Цели:
- повторить значимые части слова;
- создать условия, при которых учащиеся смогут доказать, почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня;
- развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать потребность умения пользоваться языковым богатством.
Оборудование: конверты, фломастеры, презентация, музыка П.И.Чайковского, кроссворд, лесенка оценивания.
ХОД УРОКА
I. Мотивация.
– Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
Ну, ребята, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места мы тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
– Вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь. Посмотрите на слайд. Какие задания Вы можете предложить?
На слайде деформированный текст:
в, субботу, ребят, поехала, группа, за, город
кассе, они, в, билеты, купили
подошел, перрону, к, поезд
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в
вагона, приятно, смотреть, из, окна
Ученики предлагают составить из слов предложения, назвать изученные орфограммы: удвоенные согласные, безударные гласные, написание приставок и предлогов, парные согласные.
– Из слов составьте предложения.
– Назовем хором слова с удвоенной согласной. (Суббота,
группа, касса, перрон, пассажиры)
– Взяли листочки, работаем парами: запишем эти слова для переноса по памяти (в это время один ученик работает на отдельной доске, записывает слова без переноса).
Проверка. Один ученик проговаривает слова, дети проверяют.
– Чья группа выполнила работу без ошибок.
Встаньте.
– Допустили 1 ошибку.
– Более двух ошибок?
– Ну что же, Вы поработали неплохо. Спасибо.
II. Целеполагание
На экране высвечивается рассказ.
В субботу группа ребят поехала за город.
Они купили в кассе билеты.
К перрону подошел поезд.
Пассажиры быстро сели в вагоны.
Приятно смотреть из окна вагона.
– Как можно назвать эти предложения одним
словом? (Рассказ)
– Давайте вспомним урок литературного чтения,
что называется рассказом? (Рассказ – один
эпизод, одно событие из жизни героев).
– Как можно озаглавить? («Экскурсия за
город». «Поездка». И т.д.)
– Открыли тетради и запишите слово «рассказ».
(Один ученик записывает слово на доске.)
– Посмотрите внимательно и скажите, что
объединяет слова, записанные ранее и это слово. (Это
слова с удвоенной согласной).
– А как Вы думаете, какое слово лишнее?
(Дети высказывают свои предположения и их
доказывают).
– Какое задание можно выполнить, чтобы доказать
свою правоту? (Морфемный разбор слов,
изобразить графически. Эту работу дети
выполняют на доске и в тетрадях).
– Что Вы заметили? Какое слово лишнее? (В
словах: суббота, группа, экскурсия, перрон, касса
– удвоенная согласная в корне, а в слове рассказ
– на границе приставки и корня).
– Как проверить написание удвоенной согласной в
корне? (Написание этих слов необходимо
запомнить).
– Докажите, что в слове «рассказ» удвоенная
согласная? (Подбираем однокоренные слова:
сказать, сказочка – в этих словах корень сказ).
Вывод: удвоенная согласная встречается не только в корне слова, но и на границе приставки и корня.
– Назовите тему урока. (Удвоенная согласная на границе приставки и корня.)
Вывешиваю тему на доске.
Цель: учиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке корня и приставки, доказывать правильность написания (на доске вывешиваю слова: учиться…, доказывать…).
III. Решение учебных задач и выполнение учебных действий
– Откроем учебники на странице 108, прочитаем
еще раз тему урока. (Читаем хором)
– Что такое «стык »? (Место, где вплотную
соединяются приставка и корень)
– Выполним устно упр.159.Читаем задание.
– Объясните графически на доске, почему в словах
пишется удвоенная согласная.
(Дети выходят к доске, называют слово и
доказывают графически: рассыпать, корень сып,
приставка рас, поэтому пишу удвоенную согласную).
Релаксация: (Слайды)
– Я Вас, ребята, поздравляю с первым днем зимы. Поэты пишут стихи о природе, художники – картины, композиторы – музыку. А мы сегодня послушаем музыку Петра Ильича Чайковского и посмотрим, как художники изобразили нашу природу.
Игра «Исследователи – лингвисты»
– Сейчас мы с вами поиграем, объектами исследования лингвистов будут слова из упражнения 160. Мальчики будут выписывать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – с удвоенной согласной на стыке корня и приставки. Посмотрим, чья исследовательская лаборатория будет работать лучше. Взаимопроверка.
Словарная работа
– Я задумала слово, приготовила для вас
подсказки, кто первым догадается, что это за
слово, тот и запишет его на доске.
– В этом слове 3 орфограммы.
– В нем спрятался кросс, но к слову спорт не
относится.
– Часто этот род загадок встречается на
последних страницах газет, журналов. (Кроссворд)
– Что такое кроссворд? Это игра, в которой фигуру
из квадратиков нужно заполнить буквами.
(Дети записывают это слово на доске и в тетрадях, обозначают орфограммы)
Отгадываем кроссворд
Дети выходят, записывают слова – отгадки на ватмане, доказывают, почему надо писать удвоенную согласную, а остальные ребята работают в тетрадях.
1. Антоним к слову «закат». (Рассвет)
2. Молодые растения, выращенные в особых условиях
и предназначенные для пересадки. (Рассада)
3. Словесное изложение каких-либо событий. (Рассказ)
4. Помощь, содействие. (Поддержка)
5. Подстрекая, возбудить сильное желание к
чему-либо. (Раззадорить)
р | а | с | с | в | е | т | ||||
р | а | с | с | а | д | а | ||||
р | а | с | с | к | а | з | ||||
п | о | д | д | е | р | ж | к | а | ||
р | а | з | з | а | д | о | р | и | т | ь |
– Мне бы хотелось, чтобы Вы, ребята, попробовали доказать вот что: почему в словах – отгадках написали в приставках с, д, з. Может, например, в слове рассвет надо писать приставку раз, а в слове раззадорить – рас? (Дети выдвигают свои предположения, если не получается, попробовать доказать графически).
Вывод: если корень начинается с глухой согласной, то приставка оканчивается на глухой согласный.
Письмо по памяти.
На слайде записано предложение: В_р_бей (под) _кном ч_рикает ( к) о_тепели.
– Прочитаем хором и назовем изученные орфограммы. Запишите по памяти, выделите главные члены предложения. Взаимопроверка.
На слайде запись: Воробей под окном чирикает к оттепели.
– Докажите, что в слове оттепель – удвоенная согласная. (Корень тепел, приставка от – поэтому пишу в слове удвоенную согласную)
IV. Итог урока:
– Где встречается удвоенная согласная?
– Почему появляется удвоенная согласная буква
на стыке приставки и корня?
– Изобразите это графически.
V.Самоконтроль, самооценка
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
Перед Вами карточка с изображением лестницы.
Если Вы считаете, что хорошо потрудились,
разобрались в написании слов с удвоенной
согласной на стыке приставки и корня, то
нарисуйте себя на вершине лестницы, а если
осталось что-то неясным, нарисуйте себя ниже.
Я себя нарисовала на вершине лестницы, потому,
что я организовала свою работу так, что вы
научились доказывать, как пишутся слова с
удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
Покажите свои рисунки.
Домашнее задание: стр.111 упр.5
– Спасибо за урок. До свидания.