Цели:
- систематизировать и обобщить сведения о решении тригонометрических уравнений;
- способствовать формированию умений и навыков обоснования ответов; развивать математический кругозор, мышление, внимание, память;
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тесты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем решать тригонометрические уравнения. Познакомимся с двумя основными методами решения тригонометрических уравнений.
2. Устная работа
– Проведем разминку. Перед вами листы с тестами. Устно ответьте на вопрос, выберите букву, соответствующую правильному ответу, запишите эти буквы в таблицу
Проверяем, по цепочке проговаривая соответствующую букву <Приложение 1. Слайды 1, 2>
Гониометрия
– Кто знает, что означает это слово? (Учение о тригонометрических функциях)
3. Проверка домашнего задания
<Приложение 1.
Слайд 3 >
Посмотрите на экран. Как решить эти уравнения?
Множитель равен 0, при условии, что другой не
теряет смысла.
Выберите то задание, которое решали дома
Проверьте ответ. <Приложение 1.
Слайд 4>
Ответ:
Задача сводится к решению совокупности уравнений <Приложение 1. Слайд 5>
– Как решить эти уравнения?
– Какое задание вы выполняли дома?
Посмотрите на ответ.
<Приложение 1. Слайд 6>
– У вас такие формулы решения этого уравнения?
Правильный ответ:
<Приложение 1. Слайд 7>
Как решать эти уравнения?
– Выберите те задания, которые имеют 1 формулу решения, 2 формулы решения
Ответ: .
<Приложение 1. Слайд 8>
Вывод. Как решить все предложенные
уравнения? (Сводятся к решению двух
тригонометрических уравнений, т.е.совокупности
уравнений.)
Что значит решить уравнение? (Найти корень
уравнения)
4. Физминутка (гимнастика для глаз).
5. Объяснение нового материала
– Два основных метода решения
тригонометрических уравнений
С одним методом мы знакомы. Каким методом вы
решали выше рассмотренные уравнения?
Разложением на множители
Второй метод вы тоже знаете, что сейчас докажем
на примере.
<Приложение 1. Слайд 9>
Рассмотрим уравнение.
– Как называется? (Биквадратное)
– Как решать?
т.е. ввели новую переменную и получили квадратное уравнение относительно новой переменной t.
Дано тригонометрическое уравнение. <Приложение 1. Слайд 10>
Можно записать в виде
Обратите внимание, что в данном уравнении все тригонометрические функции одинаковы. Как решить?
<Приложение 1. Слайд 11>
– Итак, мы знаем 2 основных метода решения тригонометрических уравнений. Поупражняемся на решении уравнений по применению этих основных методов. Запишите в тетрадях число, классная работа, тема урока.
6. Работа в тетрадях
1 ученик:
– Прежде чем решить уравнение, какие
преобразования выполнили?
– Какой метод применили для решения это
уравнения?
На индивидуальной доске1 ученик выполняет дополнительное задание, которое предложено на карточке.
Дополнительное задание:
– Как решить уравнение?
– Какой метод применим для решения этого
уравнения? Сколько имеет корней полученное
квадратное уравнение, а тригонометрическое?
2 ученик:
№389(б)
– Подведем итог. Какие тригонометрические
преобразования необходимо сделать, чтобы решить
уравнение?
Сколько корней имеет алгебраическое уравнение, а
сколько тригонометрическое?
Дополнительное задание:
Найти наименьший положительный корень в градусах.
3 ученик:
№390(а)
– Какие преобразования необходимо сделать?
Каким методом решить это тригонометрическое
уравнение? Как называется полученное
алгебраическое уравнение?
Дополнительное здание. Найти корни на
заданном промежутке:
– Каким методом решили данное уравнение?
7. Закрепление
– Сделаем вывод:
<Приложение 1. Слайд 12>
а)
– Как решить данные уравнения? (Введением
новой переменной)
– Почему? (В уравнении одинаковые
тригонометрические функции).
– С какой целью вводится новая переменная? (Чтобы
получить квадратное уравнение).
<Приложение 1. Слайд 13>
б)
– Как решить данные уравнения? (Введением новой переменной).
– С какой целью применяется в этих уравнениях тождественные преобразования? (В уравнении разные тригонометрические функции, нужно заменить их через какую-либо одну).
<Приложение 1. Слайд 14>
в)
– Как решить данные уравнения? (Применить формулы приведения)
– Продолжаем работу с учебником.
№391(г)
2ctg х – 3 ctg (– х) + 5 = 0
– Какие преобразования необходимо сделать? Каким методом решить это тригонометрическое уравнение? Как называется полученное алгебраическое уравнение?
№389(г)
5 – 5sin3(– x) = cos (–3x)
8. Самостоятельная работа (на карточках)
1 вариант 2 вариант
а)
а)
б)
б)
– Проверьте как решил сосед по парте. Помогите, если вы видите, что у друга не все верно, подскажите. Со звонком сдадите работы.
9. Домашнее задание
№390(б), 372(в), 374(а, б), учебник стр.97 – 99.
10. Итог урока
– Сегодня мы упражнялись в решении
тригонометрических уравнений 2 методами. Какие
методы?
– А на следующем уроке будем упражняться в
решении уравнений специального вида, некоторые
из которых тоже приводятся к квадратным
уравнениям.
– Спасибо за урок.