Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • дать понятие об имени существительном;
  • научить находить имена существительные в тексте, подбирать самостоятельно, классифицировать существительные на одушевлённые и неодушевлённые;
  • развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению.          

Оборудование: учебник русского языка для II класса (автор — Рамзаева Т. Г.), презентация по теме: «Имя существительное как часть речи».

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Пусть вам поможет ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II. Минутка чистописания

— Запишите в тетради число, классная работа. Посмотрите на доску. Сейчас мы напишем эти соединения.

лит          бо          ай

— Напишите чередуя эти соединения. Чем являются эти соединения? (Слогами.)
— Составьте из этих слогов слово. Какое слово получилось? (Айболит.)
— Кто такой Айболит? (Доктор.)
— Из какой он сказки? («Айболит».)
— Кто автор этой сказки? (К.И.Чуковский.)
— Вспомните, как начинается эта сказка.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

— Как называют врача, который лечит животных? (Ветеринар.)

III. Словарная работа

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке Айболит», где вы узнаете много нового. К доктору Айболиту приходят немало зверей. И сегодня у него побывали лесные жители, давайте угадаем, кто сегодня приходил лечиться? В один столбик запишем, что лечило это животное, а в другой — какое это животное. (На доске появляются части тела животного, дети отгадывают его.)

В тетради запись:

хвост                                    лисица
лапа                                     медведица
уши                                     заяц
клюв                                    воробей
крыло                                  сорока

— Что вы можете сказать об этих словах? (Во втором столбике даны словарные слова.)

— Поставьте вопрос к каждому слову. Что обозначают эти слова? (Предметы. Это —  имена существительные.)

IV. Работа над новой темой

— Ребята, почему мы записали эти слова в два столбика? (Слова в первом столбике отвечают на вопрос что?, а во втором — на вопрос кто?)

— Ребята, запомните, слова, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие живые предметы называются одушевленными.
Слова, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы называются неодушевленными. Из написанных выберите слова, обозначающие сначала одушевленные, а потом неодушевленные предметы.

(Выслушиваются ответы учащихся.)

— Как вы уже догадались, сегодня на уроке будем с вами изучать одушевлённые и неодушевленные имена существительные и нам сказка К.Чуковского «Айболит«. Ребята, вспомните, а в сказке кто первым пришел доктору?

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»

— Айболит стал расспрашивать лису, было очень больно, поэтому она совсем запуталась. Помогите Айболиту разобраться. Расставьте предложения по порядку.
(На доске появляется текст: Я очень люблю мёд! Они меня ужалили. Пошла за ним к дубу. Я сунула нос в дупло. Там живут осы.)
— Сколько предложений в тексте? (5 предложений.)
— Какие знаки препинания стоят в конце? (Точки и восклицательный знак.)
— Когда мы ставим в конце предложения восклицательный знак? (Когда предложение выражает эмоции.)
— Айболит вылечил лису, но дал ей совет. Как вы думаете, какой совет дал доктор? (Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. Сладкое надо употреблять меньше, а фруктов и овощей — больше.)
— А какие фрукты и овощи вы знаете? (Ответы учащихся.)
— В следующем упражнении речь пойдет о фруктах и овощах. Откройте учебники, Найдите упражнение 233. Прочитайте задание. Какое задание нужно выполнить? (Выписать название овощей, затем название фруктов.)
— К чему привела любовь лисы к сладкому? Найдите это предложение. (Лису укусила оса.)
— Подчеркните в нем главные члены предложения.

(Учитель читает продолжение стихотворения.)

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»,
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!«

Учитель. Айболит, конечно же, решил помочь бедным зверятам.

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

Учитель. И помчались волки быстрее ветра. Они сильные, ловкие и быстрые, потому что занимаются спортом. Как вы знаете, в 2013 году в городе Казани будет проходить Универсиада. Кто знает, что означает это слово? (Это спортивное соревнование между командами из разных стран, похоже на Олимпиаду, только соревнуются студенты из различных институтов и университетов.)

Учитель. В программу летней Универсиады входят 13 видов спорта — легкая атлетика, баскетбол, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фехтование, плавание, водное поло, теннис, настольный теннис, волейбол, прыжки в воду, дзюдо, футбол.
— На какие вопросы отвечают все эти слова? (Что?)
— Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевленные.)
— Какой инвентарь чаще всего встречается в спорте? (Мяч.)

V. Физминутка

— Давайте, мы тоже поиграем в игру «Кто я?». Я начинаю предложение, а заканчивает тот, кто поймает мяч. Вы должны закончить предложение именем существительным.
— На заводе я кто? (Рабочий.)
— В школе я кто? (Ученик.)
— В магазине я кто? (Покупатель.)
— В транспорте я кто? (Пассажир.)
— Для мамы я кто? (Дочь или сын.)
— Для дедушки я кто? (Внук или внучка.)

VI. Закрепление пройденного

(На доске появляются слова, которые произносили дети.)

— Ребята, на какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)
— Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? (Одушевленные.)
— Айболиту в пути помогали волки, кит, орел.

(Учитель читает продолжение стихотворения.)

Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»

Вот он добрался до зверей.
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит.
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят,
И ставит и ставит им градусники.

Учитель. Ребята, посмотрите на экран. (На доске появляется рисунок.)
— Нужно написать только слова, обозначающие предметы, с помощью которых доктор лечит животных.
— На какие вопросы отвечают эти предметы? (Что?)
— Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (Неодушевленные.)
— Доктор вылечил всех зверей. (Учитель читает продолжение стихотворения.)

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.

— Айболит очень долго лечил зверей, а когда вернулся на Родину, то там уже была зима.
(На доске появляется картина зимнего леса.)
— Найдите на картинке неодушевленные предметы. (Дерево, мельница, снег, сугроб, иней, дорога.)
(На картине леса появляются животные.)
— А теперь назовите одушевленные предметы. (Медведь, кот, собака, грач, заяц)
— А теперь для проверки ваших знании проведем небольшой тест.

Тест Имя существительное

1. Что обозначает имя существительное?

а) признак предмета;
б) предмет;
в) действие предмета.

2. Выдели слово, которое отвечает на вопрос что?

а) муравей;
б) семечко;
в) Анна;

3. Сколько одушевлённых существительных в данном тексте?

У моей сестрёнки живут хомяки. А недавно ей подарили маленького котёнка. Света очень внимательно относится к своим питомцам.

а) 3;
б) 4;
в) 5.

4. В каком предложении слово книга» является подлежащим?

а) Я читаю интересную книгу.
б) В книгу автор поместил много иллюстрации.
в) На полке стоит большая книга.

5. Какие буквы пропущены?

С друз..ями я ч..сто хожу в бас..ейн и играю в вол. .ейбол

а) ь, я, с,—;
б) —, ас,—;
в) ь, а, с,—.

VII. Итог урока

— Ребята, мы совершили путешествие вместе с доктором Айболитом, спасли зверей. А вы чему научились на уроке?
— Что нового узнали? Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье? Что такое имя существительное? (Ответы учащихся.)
— Прочитайте названия героев сказки. На какой вопрос отвечают эти слова? Как называются эти имена существительные? Назовите неодушевленные имена существительные, которые использовали на уроке. (Ответы учащихся.)

VIII.  Домашнее задание

— Домашнее задание будет творческим. Найдите пословицы о здоровье, запишите их в тетрадь и подчеркните в них имена существительные.