Урок: Литературное чтение
Класс:1класс.
Программа: Планета Знаний.
Учебник: Букварь. Т.М. Андрианова
Цели:
- Познакомить с буквами “Б, б ”, обозначающими согласные звуки/б/,/б*/, учить давать характеристики звукам.
- Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, расширять кругозор, воспитывать любознательность.
- Учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению.
Оборудование:
- рисунок Буратино,
- конверт с заданием,
- рисунок бочонка с краном,
- табличка с печатными и письменными буквами “Б, б ”,
- буквы на карточках: а,о,у,э,ы,и,м. Рисунки “бар”,
- “баран”,
- “барабан”
Ход урока
1. Организационный момент.
-Все дружно встали, успокоились, садитесь.
-Руки?
+На месте!
-Ноги?
+На месте!
-Локти?
+У края!
-Спина?
+Прямая!
2. Речевая разминка.
а) дыхательная гимнастика
“ Какой ароматный цветок!”
“Самовар”
б) артикуляционная гимнастика
“ Губы”
“Лошадка”
в)работа над дикцией
На доске буквы: а,о,у,и,э,ы,м.
- Посмотрите и скажите: какая буква лишняя? Почему?
+Буква “м”. Она обозначает согласные звуки /м/,/м*/,а остальные- гласные.
Чтение гласных
-Поднимаемся по лесенке.
-Спускаемся по лесенке.
-Тихо.
-Громко.
3. Повторение изученного.
-На какие две группы делятся звуки?
+Гласные и согласные.
-На какие группы делятся гласные звуки?
+Указывающие на мягкость и твердость предшествующих согласных.
-На какие группы делим согласные звуки?
+Твердые и мягкие.
-Молодцы!
4. Сообщение темы урока.
_ А сейчас послушайте текст и отгадайте: кто придёт сегодня к нам на урок?
Давным-давно в городке на берегу моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.
Однажды ему попалось под руку полено для топки очага в зимнее время.
-Неплохая вещь,- сказал сам себе Джузеппе,- можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола.
Джузеппе надел очки, повертел в руке полено и начал его тесать топориком.
Но только он начал тесать, чей-то очень тоненький голосок пропищал:
-Ой-ой-ой! Потише, пожалуйста!
Джузеппе сдвинул очки на кончик носа, стал оглядывать мастерскую- никого…
-Неужели мне почудилось?- подумал Джузеппе.- Кто бы это мог пищать?
-Кто же это?
+Буратино.
-Из какого произведения этот герой?
+Золотой ключик или приключение Буратино.
-Кто автор?
+А. Толстой.
-С какого звука начинается имя героя?
+/б/
-Какой это звук: согласный или гласный, твёрдый или мягкий?
+Согласный, твёрдый.
-Как вы думаете есть ли у этого звука парный мягкий звук /б*/?
-Докажите. Назовите слова, где звук /б*/ слышится мягко
- Молодцы!
- А кто знает- какой буквой обозначаются звуки /б/,/б*/ на письме?
+Буквами “Б, б”.
- Правильно. Посмотрите на эти буквы. Сегодня на уроке мы будем говорить о них, о звуках, которые обозначает буква “Б”, читать слова и предложения.
-А на что похожа эта буква?
-Послушайте - что написал о ней автор многих детских книг- Владимир Степанов.
Буква Б проснётся рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
-На что здесь похожа буква Б?
-Назовите слова где буква Б в начале слова, в середине, в конце слова.
-Осталось заселить эту букву в ленту букв. Какой домик выберем для неё?
+Сине-зелёный.
-Почему?
+Потому что Буквой Б обозначаются твёрдый и мягкий согласные звуки /б/,/б*/.
-Давайте ещё раз произнесём эти звуки.
-Мы совсем забыли про нашего гостя. Он пришёл не с пустыми руками- у него письмо. Что же в нём написано?
ВЫПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ФИЗМИНУТКУ ПРО МЕНЯ.
-Выполним его просьбу? Все встали, вышли из-за парт.
ФИЗМИНУТКА № 1
5. Работа по учебнику.
5.1. Чтение слогов и слов.
А) жужжащее чтение
-Откройте Буквари на странице 48. Найдите слоги и слова в столбиках.
-прочитайте просебя
Б) чтение вслух
-читаем хором
-читает 1 ряд,2 ряд,3 ряд.
5.2. Работа по развитию речи.
-Вернёмся к 1 столбику. В каком из слогов звук /б*/ - мягкий?
- что указывает на мягкость?
+Буква “и”, обозначающий звук /и/ и показывающий мягкость предшествующего согласного
-Чем различаются на письме слова 2 столбика?
+Буквами, обозначающими гласные звуки.
Назовите общие буквы
+Б, л.
-Посмотрите на слова 3 столбика, прочитаем ещё раз.
Продолжите этот ряд слов.
+ собрал, выбрал, подобрал, разобрал
-Что вы можете сказать об этих словах?
+ Они близки по смыслу.
-Прочитайте слова следующего столбика. Придумайте предложения с ними.
-А близки ли по смыслу слова последнего столбика?
+Эти слова похожи по звучанию.
Что означает каждое слово?
+Бар - отделён в стенке или небольшое кафе.
Баран - домашнее или дикое животное.
Барабан - ударный музыкальный инструмент.
- Так что кроме звучания эти слова ничего общего не имеют.
ФИЗМИНУТКА № 2.
5.3. Работа над текстом.
-Посмотрите на иллюстрации. Не читая текст, вы можете предположить: о ком может идти речь в нём?
+О баране, медведе.
А) жужжащее чтение
-Прочитайте про себя текст, чтобы разрешить спор.
Чтение вслух учителем.
-О ком говориться в тексте?
-Что делал баран?
-Как он это делал?
-Похож ли этот текст на скороговорку? Докажите.
-Приготовьтесь прочитать скороговорку.
-Читаем хором.
-Читает …
6. Итог
-Молодцы! Хорошо поработали на уроке. Что нового узнали?
-Какие звуки обозначает буква “б”?
-Чем ещё запомнился урок?
-Спасибо от меня и Буратино за урок.
-Урок окончен!