Цели урока:
Образовательные: Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; повторить краткие прилагательные.
Развивающие: Развитие аналитического мышления, овладения приемами учебной деятельности, воли и самостоятельности.
Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его познанию
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: традиционный
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания. Тестирование.
1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:
а) строить;
б) кормят;
в) гонишься;
г) выйти.
2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:
а) усиливать;
б) получить;
в) увлекаться;
г) решать.
3. Найди слово, в котором пишется буква -е-:
а) завис..мый;
б) вид..мый;
в) реша..мый;
г) движ..мый.
4. Найди слово, в котором пишется буква -я-:
а) приближа..щийся;
б) клее..щий;
в) клокоч..щий;
г) кол..щий.
5. Найди слово, в котором пишется буква -ю-:
а) стро..щийся;
б) рокоч..щий;
в) брезж..щий;
г) стел..щийся.
6. Отметь четвертое “лишнее” слово:
а) смеющийся;
б) покрывшийся;
в) застывший;
г) (у) заросшей.
7. Найди четвертое “лишнее” слово:
а) поднятые;
б) заброшенные;
в) оклеенный;
г) сгораемый.
3. Подготовка к изучению новой темы.
Запись предложения для синтаксического разбора.
Сегодня утром увидел, что под ветлой мелкие ветки разбросаны только с одной стороны.
(Ф.Нестеров)
- Составьте схему предложения.
- Дайте характеристику предложению.
- Назовите главное и придаточное предложения.
- Выпишите из предложения слова мелкие и разбросаны. Какие это части речи?
- Определите разряд и грамматическое значение прилагательного. Запишите его в краткой форме.
- От какого слова образовано причастие?
- Вспомните правило написания н/нн в кратких прилагательных?
- Перестройте полные прилагательные в краткие: красный, туманный, опасный, великолепный, длинный, ясный.
4. Физкультминутка
5. Объяснение нового материала.
Запись на доске:
- На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
- Статья была аккуратно вырезана.
- Каким членом предложения является полное причастие? краткое?
- Как изменяются краткие причастия?
Запись на доске и в тетради.
ПОЛНЫЕ причастия относятся к существительному, являются определением. Изменяются по родам, числам, падежам. | КРАТКИЕ причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в единственном числе по родам. |
- Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?
6. Первичное закрепление знаний.
а) Чтение материала & 15 (стр.40);
б) Упражнение 87.
7. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.
Упражнение 89. Два ученика в это время работают по карточкам.
Карточка № 1.
Вставьте одну или две буквы -н-.
Листья освеще..ы; письмо было опуще..о; озабоче..ый взгляд; ферма построе..а; враг отброше..; прочита..ая книга; петли смаза..ы; густо заставле..ая; выписа..ые газеты; номер телефона выписа..; поляна, выжже..ая солнцем; закова.. в кандалы; построе..ая церковь; расписание измене..о; библиотека подобра..а.
Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было кратким, а в другом – полным. Подчеркните причастие как член предложения.
Карточка № 2.
Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.
Организова..ая экскурсия; полноце..ый человек; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; полома..ые деревья; воспита..ый бабушкой; организова..ая работа; уроки законче..ы; молчание наруше..о; послание, адресова..ое товарищу; выраще..ый урожай.
8. Подведение итогов урока.
- Как образуются краткие причастия?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения бывают?
- Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чем отличие?
Объявление оценок за урок.
9. Задание на дом.
Выучить правило -№ 15; упражнение 88; сделать сигнальные карточки с буквами Д и С.