Вопрос о специфическом отставании школьников
по математике не новый.
Кажется многолетние старания учителей должны
были поставить точку в уже решенной задаче, но
как только начинается новый учебный год,
проблема встает опять
Так ли сложна программа или сегодняшние дети не
готовы к восприятию этой программы?
Что надо учитывать при обучении детей математике
?
Не секрет, что все дети по-разному воспринимают
информацию, даже очень простую, на наш взгляд
И уж если так случилось, что ребенок имеет не
самые высокие показатели по этой дисциплине, с
чего начать коррекцию?
На первых уроках необходимо продиагностировать
всех учащихся.
Условно всех отстающих можно разделить по трем
поведенческим типам: два основных и третий
смешанный.
Первый тип:
Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики.
Общие черты:
- постоянные отвлечения на уроках;
- невнимательность;
- частые нарушения дисциплины;
- домашним заданиям уделяется мало времени;
- замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время;
- отсутствует всякое желание заниматься математикой.
Вместе с тем уровень умственных способностей у
учащихся этого типа вполне достаточный для
удовлетворительного усвоения предмета
Основные причины для низкой интенсивности
учебной деятельности:
– Пробелы в знаниях, умениях и навыках по
предыдущему материалу.
– Пониженный интерес к математике из-за
недостатков в методике преподавания учителя.
– Межличностные отношения учитель – ученик.
– Недостаточное внимание со стороны родителей.
Комплекс корректировки должен предусматривать ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям математикой
Комплекс корректировки:
– В процессе опроса учитель подчеркнуто
проявляет по отношению к ученику особую
доброжелательность, подбадривает его, создает
ситуацию успеха.
– При объяснении нового материала учитель более
часто обращается к отстающему ученику с
различными вопросами.
– В ходе самостоятельных работ ученик получает
необходимую помощь, причем с постепенным
увеличением ее степени.
– Необходимо отмечать положительные моменты в
работе ученика, постоянно поощряя его к новым
усилиям.
Второй тип:
Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности в области математики.
Общие черты:
Это дети, которые внимательны, старательны на
уроках.
На решение заданий затрачивают много сил и
времени, но не справляются с ними и поэтому
оказываются в числе неуспевающих.
Обычно они не умеют производить элементарные
счетные действия.
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:
– Несформированность умений и навыков в
области математики – как результат либо в
методике преподавания учителя, либо в недостатке
родительской любви
– Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по
болезни
– Недостаточность развития способности к
логичному рассуждению из-за микропоражений в
коре головного мозга или недостатка
своевременной родительской внимательности
– Недостаточность развития способности к
обобщению
– Низкий уровень восприятия и воображения,
ригидность мыслительных действий
Комплекс корректировки:
– Направлен на формирование приемов анализа и
синтеза при решении математических задач – С
учеником отрабатывается алгоритм,
представляющий систему операций, применяемый в
процессе работы над заданием .
Когда ученик знает, каким должен быть очередной
шаг, то это дисциплинирует его мышление,
позволяет сконцентрироваться на достижении
определенной цели
Третий тип:
– Неуспевающие учащиеся значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.
Комплекс корректировки:
Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах или индивидуально по программам специалистов
План работы с отстающими:
– Ознакомление родителей с результатами
тестирования.
– Составление диагностичекой карты.
– Мониторинг уровня обученности по темам.
– Составление плана индивидуальной работы(с
указанием соответствующих упражнений).
– Составление графика консультаций
– Подбор и разработка дидактического материала
План индивидуальной работы
– Учащиеся получают индивидуальные задания с
указанием срока их сдачи.
– При этом они могут обращаться за помощью, как к
учителю, так и к одноклассникам.
Обычно выявляются следующие пробелы:
– при решении примеров на действия с
обыкновенными и десятичными дробями;
– при решении примеров на тождественные
преобразования;
– при решении квадратных уравнений и уравнений,
сводящихся к ним;
– при решении неравенств и систем неравенств;
- Изменить методы обучения
– Использовать конкретные учебные материалы.
– Преподавать по одному шагу за один раз.
– Разнообразить методы обучения.
- Обеспечить дополнительные занятия
– Дополнительная помощь от учителя.
– Корректирующие программы.
– Помощь одноклассников.
- Формировать уверенность в себе
– Акцентировать улучшения в учебе.
– Мотивировать на учебу.
– Демонстрировать свою веру в успех.
– Признавать трудность задач.
– Опираться на объективные данные.
– Ограничивать время выполнения задачи.
- Напоминать прошлые успехи
– Анализировать прошлые успехи.
– Разрешать повторять прошлый успех.
- Признавать достижения
– Одобрение вслух.
– Одобрительные записи в дневник.
Все задания сдаются, разбираются учителем, и после чего, вновь корректируется план ликвидации пробелов
Основное условие предупреждения и преодоления неуспеваемости – это высокое качество урока.
Если на уроке обеспечивается понимание
учащимися нового материала, глубокое и прочное
усвоение его в результате рационально
проведенной самостоятельной работы, то при этом
неуспевающих становиться значительно меньше.
Необходимо привлекать неуспевающего к работе на
уроке – во время проверки выполнения домашнего
задания, объяснения и закрепления нового
материала
Важно при этом так поставить дело, чтобы
неуспевающий работал пусть медленно, пусть с
ошибками, но самостоятельно, а не списывал
задания у одноклассников
Учитель при этом не должен спешить ставить
неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить
мотивацию к учению.
Ведь слабоуспевающий ученик вначале болезненно
переживает плохие оценки, если они с его точки
зрения, несправедливы, а потом становится
равнодушным к учению
Учитель обязательно должен вызывать
слабоуспевающих учащихся к доске при этом
методически грамотно организовывать работу
класса в этот момент.
Дифференцированный подход к обучению
Реальностью, обусловливающей необходимость
дифференцированного обучения математике
является объективно существующие различия
учащихся в темпах овладения учебным материалом,
а также в способностях самостоятельно применять
усвоенные знания и умения.
В обучении математике дифференциация имеет
особое значение
Ориентация на личность ученика требует, чтобы
дифференциация обучения математике учитывала
потребности всех школьников, кому этот предмет
дается с трудом или чьи интересы лежат в
других областях.
Дифференцированный подход целесообразно
осуществлять на определенных этапах урока.
Так, при введении нового понятия, свойства,
алгоритма учителю необходимо работать со всем
классом, без деления его на группы.
Но после того, как несколько упражнений
выполнено на доске, учащиеся могут приступить
к дифференцированной самостоятельной работе.
Задания составляются в двух вариантах:
Вариант 1 предназначается для группы базового
уровня, вариант 2 –для группы повышенного уровня.
Вариант 1 содержит большое количество простых
тренировочных упражнений с постоянным
пошаговым нарастанием трудности. Во 2
варианте преобладают задания
комбинированного характера, требующие
установления связей между отдельными
компонентами курса и применения нестандартных
приемов решения.
В каждом варианте упражнения начинаются с
простейших и располагаются по возрастающей
сложности.
Однако это возрастание в разных вариантах
проходит с разным ускорением.
Вариант 1
Строится таким образом, что переход от одного
упражнения к другому связан с небольшим
варьированием данных или с незначительными
усложнениями формулировки задания.
Такой подход позволяет решить важную
дидактическую задачу – предоставить слабым
учащимся возможность на каждом шаге
преодолевать только одну какую-либо трудность.
Вариант 2
Во 2 варианте сложность заданий возрастает в
значительно более высоком темпе.
Это позволяет быстрее пройти начальный этап
формирования соответствующего умения и выйти
на усложненные комбинированные задания.
В каждый вариант наряду с
тренировочными задачами целесообразно включать
задачи развивающего характера, решение которых
связано с проявлением смекалки,
сообразительности
Разноуровневые задания, составленные с учетом
возможностей учащихся, создают в классе
благоприятный психологический климат.
У ребят возникает чувство удовлетворения после
каждого верно решенного задания.
Успех, испытанный в результате преодоления
трудностей дает мощный импульс повышению
познавательной активности.
Профилактика возможных ошибок
Одна из главных методических нагрузок
индивидуальных домашних заданий
состоит в профилактике возможных ошибок и в
преодолении уже допущенных.
Для того чтобы индивидуальные задание имело
точное « попадание в ошибку» учителю нужно
вести учет ошибок.
Её особенность состоит в том, что группа базового
уровня и группа повышенного уровня получают
задания, различающиеся не только содержанием, но
и формой их подачи.
Зачёт считается сданным, если ученик
выполнил верно все предложенные ему задачи
обязательного уровня.
В противном случае ( если хотя бы задача
осталась не решенной), отметка не
выставляется. В этом случае зачет подлежит
пересдаче. Причем, ученик пересдает не
весь зачет целиком, а только те виды задач, с
которыми он справился.
Работа составляется в двух-трех вариантах.
Каждый из них содержит две части:
теоретическую и практическую
Наличие двух частей позволяет учащимися
работать в индивидуальном темпе.
Более слабые ученики имеют право обращаться к
учителю
Когда учащиеся привыкают работать по зачётной
системе, довольно резко меняется стимул учения:
над ними не висит страх получения плохой оценки,
они начинают учиться, прежде всего потому, что
сами этого хотят.
Учащиеся учатся планировать свою деятельность,
видеть конечную цель работы, распределять свои
силы на добывание поставленной цели
консультанты-ученики.
В связи с дифференциацией обучения встаёт вопрос
об использовании консультантов-учеников.
Здесь, конечно, нельзя впадать в крайность. Их
можно использовать нечасто, примерно раз в месяц.
Велика их роль при работе над ошибками после
контрольной работы, на уроках закрепления умений
и формирования навыков, на практикумах, зачётах.
Итак, дифференцированный подход к учащимся в
процессе обучения математике – это необходимое
условие для успешного обучения.
Учащихся следует ставить перед посильными
трудностями.
Учение не должно даваться слишком легко, потому
что легкость учения не вырабатывает у учащхся
привычки работать с напряжением и преодолевать
трудности, а это одно из важнейших человеческих
качеств.
И наоборот, если требования, предъявляемые к
учащимся, для них непосильны, то они начинают
искать обходные пути (списывание, шпаргалки),
некоторые пытаются вызубрить наизусть
недостаточно понятный материал.
Это и есть формализм, который делает полученные
«знания» непрочными, неприменимыми,
бесполезными.
Тогда учащийся теряет интерес к предмету или
даже приобретает отвращение к нему.
Поэтому слабоуспевающим учащимся надо давать
посильные для них задания, не выходя за
рамки «обязательных результатов обучения»
хорошо же успевающим учащимся надо
предлагать дополнительные задания, вовлекая их в
более углубленное изучение математики.
Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:
1. Жесткий контроль над выполнением всех
заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся
2. Следить за тем, чтобы каждый учащийся
положительно сдал каждую тему (обязательные
результаты обучения)
3. Осуществлять дифференцированный подход к
учащимся при опросе
4. Домашнее задание должно содержать
дополнительную часть и необязательную
5. Дифференцированные задания должны быть и на
самостоятельных и на контрольных работах
6. Не допускать отставания учащихся, для этого
систематически проводить консультации и
дополнительные занятия
7.Не каждый раз ставить «двойку», а уметь
терпеливо ждать учащиеся с замедленным
восприятием
8. Не унижать ученика и постараться самим найти к
нему подход