Цель урока: дать определение подобных треугольников, доказать теорему об отношении подобных треугольников.
Задачи урока:
- Образовательные: учащиеся должны знать определение подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников, уметь применять их при решении задач, реализовывать межпредметные связи с алгеброй и физикой.
- Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательность, прилежание, воспитывать культуру поведения учащихся.
- Развивающие: развитие у учащихся внимания, развития умения рассуждать, логически мыслить, делать выводы, развития у учащихся грамотной математической речи и мышления, развивать навыки самоанализа и самостоятельности.
- Здоровьесберегающие: соблюдение санитарно-гигиенических норм, смена видов деятельности на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал: самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса А.П. Ершова, и др.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
II. Сообщение темы урока.
Учитель: В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров.
Пример: футбольный и теннисный мячи.
В геометрии фигуры одинаковой формы называют подобными: любые два круга, любые два квадрата.
Введем понятие подобных треугольников.
Определение: Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.
Число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия. ΔABC ~ A1B1C1
1. Устно: Подобны ли треугольники? Почему? (заготовленный чертеж на экране).
а) Треугольник ABC и треугольник A1B1C1, если AB = 7, BC = 5, AC = 4, ∠A = 46˚, ∠C = 84˚, ∠A1 = 46˚, ∠B1 = 50˚, A1B1 = 10,5 , B1C1 = 7,5, A1C1 = 6.
б) В одном равнобедренном треугольнике угол при вершине равен 24˚, а в другом равнобедренном треугольнике угол при основании равен 78˚.
Ребята! Вспомним теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
Теорема: Если угол одного треугольника равен углу другого треугольника, то площади этих треугольников относятся как произведения сторон, заключающих равные углы.
2. Письменная работа по заготовленным чертежам.
На экране чертеж:
а) Дано: BN : NC = 1:2,
BM = 7 см, AM = 3 см,
SMBN = 7 см2.
Найти: SABC
(Ответ: 30 см2.)
б) Дано: AE = 2 см,
EB = 5 см,
AK = KC,
SAEK = 8 см2.
Найти: SABC
(Ответ: 56 см2.)
3. Докажем теорему об отношении площадей подобных треугольников (доказывает теорему ученик на доске, помогает весь класс).
Теорема: Отношение двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.
4. Актуализация знаний.
Решение задач:
1. Площади двух подобных треугольников равны 75 см2 и 300 см2. Одна из сторон второго треугольника равна 9см. Найти сходственную ей сторону первого треугольника. (Ответ: 4,5 см.)
2. Сходственные стороны подобных треугольников равны 6см и 4см, а сумма их площадей равна 78 см2. Найти площади этих треугольников. (Ответ: 54 см2 и 24 см2.)
При наличии времени самостоятельная работа обучающего характера.
Вариант 1
У подобных треугольников сходственные стороны равны 7 см и 35 см.
Площадь первого треугольника равна 27 см2.
Найти площадь второго треугольника. (Ответ: 675 см2.)
Вариант 2
Площади подобных треугольников равны 17 см2 и 68 см2. Сторона первого треугольника равна 8см. Найти сходственную сторону второго треугольника. (Ответ: 4 см.)
5. Домашнее задание: учебник геометрии 7-9 Л.С. Атанасян и др., п. 57, 58, № 545, 547.
6. Подведение итогов урока.