Анализ структуры процесса обучения показывает, что центральное место занимает целостная единая двусторонняя, взаимосвязанная деятельность учителя – обучение и учащихся – учение. Определяющими условиями этой деятельности являются цели обучения, содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности обучающихся. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы:
цели определяют содержание учебно-воспитательного процесса
мотивы учебной деятельности оказывают значительное влияние на активность обучающихся, их применение, старательность, отношение к учебному процессу и в конечном счете на результаты процесса обучения; мотивы формируются в процессе обучения и воспитания обучающихся, зависят от организации учебно-воспитательного процесса, методов и приемов обучения, применяемых комплексных средств и содержания учебного материала
содержание учебного материала влияет на выбор организационных форм и методов обучения, использование комплексных средств.
Способ организации учебной деятельности обучающихся выступает незаменимым развивающим и воспитательным средством, т.к. организуя учебно-воспитательный процесс в виде традиционного урока или найдя ему альтернативу, учитель ставит школьников в разные условия. В первом случае – при выполнении учителем всех ключевых ролей в процессе обучения – это формирование у обучающихся пассивной позиции, репродуктивного типа познавательной деятельности; во втором – это попытка сделать обучающегося субъектом учебной деятельности, обогатить его социальный опыт путем включения в совместную коллективную деятельность на уроке, готовить к самостоятельности и активному самообразованию и саморазвитию. Организационные формы несут важную воспитательную нагрузку, потому что они способны развить у обучающихся чувство ответственности, коллективизма, способность к лидерству, умение подчиняться другим в совместной деятельности.
Учитель, приступая к подготовке урока, решает целый ряд проблем: определяет цели, отбирает содержание, решает вопрос о логике изложения, ищет адекватные формы претворения своего замысла в жизнь. И очень часто в этом целостном процессе подготовки к уроку учителю трудно разграничить момент постановки целей от поиска средств реализации, работу по отбору содержания от построения логики будущего урока. Как правило, учитель разрабатывает одну базовую модель урока, которая отвечает общим целям изучения предмета, ориентируется на средний уровень готовности обучающихся к усвоению учебного материала. Затем в процессе педагогической деятельности эта модель обогащается, конкретизируется, уточняется применительно к конкретным классам обучающихся, т.е. учитель на основе принятой им стратегии обучения разрабатывает тактику.
Подготовка учителя технологии к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий нетрадиционным для учителей технологии является курс на создание для обучающихся возможности занимать активную, т.е. инициативную позицию в учебном процессе. В настоящее время школа должна следовать лучшим традициям российской школы, направленных на овладение учащимися общетрудовыми умениями и навыками. Перед учителями технологии встает задача: формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений; отстаивания своей позиции и точки зрения; ответственности за результаты и последствия своей деятельности.
Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. Учитывая цели обучения, чрезвычайно важна способность учителя вести каждого обучащегося в его развитии вперед.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
памятка учителю технологии
1. Видеть в каждом подростке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
2. Создавать такую обстановку учения и жизнедеятельности, в которой каждый подросток чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и недостатков подростков, понимать причины его незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству подростка.
4. Организовывать «атмосферу успеха», помогать учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.
5. Учить подростка видеть личность в самом себе и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому.
6. Завоевывать уважение и доверие обучающихся, для чего относиться к себе самому, как к личности и быть личностью.
Важнейшая основа развития образовательного процесса состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности. Чтобы научиться познавать, необходимо желание познавать, поэтому при обучении следует создавать условия для саморазвития у обучающихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, речи, эстетических чувств, физических возможностей. В настоящее время важнейшей задачей является помощь обучающимся в саморазвитии и самопознании, ибо только таким путем ученик может строить траекторию своего совершенства, сохранять и укреплять свое здоровье (схема 1).
Учитель технологии должен отвечать следующим требованиям, чтобы рассчитывать на успех учебно-воспитательного процесса при обучении школьников образовательной области “Технология”:
Контактность, умение легко вступать в общение с учащимися самого различного психического склада, любых психолого-физиологических данных
Демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью
Разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию.