Урок русского языка в 7-м классе "Краткие страдательные причастия"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные: Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; повторить краткие прилагательные.

Развивающие:  Развитие аналитического мышления, овладения приемами учебной деятельности, воли и самостоятельности.

Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его познанию

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: традиционный

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. Тестирование.

1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:

а) строить;

б) кормят;

в) гонишься;

г) выйти.

2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:

а) усиливать;

б) получить;

в) увлекаться;

г) решать.

3. Найди слово, в котором пишется буква -е-:

а) завис..мый;

б) вид..мый;

в) реша..мый;

г) движ..мый.

4. Найди слово, в котором пишется буква -я-:

а) приближа..щийся;

б) клее..щий;

в) клокоч..щий;

г) кол..щий.

5. Найди слово, в котором пишется буква -ю-:

а) стро..щийся;

б) рокоч..щий;

в) брезж..щий;

г) стел..щийся.

6. Отметь четвертое “лишнее” слово:

а) смеющийся;

б) покрывшийся;

в) застывший;

г) (у) заросшей.

7. Найди четвертое “лишнее” слово:

а) поднятые;

б) заброшенные;

в) оклеенный;

г) сгораемый.

3. Подготовка к изучению новой темы.

Запись предложения для синтаксического разбора.

Сегодня утром увидел, что под ветлой мелкие ветки разбросаны только с одной стороны.

(Ф.Нестеров)

- Составьте схему предложения.

- Дайте характеристику предложению.

- Назовите главное и придаточное предложения.

- Выпишите из предложения слова мелкие и разбросаны. Какие это части речи?

- Определите разряд и грамматическое значение прилагательного. Запишите его в краткой форме.

- От какого слова образовано причастие?

- Вспомните правило написания н/нн в кратких прилагательных?

- Перестройте полные прилагательные в краткие: красный, туманный, опасный, великолепный, длинный, ясный.

4. Физкультминутка

5. Объяснение нового материала.

Запись на доске:

  1. На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
  2. Статья была аккуратно вырезана.

- Каким членом предложения является полное причастие? краткое?

- Как изменяются краткие причастия?

Запись на доске и в тетради.

ПОЛНЫЕ причастия относятся к существительному, являются определением. Изменяются по родам, числам, падежам. КРАТКИЕ причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

- Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?

6. Первичное закрепление знаний.

а) Чтение материала & 15 (стр.40);

б) Упражнение 87.

7. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Упражнение 89. Два ученика в это время работают по карточкам.

Карточка № 1.

Вставьте одну или две буквы -н-.

Листья освеще..ы; письмо было опуще..о; озабоче..ый взгляд; ферма построе..а; враг отброше..; прочита..ая книга; петли смаза..ы; густо заставле..ая; выписа..ые газеты; номер телефона выписа..; поляна, выжже..ая солнцем; закова.. в кандалы; построе..ая церковь; расписание измене..о; библиотека подобра..а.

Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было кратким, а в другом – полным. Подчеркните причастие как член предложения.

Карточка № 2.

Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.

Организова..ая экскурсия; полноце..ый человек; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; полома..ые деревья; воспита..ый бабушкой; организова..ая работа; уроки законче..ы; молчание наруше..о; послание, адресова..ое товарищу; выраще..ый урожай.

8. Подведение итогов урока.

- Как образуются краткие причастия?

- Как они изменяются?

- Какими членами предложения бывают?

- Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чем отличие?

Объявление оценок за урок.

9. Задание на дом.

Выучить правило -№ 15; упражнение 88; сделать сигнальные карточки с буквами Д и С.