей страны – России.
Вот какие слова вы можете встретить: конкуренция, конкурент /соперник, соревнователь, состязатель, соискатель - по Далю/, конкурентный, конкурентоспособный(ая) / по Ожёгову- способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам/, конкурентоспособность, вне конкуренции, конкурировать, вступать в конкуренцию с кем-либо, конкурирующая фирма.
– А теперь внимание! На нашем уроке присутствует Главная экспертная Комиссия. Она будет выявлять самого конкурентоспособного ученика 5 «б» кл. по таким критериям: знание предмета; активность на уроке, при выполнении домашнего задания; работа в тетради; внешний вид; поведение. ГЭК будет выдан СЕРТИФИКАТ этому ученику в том, что он соответствует требованиям Росстандарт и имеет право называться конкурентоспособным учеником 5 «б» кл. Кроме того, победитель получит ещё денежный знак на память в виде 200 евро – иностранная европейская валюта.
Продолжаем. Прошу ответить, что еще (помимо качества товаров, снижение цены) влияет на их сбыт, помогает в конкуренции. Добейтесь от детей ответов: реклама; упаковка; ассортимент; экономия ресурсов; и др.
Прошу выполнить задание 110 из ТТЗ, в котором требуется составить список факторов, помогающих выдержать конкуренцию:
снижение цены; качество товара – записать в тетрадь.
И теперь продолжаем разбирать эти факторы.
Предлагаю рассмотреть рисунки в ТТЗ к заданиям 111 (качество обслуживания), дома раскрасить машину, на какой ты бы хотел поехать, и 112 (реклама, ассортимент), сделать выбор, обосновав его. Школьники должны назвать слова: качество обслуживания, реклама, ассортимент. (Вывесить на доске) – записать в тетрадь.
Решим задачу по рисунку 112.
I продавец за смену продал 10 кг шишек, а II – 1 кг. Какую выручку получит каждый продавец, если 1 кг шишек стоит 35 монет? Какой продавец получит большую выручку и на сколько?
После разбора задачи, запись решения в ТТЗ самостоятельно, помощь слабым.
Проверка решения.
6. Физкультминутка.
Сейчас прочту вам отрывок из произведения Э. Успенского, И. Агрон «Бизнес крокодила Гены», а вы посчитайте сколько товаров лежит на полке, загибайте пальцы, делая одновременно гимнастику для рук:
Но нет кошмарнее кошмара,
Чем конкуренция товара.
Лежат на каждой полке
Отвёртки и иголки,
Ботинки и кроссовки,
Плащи, зонты, верёвки…
Электропилы, дрели, котлеты и тефтели,
Приправы, соли, специи
Из Индии и Греции…
Вот куртка из Шанхая
Ну просто неземная!
На вас взирают гордо
Машины марки «Форда»,
«Тайоты», «Хонды», «Мазды».
И все во что горазды
Стоят, блестят, сверкают
и под руку толкают:
– Купите нас! Купите нас!
Да, это рынок без прикрас! (19)
Что можно сказать о магазине крокодила Гены? (у него большой ассортимент товара – по Ожёгову – наличие, подбор каких-н. товаров или их сортов).
А теперь сделает дыхательную гимнастику – вдох: руки вверх, выдох: руки вниз. (3 раза)
Следующий этап урока посвящен обсуждению понятия «реклама».
– Вспомните, что представляет собой реклама? – реклама – это распространение сведений о свойствах товаров и услуг с целью их продажи. Конкурс: кто больше назовёт различных видов рекламы (изображение перед входом: сапожок, расчёска и ножницы, вилка и нож и др.; специальные витрины; рекламные щиты; объявления в газетах, по радио и телевидению; через Интернет; рекламные проспекты; наружная реклама; презентации, дегустации; от знакомых и др.)
Далее – предлагаю детям прочитать стихотворение С. Михалкова «Как мужик корову продавал» (задание ИЗ), а затем обсудите его со школьниками. (Домашнее задание – сценка)
Примерные вопросы к тексту:
- Почему мужик не мог продать корову?
- Как помог мужику паренек?
- Как вы думаете, обманывал ли паренек покупателей?
- Почему мужик раздумал продавать корову?
- Какую услугу пытался организовать паренек? (Рекламу.)
Итак, реклама – это информация для покупателей о товарах и услугах, из этой информации покупатели узнают о том, где можно приобрести товар, какими качествами он обладает, сколько стоит и т. п.
Смысл, каких пословиц подходят для этой сценки?
- «Товар не хвалить – с плеча не свалить»
- «Хороший товар сам себя хвалит»
- «Дорожиться – товар залежится»
- Какие ещё пословицы вы знаете, связанные с торговлей?
- «И дорого продают, да проживаются, и дешёво продают, да наживаются»
Из этой сценки мы увидели, какую большую роль играет реклама в торговле. Поэтому, сегодня рекламе уделяется большое внимание и со стороны Правительства РФ, недавно введен закон об ограничении рекламы, в котором в частности говорится, что реклама не должна обманывать, предоставляя ложную информацию. Однако хвалить свой товар, подчеркивать его хорошие стороны никто не запрещает.
Еще один способ выиграть конкуренцию – качество обслуживания, упаковка.
Для успешной торговли (продаже товара) мы уже знаем необходимо качество обслуживания, что сюда включается? (внешний вид продавца или фирмы, умение его беседовать с покупателем, вежливое отношение, слова благодарности за покупку).
Привести пример брата Фатуллаева – Самира, который соответствует показательному продавцу, заинтересованному в продаже своего товара – качество обслуживания, ассортимент товара. Рассказываю детям, для чего нужна упаковка (Вывесить на доске) – записать в тетрадь.
Она предохраняет товар от повреждений, загрязнения; дает возможность его складировать в ящики, контейнеры. Кроме того, упаковка привлекает покупателей, т. е. выполняет функции рекламы, а также содержит важные сведения о товаре. Раздаю несколько заранее подготовленных упаковок от шоколада, чипсов, жевательной резинки, конфет, йогурта, молока, зубной пасты и т. п. и прошу детей внимательно рассмотреть их. На упаковке можно обнаружить: даты изготовления и конечного срока использования, срок годности, вес, состав, наименование производителя, свойства товара, правила использования и т. п.
7. Закрепление.
Сейчас я выступаю рекламным агентом торгового комплекса «Гармония» и покажу как данная компания становится одной из конкурентоспособных не только у ставропольцев, но и во всем ЮФО (показываю рекламный проспект торгового комплекса, раздача рекламы «Прогулка по Гипермаркету; листовки на недели оптовых цен; накопительная дисконтная карта; купоны участников розыгрышей и т.д.) Считается, что только сбалансированная и качественная работа каждого из семи подразделений, наращивание потребительской и клиентской базы, гибкая ценовая политика помогут стать ТК «Гармония» неотъемлемым звеном экономической инфраструктуры региона и завоевать всеобщую популярность у ставропольцан. Убедила я Вас в этом?
Дополним список факторов, помогающих привлечь покупателей: экономия ресурсов, продажа со скидкой /распродажа/, рассрочка, кредит, продажа товаров с сюрпризами, увеличение гарантийного срока.
Было дано домашнее задание, в котором предлагалось нарисовать рекламный плакат или разработать свой проект для упаковки товара. («Представь себя продавцом какого-либо товара и для его успешной продажи придумай и нарисуй рекламу этого товара). Процедуру можно организовать в форме игры. Разделите класс на две команды: одна — рекламные агенты, другая — покупатели. Рекламные агенты предлагают рекламу какому-либо предмету, т. е. нарисовали этот предмет и придумывают текст. Участники другой команды в это время готовят карточки, на которых записывают свои фамилию и имя. Когда рекламные агенты подготовят рекламу, покупатели ее оценивают и отдают карточку тому агенту, чья реклама больше всего понравилась. Кто больше собрал карточек — тот и победил.
9. Домашнее задание
- раскрасить з. №111, 112; №114
- выучить правила;
- придумать и нарисовать свой рекламный щит;
- №115 — придумать и нарисовать упаковку для своих любимых сладостей (задания отметить в тетради знаком γ).
10. Подведение итогов урока. (Фото с урока)
Итак, какую тему разобрали? (конкуренция).
Дайте определение конкуренции. Назовите способы выиграть конкуренцию (качества товаров, снижение цены; особая реклама; упаковка; ассортимент; экономия ресурсов, продажа со скидкой (распродажа), рассрочка, кредит, продажа товаров с сюрпризами, увеличение гарантийного срока, качество обслуживания (внешний вид продавца или фирмы, умение его беседовать с покупателем, вежливое отношение, слова благодарности за покупку)).
Итак, подвожу итоги. Конкуренция – соперничество коммерческих фирм между собой за деньги покупателя. Принять различать конкуренцию ценовую, когда покупателя привлекают более низкой ценой за товар такого же качества, как у конкурентов; конкуренция качества – когда за ту же цену, что у конкурентов, предлагается товар, предлагается товар более качественный; и, наконец, конкуренция сервиса – когда проданный товар обеспечивается лучшим обслуживанием после продажи.
– Награждение медалью Росстандарта и вручение сертификата на звание: «самый конкурентоспособный ученик 5б кл.»
Раздача призов рекламного содержания: денежные знаки иностранных государств, календари, закладки.
Благодарю детей за хорошую работу, ставлю оценки наиболее активным учащимся.
– Отметьте на рисунке физиономию, соответствующую настроению в конце урока.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (в оставшееся время):
Я хочу заменить у себя дома окна деревянные на металлопластиковые.
Выберете из газеты рекламы металлопластиковых окон различных кампаний, и сделаете выбор, в какой кампании заказывать окна, опираясь на рекламу. Докажите мне, по каким критериям я должна остановиться именно на этой кампании. Какие критерия я бы ходела иметь? – это экологически чистый продукт, безопасный для здоровья – профиль КВЕ; качественная установка – правильный шов при креплении greenline, паспорт качества на изделие, гарантия не менее 7 лет, скидки или продажа в рассрочка, достойное качество по разумной цене.
Литература:
- И.А. Сасова, Е.Н. Землянская «Экономика для младших школьников» 1 класс. Пособие для учителя. Издательство Вита-пресс М. – 2002.
- И.А. Сасова, Е.Н. Землянская «Экономика для младших школьников» 2 класс. Пособие для учителя. Издательство Вита-пресс М. – 2001.
- И.А. Сасова, Е.Н. Землянская «Экономика для младших школьников» 3 класс. Пособие для учителя. Издательство Вита-пресс М. – 2003.
- И.А. Сасова, Е.Н. Землянская «Экономика для младших школьников» 4 класс. Пособие для учителя. Издательство Вита-пресс М. – 2004.
- И.А. Сасова, Е.Н. Землянская «Экономика для младших школьников» 2 класс. Тетрадь творческих заданий. Издательство Вита-пресс М. – 2001.
- И.А. Сасова, Е.Н. Землянская «Экономика для младших школьников» 3 класс. Тетрадь творческих заданий. Издательство Вита-пресс М. – 2002.
- И.В. Липсиц «Удивительные приключения в страну экономика» Витта пресс М. – 2002.