Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале краеведения

Разделы: Логопедия


Родина.  Отчизна.  Отечество.  Отчий край.  Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо.  Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.  Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности  к ней на всю жизнь.  И чем лучше будет знать её, тем лучше поймет значение того, что происходит  сегодня, и тем яснее представит будущее.

Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, которое характеризуется недоразвитием всех сторон речи: и фонетики, и лексики, и грамматики.  А как хочется, чтобы современные дети могли свободно владеть своей речью, логично и последовательно излагали свои мысли, чтобы дети любили свою Родину, свой город, уважали людей, а город наш многонационален и богат традициями.

Региональная программа « Я – астраханец»  Власовой Т.Б. , актуальная для нашего региона, необходимая для детей дошкольного возраста. Направлена на совершенствование краеведческой  воспитательно-образовательной работы,  также важна её патриотическая направленность. Краеведение – это начало самопознания, начало – самосознания.  Краеведение начинается с самого человека, отчего дома, родных мест, родной природы.  Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.  Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Использование краеведческого материала на логопедических занятиях является одним из приоритетных направлении в работе учителя-логопеда. Краеведческий материал используется на занятиях фрагментарно, с учетом лексических тем. Отношение антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри семантического поля.  В связи с этим изучение антонимии синонимии позволяет выявить особенность организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности  семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный сигматический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова осуществляется только в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд.

В лексической теме «Моя улица, мой дом» закрепляется усвоение антонимов в игре «Скажи наоборот» («Моя улица широкая, короткая  –  а моя улица узкая,  короткая…»). В игре также закрепляется усвоение  степеней сравнения прилагательных   («Мой дом новый, красивый, высокий – а мой дом  новее, красивее, выше…»).  В лексической теме «Семья» формируется умение  образовывать притяжательные прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета и образуются от соответствующих имен существительных.  Ребенку объясняется, например,  что книга, которая принадлежит маме,  она мамина, если папе – то папина,  а валенки дедушки – дедушкины.  В лексической теме «Животные нашего края» закрепляется использование притяжательных прилагательных (у волка – волчья голова, волчий хвост, волчье ухо).  Согласование числительных с существительными закрепляется в игре «Кого сколько?» (одна лиса – пять лис, один кабан – пять кабанов и т.д.).

Когда дети знакомились с Кремлем  –  сердцем Астрахани, они учились составлять предложения, используя  предлоги.  Чтобы помочь в усвоении этой части речи, использовались символы предлогов.  Дети с легкостью составляли предложения:  «Над  Пречистенскими  воротами  стоит колокольня.  Между лобным местом и колокольней стоит Успенский собор» и т.д.  Беседуя с детьми о великой реке Волге, дети объясняли, почему Волгу называют кормилицей, матушкой, красавицей.  Изучая лексическую тему «Рыбы» дети узнали, какая рыба водится в  наших реках, называли рыбу осетровых пород, почему  запасы истощаются из года в год.  На занятиях формировалось семантическое поле к слову «рыба».  Дети подбирали родственные слова  к слову рыба:  рыбёшка, рыбка, рыбонька, рыбак, рыбачка, рыболов, рыбачёк, рыбище  и  т.д.

Основная сложность при усвоении правил согласования существительных с числительными состоит в том, что разные имена существительные, употребляемые с одними и теми же числительными, имеют различные окончания.  Чтобы облегчить для ребенка эту непростую задачу, использовались специальные  упражнения, которые проводились в форме игры. Игра основной вид деятельности дошкольника. В игровой форме дети быстрее и качественнее усваивают нужный материал. Полюбив логопедические игры,  дети с удовольствием включаются в  обучающий процесс.  Например, в подвижной игре «Караси и щука» дети считают, сколько карасей, а сколько камней.  В игре «Удочка» – сколько рыбаков поймали рыб?

Конструируя Ленинскую площадь из геометрических фигур, учились ориентироваться в пространстве, фантазировали,  какой они хотят  увидеть площадь после реконструкции. Говорили о том, что украшает  город (фонтаны, клумбы, цветники,  вечнозеленые ели).

Еще многое нужно сделать, но анализируя проделанную работу по формированию у детей лексико-грамматических категорий на материале краеведения, хочется отметить положительную динамику в развитии речи детей.  Дети стали более грамотно говорить, правильно использовать притяжательные, относительные  прилагательные, научились согласовывать числительные с существительными, подбирать синонимы и антонимы, пользоваться сложными предлогами, правильно строить предложения. А ещё дети узнали о достопримечательностях нашего города,  о знаменитых людях нашего  богатого  края и горды тем, что их «малая Родина – Астрахань».

Хочу представить вашему вниманию конспект занятия посвященного 450-летию города Астрахани «Мой город самый лучший на свете».

Цели:

  • Коррекционно-образовательные. Расширить и уточнить представления детей об окружающем мире. Закрепить знания о родном городе, достопримечательностях.  Формировать и расширять семантическое поле слова «рыба».
  • Коррекционно-развивающие. Закреплять умения согласовывать числительные с существительными, использовать предлоги, однокоренные слова, единственное и множественное число существительных. Поощрять речевую активность детей.
  • Коррекционно-воспитательные. Воспитывать чувство гордости за родной город. Закреплять навыки сотрудничества, воспитывать у детей умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его. Закреплять умение задавать проблемные вопросы и отвечать на них.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации, книг о родном городе, беседа, разучивание стихотворений.  Экскурсия по достопримечательностям нашего города, рисование на занятиях по ИЗО, разучивание песен, музыкальных произведений.

Оборудование. Картины, фотографии, маски, символы предлогов, разрезные картинки, буквы, геометрические фигуры, фланелеграф, мольберт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

–  Ребята, здравствуйте! Давайте поздороваемся с солнцем.

Дети.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, быстрый ручеёк!
Здравствуй, милый мой дружок!

II. Основная часть

– Ребята, я хочу пригласить вас на экскурсию по нашему городу. Мы с вами посмотрим достопримечательности нашего города, побеседуем о них, будем придумывать родственные слова, отгадаем кроссворд. А в конце нашей экскурсии мы узнаем, что значит для нас  город Астрахань.
– Ребята,  а кто проводит экскурсии?   (Экскурсовод)
– Кого  вы предложите на роль экскурсовода? (Максима)
– Кто поведет наш автобус? (Водитель – Илья)

Максим. Рассаживайтесь по местам. Поехали.

Мы едем, едем, едем,                Нам хочется увидеть,
На город посмотреть.                И многое узнать.
Ребята дошколята,                     Про город наш любимый,
Весёлые друзья.                         Всем людям рассказать.

Экскурсовод. Наш автобус подъехал к реке.

– Ребята, как называется река, на которой стоит наш город? (Волга.)
– А как ещё называют нашу реку? (Волга-матушка. Волга-красавица. Волга-кормилица.)
– Ребята, почему Волгу называют кормилицей? (Потому что по Волге плывут пароходы и везут они во все страны пшеницу, серу, топливо, знаменитую баскунчакскую соль.  А ещё наша река кормит нас рыбой и поит своей водой.)
– Ребята, давайте подберем родственные слова к слову «рыба». (Рыбак, рыбачка, рыбачёк, рыбалка, рыбачить, рыболов, рыбешка, рыбина)
– Ребята, а как можно ласково назвать рыбу? (Рыбонька)
– Ребята, вы же ели суп из рыбы, как называют суп? (Уха или рыбный суп.)
– А жир из рыбы? (Рыбий жир.)
– Ребята, а как называется поселок, где живут рыбаки? (Рыбаки живут в рыбацком поселке.)
– А чем они ловят рыбу? (Рыбацкими сетями и рыболовными удочками.)
– Мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов? (Всех этих слов не было бы без слова «рыба»).
– Давайте поиграем в игру «Караси и щука». Надевайте шапочки. Давайте посчитаем, сколько у нас карасей, а сколько камней. А теперь в обратном порядке.

Дети бегают по кругу и выполняют пальчиковую гимнастику:

Рыбка плавает в водице,                  Рыбка спинку изогнула,
Рыбке весело играть.                        Крошку хлебную взяла,
Рыбка, рыбка, озорница,                  Рыбка хвостиком махнула,
Мы хотим тебя поймать.                  Рыбка быстро уплыла.

На слово «щука» дети прячутся за камушки.

– Экскурсовод, куда мы отправимся дальше?

Экскурсовод.  Давайте пройдем в автобус и поедем дальше. Посмотрите перед вами Кремль –  сердце Астрахани. Это великолепный архитектурный ансамбль – главная достопримечательность нашего города.
Астраханский кремль – это не только музей. Сюда люди приходят погулять, а у местной молодежи традиция: в день свадьбы обязательно приехать в кремль. Некоторые здесь же, в Успенском соборе венчаются.
– Ребята, посмотрите, как красив  Успенский собор! Петр I восхищался этим богато декорированным пятиглавым творением Дорофея Мякишева в 1722 году. Послушайте, что он сказал (слушается запись). А колокола колокольни до сих пор услаждают наш слух (запись).
– Ребята, как называются главные ворота кремля? (Пречистенские ворота.)
– Ребята, давайте выйдем из автобуса и пройдем к Пречистенским воротам. Присядем на травку и поиграем с символами.
– Что это за символы? (Символы предлогов.)
– Сейчас каждый из вас возьмет символ предлога и составит предложение о кремле, о  Пречистенских воротах, об Успенском соборе.
Мы вошли в Пречистенские ворота. Мы прошли под Пречистенскими воротами. Из-под купола колокольни разносится звон колоколов. Колокольня возвышается над Пречистенскими воротами. Успенский собор стоит между лобным местом и колокольней.

Экскурсовод.  А теперь мы отправимся дальше. По пешеходной тропе пройдем к ленинской площади. Посмотрите, это ленинская площадь – главная площадь нашего города.
– Ребята, почему гости города стремятся попасть на ленинскую площадь? На площади красиво здесь клумбы с цветами, а около кремлевских стен вечнозеленые ели. Здесь много фонтанов
– Что находится с левой стороны от площади? (С левой стороны широкие проспекты. На перекрестках горят светофоры. Пешеходы идут по тротуарам.)

Экскурсовод. Сейчас на площади идет реставрация, поэтому она закрыта. К юбилею города  она станет ещё красивее, наряднее, на ней появятся новые красивые фонтаны и скульптуры.
– Ребята давайте с помощью геометрических фигур создадим план ленинской площади.
Дети прикрепляют фигуры и комментируют:  «Поставлю прямоугольник  в  центре площади. В левом верхнем углу поставлю круг. В правом нижнем углу  поставлю квадрат. И  т.д.
– Молодцы, ребята, вам понравилось конструировать?

Экскурсовод. А сейчас, занимайте места в автобусе, мы отправимся в краеведческий музей.
– Ребята, а что такое музей? Музей – это место где собраны и хранятся  старинные вещи, предметы быта, культуры. А в краеведческом музее собраны экспонаты животных, растений, птиц, рыб Астраханской области.
– Ребята, какие животные обитают в Астраханской области?

Дети перечисляют названия  животных.

Игра «Собери животное»

Детям раздаются конверты с разрезными картинками животных. Дети собирают и отвечают на вопросы: «Чья, чьё, чьи?»
– Чья голова у лисы? (Лисья.) И т.д.
– Молодцы!

Экскурсовод. А теперь рассаживайтесь по местам, мы с вами отправляемся на улицу Епишина, 43. Вам знакома эта улица?  (На этой улице стоит наш детский сад.)
– Ребята, она названа в честь участника гражданской войны Алексея Епишина, соратника С.М. Кирова, они сражались с интервентами и белогвардейцами.
Мы приехали в наш детский сад, а здесь наши воспитатели приготовили кроссворд. Посмотрите в форме чего он?

Дети. В форме  цветка лотоса, а ещё называют каспийской розой.
– Ребята, лотос – это символ нашего города.
– Давайте отгадаем кроссворд! Итак, первый вопрос нашего кроссворда.

1. Назовите рыбу осетровых пород из пяти букв. (Осетр)
– А  какие ещё есть разновидности этой породы? (Белуга, севрюга)
– Сколько слогов в этом слове? Почему здесь два слога? Какой последний звук в этом слове? Это первая буква нашего ключевого слова.

2. Слушайте второй вопрос. Как называется гора территории Астраханской области? (Богдо)
– Какие согласные звуки есть в этом слове? Охарактеризуйте их. Какая последняя буква в этом слове? Это вторая буква нашего ключевого слова.

3. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюд)
– Найдите мягкие согласные в этом слове. Какая последняя буква в этом слове?

4. Как называется растение тростник, который растет по берегам рек, в заводях? (Камыш – камыши) Какая последняя буква в слове камыши?

5. Как называют дикую свинью? (Кабан) Какой последний звук слышится в этом слове?

6. Как называется любимая забава детей? (Игра) Назовите гласные звуки в этом слове.

– Ребята, какое ключевое слово получилось? (Родина)
– Что же для нас значит Астрахань? Астрахань – малая родина,  потому что мы здесь родились. Здесь живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь наш дом, наша семья. А вы знаете, ребята, что этот год назван годом семьи. Давайте посмотрим наши семейные фотографии. Дети рассказывают о своей семье, родителях, бабушках и дедушках.
– Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Давайте поблагодарим нашего экскурсовода за интересную экскурсию, а водителя за безопасное вождение.

Итог занятия

– Ребята вам понравилась экскурсия?  В память об этой экскурсии я хочу подарить вам памятные значки.

Литература:

1. Власова Т.Б.  Программа по краеведению   «Я – астраханец».  – Астрахань,  2004
2. Лалаева Р.И.,  Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.  –  М.:  Издательство «Феникс», 2004.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.  Программы  дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.