Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить значимые части слова;
  • создать условия, при которых учащиеся смогут доказать, почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня;
  • развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;
  • воспитывать потребность умения пользоваться языковым богатством.

Оборудование: конверты, фломастеры, презентация, музыка П.И.Чайковского, кроссворд, лесенка оценивания.

ХОД УРОКА

I. Мотивация.

– Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
Ну, ребята, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места мы тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

– Вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь. Посмотрите на слайд. Какие задания Вы можете предложить?

На слайде деформированный текст:

в, субботу, ребят, поехала, группа,  за, город
кассе, они, в, билеты, купили
подошел, перрону, к, поезд
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в
вагона, приятно, смотреть, из, окна

Ученики предлагают составить из слов предложения, назвать изученные орфограммы: удвоенные согласные, безударные гласные, написание приставок и предлогов, парные согласные. 

– Из слов составьте предложения.
– Назовем хором слова с удвоенной согласной. (Суббота, группа, касса, перрон, пассажиры)

– Взяли листочки, работаем  парами: запишем  эти слова для переноса по памяти (в это время один ученик работает на отдельной доске, записывает слова без переноса).

Проверка. Один ученик проговаривает слова, дети проверяют.

– Чья группа выполнила работу без ошибок. Встаньте.
– Допустили 1 ошибку.
– Более двух ошибок?
– Ну что же, Вы поработали неплохо. Спасибо.

II. Целеполагание

На экране высвечивается рассказ.

В субботу группа ребят поехала за город.
Они купили в кассе билеты.
К перрону подошел поезд.
Пассажиры быстро сели в вагоны.
Приятно смотреть из окна вагона.

– Как можно назвать эти предложения одним словом? (Рассказ)
– Давайте вспомним урок литературного чтения, что называется рассказом?  (Рассказ – один эпизод, одно событие из жизни героев).
– Как можно озаглавить?  («Экскурсия за город». «Поездка». И т.д.)
– Открыли тетради и запишите слово «рассказ».  (Один ученик записывает слово на доске.)
– Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет слова, записанные ранее и это слово. (Это слова  с удвоенной согласной).
– А как Вы думаете, какое слово лишнее?
(Дети высказывают свои предположения и их доказывают).
– Какое задание можно выполнить, чтобы доказать свою правоту? (Морфемный разбор слов,  изобразить графически.  Эту работу дети выполняют на доске и в тетрадях).
– Что Вы заметили? Какое слово лишнее? (В  словах: суббота, группа, экскурсия, перрон, касса – удвоенная согласная в корне, а в слове рассказ – на границе приставки и корня).
– Как проверить написание удвоенной согласной в корне? (Написание этих слов необходимо запомнить).
– Докажите, что в слове «рассказ» удвоенная согласная? (Подбираем однокоренные слова: сказать, сказочка – в этих словах корень сказ).

Вывод: удвоенная согласная встречается не только в корне слова, но и на границе приставки и корня.

– Назовите тему урока. (Удвоенная согласная на границе приставки и корня.)

Вывешиваю тему на доске.

Цель: учиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке корня и приставки, доказывать правильность написания (на доске вывешиваю слова: учиться…, доказывать…).

III. Решение учебных задач и выполнение учебных действий

– Откроем учебники на странице 108, прочитаем еще раз тему урока. (Читаем хором)
– Что такое «стык »? (Место, где вплотную соединяются приставка и корень)
– Выполним устно упр.159.Читаем задание.
– Объясните графически на доске, почему в словах пишется удвоенная согласная.
(Дети выходят к доске, называют слово и доказывают графически: рассыпать, корень сып, приставка рас, поэтому пишу удвоенную согласную).

Релаксация: (Слайды)

– Я Вас, ребята, поздравляю с первым днем зимы. Поэты пишут стихи о природе, художники – картины, композиторы – музыку. А мы сегодня послушаем музыку Петра Ильича Чайковского и посмотрим, как художники изобразили нашу природу.

Игра «Исследователи –  лингвисты»

– Сейчас мы с вами поиграем, объектами исследования лингвистов будут слова из упражнения 160. Мальчики будут выписывать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – с удвоенной согласной на стыке корня и приставки. Посмотрим, чья исследовательская лаборатория будет работать лучше. Взаимопроверка.

Словарная работа

– Я задумала слово, приготовила для вас подсказки, кто первым догадается, что это за слово, тот и запишет его на доске.
– В этом слове 3 орфограммы.
– В нем спрятался кросс, но к слову спорт не относится.
– Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд)
– Что такое кроссворд? Это игра, в которой фигуру из квадратиков нужно заполнить буквами.

(Дети записывают это слово на доске и в тетрадях, обозначают орфограммы)

Отгадываем кроссворд

Дети выходят, записывают слова – отгадки на ватмане, доказывают, почему надо писать удвоенную согласную, а остальные ребята  работают в тетрадях.

1. Антоним к слову «закат». (Рассвет)
2. Молодые растения, выращенные в особых условиях и предназначенные для    пересадки. (Рассада)
3. Словесное изложение каких-либо событий. (Рассказ)
4.  Помощь, содействие. (Поддержка)
 5. Подстрекая, возбудить сильное желание к чему-либо. (Раззадорить)

р а с с в е т        
р а с с а д а        
р а с с к а з        
п о д д е р ж к а    
р а з з а д о р и т ь

– Мне бы хотелось, чтобы Вы, ребята, попробовали доказать вот что: почему в словах – отгадках написали в приставках с, д, з. Может, например, в слове рассвет надо писать приставку раз, а в слове раззадорить – рас? (Дети выдвигают свои предположения, если не получается, попробовать доказать графически).

Вывод: если корень начинается с глухой согласной, то приставка оканчивается на глухой согласный.

Письмо по памяти.

На слайде записано предложение: В_р_бей  (под)  _кном ч_рикает ( к) о_тепели.

– Прочитаем хором и назовем изученные орфограммы. Запишите по памяти, выделите  главные члены предложения. Взаимопроверка.

На слайде запись: Воробей под окном чирикает к оттепели.

– Докажите, что в слове оттепель – удвоенная согласная. (Корень тепел, приставка от – поэтому пишу в слове удвоенную согласную)

IV. Итог урока: 

– Где встречается удвоенная согласная?
– Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?
– Изобразите это графически.

V.Самоконтроль, самооценка

– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед Вами карточка с изображением лестницы. Если Вы считаете, что хорошо потрудились, разобрались в написании слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, то нарисуйте себя на вершине лестницы, а если осталось что-то неясным, нарисуйте себя ниже.
Я себя нарисовала на вершине лестницы, потому, что я организовала свою работу так, что вы научились доказывать, как пишутся слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Покажите свои рисунки.

Домашнее задание: стр.111 упр.5

– Спасибо за урок. До свидания.