Конституционные проекты в истории России первой четверти XIX века. 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Тип урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Цели урока:

  • Дидактические:
    • формирование у учащихся представления об общественно-политических процессах в России  в первой четверти XIX века;
    • закрепление, повторение изученного материала;
    • закрепление, отработка исторических и обществоведческих терминов
    • промежуточный контроль по теме.
  • Развивающие:
    • развитие умений и навыков;
    • сравнительного анализа (сопоставления фактов, классификация информации);
    • анализа источников;
    • устной речи, аргументации собственной позиции.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование у учащихся гражданской позиции, национальной самоидентификации через устойчивый интерес к истории Отечества;
    • формирование у учащихся уважения к принципам парламентаризма как института демократического общества.

Применяемые технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология здоровьясбережения;
  • технологии развивающего обучения:
    • технология проблемного обучения,
    • технология коллоквиума

Средства обучения:

  • Учебные пособия для 10 класса:
    1. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России XVII-XIX в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений./М., «Русское слово», 2009г.
    2. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров. История России XVII-XIX в. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). /М, «Просвещение», 2008-09гг.
  • Исторические документы:
    1. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина/ М., изд. «Проспект», 2008г.

Ключевые термины и понятия, отрабатываемые на уроке: формы правления, абсолютная монархия, самодержавие, ограниченная (конституционная) монархия, парламентаризм, гражданские права, крепостное право, реформа, либерализм.

Опережающее домашнее задание: заполнить таблицу (Приложение 1), пользуясь учебным пособием.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

А) постановка учебных задач
Б) раскрытие способов учебной деятельности, создаются группы.

2. Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к усвоению нового учебного материала

А) проверяем выполнение домашнего задания – таблица (Приложение 1), первые два конституционных проекта (фронтальный опрос)

Б) формулировка проблемы по изучаемой теме, решение которой позволит актуализировать знания и умения.

Вариант I – учащиеся сами формулируют проблему (проблемную ситуацию) с помощью наводящих вопросов учителя.
Вариант II – учитель формулирует проблему.

Пример проблемной ситуации…

Противоречие – с одной стороны вполне либеральные намерения Александра I, с другой – отсутствие кардинальных реформ в стране. Почему царь так и не  воплотил в жизнь конституционные мечтания молодости.

3. Осмысление и усвоение новых знаний

А) лабораторная работа – анализ  исторических документов (Приложение 2), в ходе которой углубляются и конкретизируются исторические знания;  дополняется таблица (Приложение 1), (индивидуальная работа, допускается групповое обсуждение)

Б) формулируются тезисы решения (ответы) проблемной ситуации (групповое обсуждение)

В) беседа по результатам проделанной работы

4. Применение знаний на практике и формирование умений и навыков (+ промежуточный контроль)

Учащимся предлагается заполнить таблицу сравнения (экзаменационное задание С7) конституционных проектов Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля (Приложение 3).

Возможен другой вариант: сравнение любых двух конституционных проектов на усмотрение учащихся по предложенному трафарету (Приложение 3).

5. Подведение итогов урока, рефлексия

Подводятся итоги работы, организуется устная или письменная рефлексия (краткие вопросы на понимание, самоконтроль, оценку значимости изученной темы). Для рефлексии можно использовать заготовленную форму (Приложение 4).
При выставлении оценок учитель может использовать таблицу «Критерии оценки работы учащихся на уроке» (Приложение 5).