Построение точек по их координатам. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательные:
    • сформировать представление о координатном луче, способность  к определению координат точек  на плоскости и построению точек по их координатам.
    • уточнить особенность координат точек, расположенных на осях координат, и способ их построения.
  • Развивающие:
    • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, аналогия, математическую речь, умение наблюдать, делать выводы)
    • развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к математике;
    • способствовать формированию умений строить межличностные отношения.

Демонстрационный материал:

  • координатная плоскость;
  • алгоритм построения точки координатного угла.

Раздаточный материал:

  • карточки;
  • эталон для проверки самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

  • включение учащихся в учебную деятельность тренировать в понимании значения пословицы;
  • организовать содержательные рамки  урока решения задач на построение точек координатной плоскости;
  • мотивация учащихся и учебной деятельности.

Организация учащихся процесса на 1 этапе.

Ученье везде найдет примененье.

– Как вы ее понимаете? (Когда попадаешь  в трудную ситуацию, всегда найдете выход из нее.)
Шаги  повесить. (Надо,    могу)
– Какую тему изучали на прошлом уроке?
– А как вы думаете, мы все уже знаем? (Да, мы эту тему продолжим изучать)

Устный счет: № 5 стр. 55.

– Узнав координаты точек, мы с вами расшифруем высказывание немецкого математика Карла Гаусса. (Математика –  царица всех наук)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цели:

  • актуализировать изученные способы передачи графического изображения на плоскости;
  • тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
  • мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и его обоснованию;
  • предъявить индивидуальное задание для пробного действия –построения фигуры по координатам;
  • организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной  деятельности ( невозможность...)

Организация учебного  процесса на 2 этапе.

– Вспомните, с какими графическими способами передачи информации мы уже знакомы? (Круговые диаграммы, столбчатые и линейные диаграммы, изображения на координатной плоскости).
– Что такое координатный угол?
– Что мы называем осью абсцисс? Осью ординат?
– Сегодня на уроке мы будем строить точки по их координатам.

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Цели:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
  • согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Предложенное задание может у многих учащихся вызвать затруднение, так как раньше они не сталкивались с подобными задачами.
– Какое задание вы должны были выполнить
– Вам надо построить  треугольник по следующим координатам вершин:  А (1; 3).  В (4; 7)  С (7; 1). (Раздаю каждому лист с координатным углом)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
  • зафиксировать новый способ действия в знакомой, вербальной форме и с помощью эталона.

– Но треугольники получились разные. Почему? Кто ошибся? Забыли  важное правило: первой – записана  абсцисса, второй – ордината.
– Так как же можно построить точку по координатам?
– О чем мы должны помнить, называя координаты точек? (Сначала называем абсциссу, а затем ординату).
– В чем было затруднение?
– А какая цель? (Построить алгоритм и учиться его применять.)
– А тема урока какая? (Лист с темой вывешиваю.)
– Давайте постараемся составить  (открыть) алгоритм построения точки  М (а; в) координатного угла.

Пройти  а  единиц по оси х
Подняться на  в  единиц вверх вдоль оси у.
Полученная точка – М( а; в)
Найти на оси х точку а и провести прямую, параллельную оси у.
Найти на оси у точку в и провести прямую, параллельную оси х.
Найти пересечение построенных прямых – точку М (а; в)

V. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

№ 2 страница 58. Построить треугольник АВС если А (1; 5) В (3; 9) С (9; 2)

Построй четырехугольник DEFK (4; 2) (1;7) (7;8) (10; 5)

(У доски работают дети, опираясь на алгоритм строят фигуры)

– Раскрась пересечение треугольника и четырехугольника. Какая фигура получилась? Какие еще случаи пересечения возможны?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

№4 (а, б) – самостоятельно с самопроверкой по эталону.(Если кому-то будет трудно, можно посоветоваться в паре)
– Что мы знаем о сумме углов треугольника?

Рефлексия.

– У кого все правильно?  ( + ) 
– У кого возникли затруднения?   ( ?  )
– Где у тебя ошибка? В чем причина?
– Какой выход?  (Сам ищу)
Вместе  мы все трудности преодолеем. (Ситуация успеха)

VII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
  • повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках:

№ 6 Построить прямоугольник и найти его площадь. (Работа в парах. На одном  листе строят прямоугольник фломастером) 

До построения вопросы:

  • какую геометрическую фигуру мы называем прямоугольником?
  • как найти площадь прямоугольника? (Формулу вывешиваю)
  • какие единицы площади мы знаем?

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

Цели:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
  • зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Проанализируйте свою работу на уроке.
– В какое затруднение попадали и почему?
– Какую цель ставили? (Она на доске)
– Достигли мы ее?
– Что помогло?
– Какие трудности остались?
– Чем будем заниматься на следующем уроке?

IX. Домашнее задание: №5 стр.  58, 11 (а) стр. 60.

Приложение