Комплексное занятие в 1-й младшей группе "Там и тут, там и тут одуванчики цветут"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части
  • Формировать у детей представления об одуванчике.
  • Развивать наблюдательность и речь. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, добрые чувства к окружающим, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за весенними явлениями в природе.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков.
  • Рисование, лепка одуванчиков.
  • Заучивание стихотворений об одуванчике.

Оборудование: дидактическое пособие – «одуванчик», предметы – кувшин с водой, тучка, солнышко, пила, топор, ваза, ножницы, лопата, лейка; жёлтые шапочки; стол для пособия; для рисования: тонированная бумага, картофельные штампы, вода, гуашь жёлтого цвета, влажные салфетки; грамзапись голоса кукушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель вместе с детьми заходит в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Настали тёплые весенние дни. Пойдёмте, дети, на прогулку на луг.

М. Раухвергера  сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с. 78

Хорошо на лугу зелёном,
Птички звонко там поют.
По дорожке, по дорожке
Дети весело идут.
Вот детей зовёт кукушка:
– Ку-ку, ку-ку!
Отвечают дети птичке:
– Ку-ку, ку-ку!

Появляется лисичка, бегает по лугу и рвёт цветы.

Лисичка:

Я пройдусь по лугам,
Цветочки есть там;
Как красивы они
В эти майские дни.

Воспитатель: Дети, посмотрите, а кто это ходит по лугу? (Лисичка)
– Здравствуй, лисичка, а что ты делаешь?

Лисичка: Я цветы собираю, вот уже полную корзину набрала, последний осталось сорвать. (Подходит к одуванчику и срывает  его)

Воспитатель: Ой, лисичка, что же ты наделала?
– Скажите, дети, можно рвать цветы?  Почему? (Если их сорвать, то они завянут)
– Правильно! На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно.

Дети читают стихотворение Т. Собакина

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты, 
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.

Лисичка: Простите меня, я больше не буду рвать цветы. Я побегу всем лесным друзьям расскажу, что нельзя рвать цветы.

(Лисичка оставляет дидактическое пособие – «одуванчик» воспитателю и уходит)

Воспитатель:

Сорвала лиса цветок,
Вот головка, вот глазок,
Вот зелёный листок,
Вот зелёный стебелёк

– Дети, посмотрите, как называется это растение? (Одуванчик)

– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Стебель – ответы сопровождаются показом). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика? (Воспитатель обобщает ответы детей: зелёного цвета, мягкие на ощупь, по форме напоминают ёлочку, краешки листочков резные). Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки жёлтого цвета.
– Как вы думаете, хорошо этот одуванчик себя чувствует или плохо? (Плохо)
– По каким признакам вы определили, что он нуждается в помощи? (У него грустное лицо, он плачет)
– Давайте попробуем помочь одуванчику. Посмотрите, на столе лежат предметы. Какие из них помогут одуванчику стать весёлым?

Воспитатель предлагает рассмотреть предметы на столе: кувшин с водой, тучка, солнышко,  пила, топор, ваза, ножницы, лопата, лейка.
Дети выполняют задание и объясняют, почему они выбрали именно эти предметы: ставят одуванчик в вазу, подливают из кувшина воду. Воспитатель незаметно для детей «изменяет выражение лица у одуванчика».

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него изменилось настроение. Посмотрите, он улыбается.

Ребёнок читает стихотворение:

Одуванчик золотой,
Подружились мы с тобой. 
И как солнышко в траве,
Улыбаешься ты мне.

Воспитатель: Вечером, когда солнышко уходит спать, одуванчик закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, чуть только солнышко появится на небе, цветки просыпаются и подставляют свои нежные лепестки его тёплым лучам. Давайте сейчас представим, что наши маленькие нежные пальчики – это цветочные лепестки.
Наш цветочек ещё спит, его лепестки закрыты.

Пальчиковая игра «Цветки»

Наши жёлтые цветки
Дети соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».
Распускают лепестки.
Разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся бутон».
Ветерок чуть дышит,
Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет.
Покачивают «цветком».
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки.
Соединяют пальцы рук – вновь «бутон».
Головой качают,
Покачивают «бутоном» вправо-влево
Тихо засыпают.
Сомкнутые соединённые ладони складывают в кулачки – «цветки спят».
Утром ранним все цветки
Вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «тянется к солнцу».
Вновь распустят лепестки.
Разводят пальцы рук в стороны.

Ребёнок читает стихотворение:

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!

Воспитатель: Посмотрите, как красив одуванчик! Как вы думаете, на что он похож? (На солнышко) Чем же этот цветок похож на солнце? (Он такой же круглый и жёлтый)

Воспитатель: А вот этот цветок совсем не жёлтый. (Воспитатель показывает одуванчик, на котором вместо жёлтых лепестков уже созревшие семена – белые пушинки.) Дети, как вы думаете, это одуванчик?

Ребёнок читает стихотворение:

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится 
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.

Воспитатель: Это тоже одуванчик. Но у него вместо красивого желтого цветочка появились белые пушинки – семена. Ветер дунет неосторожно – облетит одуванчик мой. Подуйте как ветерок – пусть летят пушинки далеко, далеко.

Дыхательное упражнение – дети делают вдох и выдыхают, сложив губы трубочкой –  воспитатель показывает. Семена одуванчика разлетятся и из них вырастут новые одуванчики. Одуванчики растут везде: в лесу, на лугу, во дворе и у нас на участке их много. Они очень красивы на зелёной травке.

– А сейчас, я предлагаю вам превратиться в одуванчики и поиграть. (Воспитатель надевает шапочки детям)

Подвижная игра «Одуванчики»

Дети-«одуванчики» в жёлтых шапочках свободно бегают под музыку. С окончанием музыки бегут к своим стульчикам. Воспитатель читает стихотворение В. Данько:

По краешку канавки,
На травяном диванчике
Весёлою гурьбою
Расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло,
Покатилось мячиком.
Ищет красно солнышко,
Где же одуванчики.

Затем воспитатель идёт искать «одуванчики», которые прячутся, закрыв лица руками, приговаривая:

Жёлтый одуванчик,
Я тебя сорву.
Жёлтый одуванчик
Спрятался в траву.

Воспитатель, не найдя «одуванчики», уходит.

Воспитатель: Дети, лисичка оборвала все одуванчики, и луг стал пустой. Я предлагаю вам снова превратить наш зелёный луг в «золотой». Мы возьмём штампы и нарисуем одуванчики.

Коллективная работа «Золотой луг» –  рисование на тонированной зелёной бумаге одуванчиков (картофельный штамп).

Воспитатель: Посмотрите, как красиво – на зелёном лугу распустились жёлтые одуванчики!

В зал «влетает» бабочка, радостно порхает крыльями.

Бабочка:

Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.

Воспитатель: Здравствуй, бабочка. Посмотри, как много одуванчиков нарисовали для тебя дети.

Бабочка: Спасибо вам, ребята, за такой подарок. Теперь мы сможем полакомиться сладким нектаром. Я полечу и позову своих подружек бабочек.

Бабочка улетает.

Воспитатель: Наша прогулка подошла к концу, нам пора отправляться в детский сад.

Под музыку дети выходят из зала.

Используемая литература:

  1. Губанова «Развитие игровой деятельности» – М.: Мозаика-Синтез, 2008
  2. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  3. Смирнова Л.Н. «Развитие речи у детей 2-3 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  4. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Федосеева П.Г. «Игровая деятельность на занятиях по экологии» – Волгоград: ИТД «Корифей» – 2009.