Сюжетно-коррекционное занятие по физической культуре. Тема: "Путешествие на планету Спарт"

Разделы: Работа с дошкольниками


Известно, что в период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Наше дошкольное образовательное учреждение имеет коррекционную направленность, его посещают дети с патологией речи (в частности, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, есть случаи с задержкой психо-речевого развития). Конечно же, эти дети требуют особого внимания специалистов: педагогов – психологов, учителей – логопедов, инструктора по физическому развитию. Совместными скоординированными усилиями педагогов, медиков и родителей проводится постоянный медико-педагогический контроль за физическим  развитием и состоянием здоровья детей. Я, как инструктор по физическому воспитанию, для успешной работы, прежде всего, определяю исходные показатели состояния здоровья и физического развития каждого ребёнка. Для этого знакомлюсь с записями в медицинских картах, где наряду со сведениями об уровне физического развития ребёнка, отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата, а так же указывается диагноз заболевания. Поэтому актуальным встал вопрос об организации коррекционной работы у детей с речевыми нарушениями. Я определила направления этой работы: совершенствование речевого дыхания, развитие мелкой моторики, массаж, корригирующая гимнастика, а так же использование разных видов мячей с целью профилактических мероприятий и совершенствования физических навыков у детей. Значительное место в работе с детьми  я отвожу упражнениям с мячами т. к. мяч оказывает разностороннее воздействие на психологическое развитие ребёнка. Не каждый ребёнок имеет возможность ежедневно поплавать в бассейне, а гимнастический мяч всегда под рукой.  На мяче можно и посидеть, и полежать, и попрыгать. Упражнения на мячах выполняются детьми в разных исходных положениях: сидя на мяче, лёжа на полу, на мяче, стоя с мячом, на коленях. Как показала моя практика, эти упражнения замечательно развивают координацию и равновесие, чувство правильной осанки, улучшают работу вестибулярного аппарата, способствуют укреплению мышц живота, спины, ног, ягодиц.
Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнёр, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком. Занимаясь с дошкольниками на фитболах, я заметила, что у них всегда улучшалось настроение.

Цель: продолжать повышать функциональные возможности уровня физической и   двигательной подготовленности у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

  • совершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, укрепление мышц и суставов кистей, на профилактику плоскостопия и осанки;
  • развивать гибкость движений, силу мышц живота и позвоночного столба путём выполнения упражнений на мячах;
  • укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений;
  • закреплять приёмы самомассажа;
  • учить детей выражать себя в движениях ритмического танца и радоваться их красоте;
  • воспитывать морально-волевые качества: выдержку, уверенность в себе, настойчивость в достижении положительных результатов

Оборудование:

  • макеты планет (Солнце, Земля. Луна, Спарт)
  • массажные мячи по количеству детей
  • большие гимнастические мячи по количеству детей
  • канат
  • костюм инопланетянина.
  • записи с музыкой

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Ф/и – Здравствуйте, друзья. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на удивительную планету Спарт. На этой планете живут ребята – спартанята. Они очень весёлые, любят играть, заниматься физкультурой. Ну что? Решено! Отправляемся на Спарт?

Ф/и – Но чтобы нам отправиться в путешествие, надо хорошенько подготовиться. Дорога предстоит дальняя, и пока мы с вами на Земле, давайте сделаем себе массаж.

Самомассаж: (дети выполняют упражнения самомассажа, сидя в кругу)

И.П. – сидя на пятках, подогнув пальцы.
1. ладони соединить и растереть круговыми движениями.
2. щёки растереть круговыми движениями ладоней.
3. лоб растереть продольными движениями ладоней. Поочерёдно правой и левой рукой.

И.П. – сидя на полу между пяток.
1. подушечками пальцев мягкими движениями растереть волосистую часть головы;
2. большим и указательным пальцами рук растереть уши;
3. оттянуть ухо за верхний край вверх; за середину – в сторону; за мочку – вниз.

И.П. – сидя на полу, правая нога прямая левую согнуть. Голень левой на бедре правой.
1. ладонями сверху и снизу круговыми движениями растираем ступню
2. кулачками от пятки к носкам.
3. вращательные движения стопой.

Ф\и – А теперь, друзья, вставайте. Но прежде чем мы отправимся на Спарт, давайте пройдемся по нашей матушке – Земле.

Ходьба:

  • ходьба на носочках, руки стрелочкой вверх.
  • ходьба на пятках, руки за спину полочкой.
  • ходьба с досаванием руками пяток ног.
  • ходьба широким шагом и мелким.
  • бег, выбрасывая прямые ноги вперёд.
  • бег с заданием (на сигнал опуститься на правое колено)

Инструктор обращает внимание детей на канат – дорогу (он обтянут зелёной лентой), лежащий в стороне. Дети проходят через канат скрестным шагом, держа на вытянутых ладошках массажные мячики.

Ф/и – Ура! Вот мы и на планете Спарт. Как здесь интересно!

(Звучит музыка; выходит Инопланетянин)

Инопл. – Эй! Вы кто такие и откуда к нам прилетели? Уж не с Земли ли? Точно с Земли! Вот здорово! Я – житель Спарты.
– Я хочу спросить: что это вы с собой принесли к нам на Спарт?

Ф/и – Эти мячи похожи на нашу Землю, только они маленькие.

Инопл. – Вот здорово! А как можно с ними играть!

ОРУ с массажными мячами для рук

  • И.П. – о.с. руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями; пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями скользящими движениями вверх-вниз.
  • И.П.– о.с. руки согнуты в локтях перед грудью. Мяч между ладонями. Прокатывание мяча вправо и влево.
  • И.П. – о.с. мяч между ладонями. Катание мяча круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (со сменой ладоней).
  • И.П. – о.с. – положение рук произвольно. Мяч в правой руке. Энергично сжимать и разжимать мяч пальцами. То же левой рукой.
  • И.П. – о.с. – сжимание мяча двумя пальцами (большим и поочерёдно остальными).
  • И.П. – о.с. левая рука вытянута вперёд, ладонью вверх. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев до плеча и обратно. То же другой рукой.
  • И.П. – о.с. мяч находится между ладонями. Ладони смотрят друг на друга; прокатывание мяча между ладонями. (Этот комплекс упражнений можно выполнять сидя на полу)

Инопл. – У нас тоже такие есть, но они больше, чем ваши. Вот они. Нравятся? Вы можете выбрать себе любой. (Вдоль стенки лежат большие гимнастические мячи. Каждый ребёнок выбирает себе мяч и располагается на середине зала.)

II. Основная часть

Упражнения на больших гимнастических мячах.

1. И.П. – сидя на мяче, ноги врозь, руки на бёдрах, спина прямая. 1 – прыжок, ноги вместе; 2 –прыжок, ноги врозь. 6 раз.

2. И.П. – сидя (на пятках) перед мячом, руки на мяче (ладонь на ладонь). 1 – лечь грудной клеткой на мяч, подбородком опереться на ладонь; 2 – покачиваться вперёд – назад, приподнимаясь с пятки и садясь. 6 раз

3. И.П. – лёжа животом на мяче, ноги и руки на полу; 1-2 – небольшой перекат вперёд, ладони опираются о  пол; 3-4 – небольшой перекат назад,поднять руки. 6 раз

4. И.П. – лёжа (на спине) на мяче, ноги согнуты в коленях, опора на стопу. 1-2 – сгибая ноги в коленном суставе, покачаться на мяче вперёд – назад; 3 – и.п. 6 раз

III. Заключительная часть

Ф/и. – Стоп! Давайте поиграем.

П/игра «Мячи разные несём»

Инопл.– Мне очень понравилось с вами играть. Я совсем забыл сказать, что мы очень любим танцевать!

Ф/и. – Хочешь, мы научим тебя танцевать?

Инопл. – Очень!

Танец «Млечный путь» (Инопланетянин танцует вместе с детьми)

Ф/и. – Тебе понравился танец? Ты сможешь научить танцевать своих друзей.

Ф/и. – уже темнеет и нам пора возвращаться домой.

Инопл. – Сейчас я проведу вас к космической дороге. Эта дорога приведёт вас на родную Землю.

Дети проходят по канату приставным шагом, вправо, взявшись за руки.

Ф/и. – Вот мы и вернулись домой. Давайте ляжем на Землю. Немного полежим, отдохнём, подышим свежим земным воздухом. (Дети делают глубокий вдох –  втягивая живот; медленный выдох – расслабляя живот).

Итог

– Вам понравилось путешествовать? Вы устали? Вам трудно было?