Цели:
- Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
- Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
- Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
- Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование и материалы:
- слайды с изображением государственной символики (герб, флаг);
- схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба и слайды, шаблоны щитов;
- литературный ряд: текст гимна России;
- лузыкальный ряд: гимн России.
- художественные материалы: краски, фломастеры, цветные карандаши.
План урока:
- Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов, анализ и защита работ.
ХОД УРОКА
Звучит гимн, ученики встают.
Беседа
Учитель. Ребята, что за музыка сейчас
звучала?
– Это гимн России.
– А что такое гимн?
– Это отличительный знак, символ нашего
государства.
– А какие еще государственные символы вы знаете?
– Герб, флаг.
(Приложение 1. Слайд 1)
– Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны.
(Приложение 1. Слайд 2)
Герб – слово немецкое. В переводе на
русский оно означает «наследство». Герб – это
условное изображение, являющееся символом и
отличительным знаком государства, города, а в
старину – рода или отдельного лица,
отражающее исторические традиции владельца.
– Как вы думаете, когда появились первые гербы?
– Правильно, самые первые гербы появились в
Западной Европе в средние века в эпоху крестовых
походов и рыцарских турниров.
(Приложение 1. Слайд 3)
Это были личные знаки рыцарей, которые ставили
на боевых щитах, а так же шлемах, флагах и попонах
лошадей. Они помогали закованным в латы с головы
до ног воинам различать друг друга
на расстоянии. Вначале изображения на рыцарских
доспехах были
случайными, позднее они стали более
осмысленными, их целью
было увековечить ратные подвиги владельца, ими
стали дорожить и
передавать по наследству. Тогда появилось слово
герб.
Каждый знак, цвет в гербе имел определенное
значение и символически рассказывал о том, кто
этот человек, которому дозволено его носить. Герб
был знаком чести рода.
(Приложение 1. Слайд 4)
В 14-15 веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетания цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. Свои гербы были и у ремесленников.
(Приложение 1. Слайд 5)
Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалось своего рода геральдическая азбука. Основой всякого герба считается щит – как поле для 3 изображения эмблемы. Известно пять форм западноевропейских Щитов.
(Приложение 1. Слайд 6)
Поле щита может быть однотонное, простое или
разделенное,
Сложное. Щит бывает разделенным по вертикали –
рассеченный, по горизонтали – пересеченный, по
диагонали – скошенный.
(Приложение 1. Слайд 7)
Цвет в гербе имеет символическое значение.
– Подумайте, что могут означать золотой,
серебряный, красный, зеленый, черный?
(Приложение 1. Слайд 8)
– В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов.
Золотой – богатство, сила, верность,
постоянство.
Серебряный – невинность, чистота, девственность.
Голубой – величие, красота, ясность.
Красный – храбрость, мужество.
Зеленый – надежда, изобилие, свобода.
Черный – скромность, ученость, печаль.
(Приложение 1. Слайд 9)
На поле щита есть изображения: животные,
мифологические существа, оружие и т. п. Каждое
изображение несет в себе определенный смысл.
Лев – сила, мужество, великодушие.
Леопард – храбрость, отвага.
Орел – власть, господство и вместе с тем
великодушие и прозорливость.
Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и
быстрота.
Собака – верность, преданность, повиновение.
Кошка – независимость.
Овца – кротость.
Единорог – чистота, непорочность.
Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость.
Ворон – долголетие.
Феникс – бессмертие.
Змея – вечность.
Дуб – крепость, сила.
Солнце – свет, богатство, изобилие. Посох –
духовная власть.
(Приложение 1. Слайд 10)
Самую важную часть герба (щит) по сторонам
обычно поддерживают фигуры – щитодержатели –
люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом
– краткое изречение, отражающее суть и главную
идею герба. У российского герба девиза нет.
– Вспомните известный вам или придумайте свой
девиз для герба.
(«Со щитом или на щите», «Храбрость и
справедливость»)
(Приложение 1. Слайд 11)
Вот герб Москвы. Сначала «читаем» цвет: красный
– символ мужества, неустрашимости; голубой –
символ красоты и величия;
Потом фигуру: всадник с копьем, или святой
«ездец», – это Георгий Победоносец.
(Приложение 1. Слайд 12)
В гербах отражали то характерное, что было
присуще данному городу: природу, образы народных
сказаний и т.д.
Свои гербы имеют и входящие в состав России
республики. Так, например, выглядит герб
республики Татарстан.
(Приложение 1. Слайд 13)
– Ребята, а вы знаете, как выглядит герб нашего
села?
(Учащиеся рассказывают то, что они знают о
нашем гербе).
Учитель дополняет рассказ детей: Проект герба был разработан учащимися нашей школы Сабуровой Мариной и Шепиловым Артемом. Сельская администрация вручила ребятам ценные подарки. За основу герба взята форма французского щита. Наличие флагов Российской Федерации и Ставропольского края определяет место расположения нашего села. Изображенное солнце указывает на то, что наше село находится на юге страны. Поля означают развитое сельское хозяйство. Пять прямоугольников символизируют пять карьеров, имеющихся в нашем селе. А так же пять районов нашего села, которые имеют названия у сельчан.
(Приложение 1. Слайд 14)
Постановка художественной задачи.
Сегодня мы узнали много нового об истории гербов
и законах их составления. А сейчас я предлагаю
вам выполнить проект своего собственного герба
или герба своей семьи. При выполнении
самостоятельной работы постарайтесь
использовать новые знания о гербах.
(Приложение 1. Слайд 15)
Посмотрите работы учащихся, перед которыми были поставлены такие же художественные задачи.
3. Практическое выполнение учащимися задания.
Подведение итогов. (Приложение 1. Слайд 16)
1. Зачем людям понадобились отличительные
знаки?
2. О чем может рассказать герб, эмблема?
3. Что ты можешь рассказать о языке геральдики?
4. Что означает выражение «прочитать герб»?
5. Знаешь ли ты, как выглядит герб твоего села? Что
он означает?
Выставка работ учащихся.
Литература:
1. Учебник для 5 класса общеобразовательных
учреждений под редакцией Б. М. Неменского
«Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека», Н. А. Горяева, О.В. Островская, Москва
«Просвещение» 2005.
2. «Изобразительное искусство» 5 класс, поурочные
планы по программе Б. М. Неменского,
издательство «Учитель», Волгоград 2006.