Урок-игра по теме "Пропорциональность" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Цель деятельности учителя состоит не только в том, чтобы дать ученику набор знаний по предмету, но и сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Всегда задачей учителя математики является поднятие интереса ученика к предмету, особенно в 5-7 классах. Это является необходимым условием эффективного усвоения и запоминания изучаемого материала.

Чтобы уроки математики были интересными, необходимо не только раскрывать школьникам значение изучаемой темы, добиваться понимания изученного, но и всюду, где это возможно, максимально развивать сообразительность и находчивость обучающихся, воспитывать потребность внимательного изучения самых простых вопросов, формировать у школьников гибкость мышления, тренировать память, внимание.

Надо включать в активную работу максимальное количество обучающихся, привлечь их самих к контролю результатов, дать им ощущение успеха, достижения трудного. Этому способствует организация и проведение игровых уроков.

Для обучающихся игровой урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Приведем пример игрового урока, как урока обобщения и систематизации знаний, по теме «Пропорциональность» в 6 классе по учебнику Г.К. Муравина «Математика. 6 кл.».

Цели урока:

Образовательная:

  • систематизация и обобщение знаний по теме «Пропорциональность»;
  • повторение основных понятий и терминов: «масштаб», «отношения и пропорции», «пропорциональные величины», «деление в данном отношении».

Развивающая:

  • развитие познавательной активности школьников;
  • развитие умения применять полученные знания в различных ситуациях.

Воспитательная: привитие интереса к предмету путем внесения в урок элементов игры, элементов истории математики.

Задачи урока:

  • повторить действия с десятичными и обыкновенными дробями с целью установления формы урока;
  • обобщить и систематизировать знания теоретического материала;
  • практически применить знания при выполнении различных заданий;
  • подвести итог урок;
  • дать домашнее задание.

Ход урока

Урок начинается с устной работы. Обучающимся предлагается решить 8 примеров на повторение действий с десятичными и обыкновенными дробями, с помощью которых они узнают, в какую игру предстоит сыграть на уроке.

Итак, на доске записаны 8 примеров и 12 вариантов ответов, причем каждому ответу соответствует какая-то буква.

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

7) ;

8) .

Варианты ответов:

- И;

 - Н;

 - Л;

 - Т;

 - А;

 - Р;

 - И;

 - Б;

 - М;

 - К;

- О;

 - Я.

Получив ответ в данном примере, обучающиеся записывают нужную букву.

Таким образом, у школьников должно получиться:

1

2

3

4

5

6

7

8

Л

А

Б

И

Р

И

Н

Т

На уроке предстоит пройти лабиринт, с помощью которого ученики узнают ответ на вопрос: «В какой стране в IV веке до н.э. особенно успешно развивалось учение об отношениях и пропорциях? Эта страна славилась произведениями искусства, архитектуры, развитыми ремеслами».

Обучающимся предлагается схема, на которой необходимо найти путь от «Старта» до поселка «Туман будущих тем». Но на пути размещаются преграды (задания), преодолеть которые помогут полученные математические знания.

Пройдя через препятствия, обучающиеся имеют право:

  • взять карточку с буквой (прикрепляется к препятствиям);
  • пройти по лабиринту дальше.

Препятствие 1. Дом терминов

Школьникам предлагается записать несколько терминов на правописание (два человека на закрытой доске, остальные в тетрадях; затем фронтальная проверка).

Пример задания:

«Запишите правильно математические термины

  • прямо пропорциональные величины;
  • коэффициент подобия;
  • процент;
  • треугольник;
  • уравнение».

Выполнив правильно задание можно взять первую букву (Карточка с буквой И). Если же допущены ошибки, то карточка не берется, а ученики идут дальше.

Препятствие 2. Болото «Задачное»

Данное препятствие содержит задачу.

«Отрезок  длиной 16 см разделен точками  и  на части ,  и , длины которых относятся как . Найдите длины этих частей отрезка ».

Решение задачи (желательно, чтобы решение дети оформили с помощью текста):

Пусть - коэффициент пропорциональности, тогда  -2 ,  - 1 и - 5. По условию задачи весь отрезок составляет 16 см.

Составляем уравнение:

.

Решение уравнения:

(см); (см); (см).

Ответ: (см); (см); (см).

После выполнения задания берется следующая буква (Карточка с буквой Р).

Препятствие 3. Вокзал «Масштаб»

«Выполните чертеж в масштабе  отрезков , ,  и  из предыдущей задачи»

(Карточка с буквой Я).

Препятствие 4. Площадь утверждений

Школьникам даются различные утверждения, среди которых необходимо установить верные и неверные (задание проводится устно, можно с помощью «сигнального опроса», когда условным знаком показывают верные из названных утверждений).

«Верны ли утверждения:

  1. В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов (верное).
  2. Частное двух величин называют отношением этих величин (неверное. Частное двух величин, измеренных в одинаковых единицах, называют отношением этих величин).
  3. При увеличении одной из прямо пропорциональных величин в несколько раз другая величина во столько же раз уменьшается (неверное. При увеличении одной из прямо пропорциональных величин в несколько раз другая величина во столько же раз увеличивается).
  4. В пропорции  и являются крайними членами пропорции (неверное. В пропорции  и являются средними членами пропорции).
  5. Верное равенство двух отношений называется пропорцией (верное).
    (Карточка с буквой Е)

Препятствие 5. Замок отношений и пропорций

«Решите задачу с помощью пропорции.

Бригада из 8 человек может построить дом за 36 дней. За сколько дней может построить этот дом бригада из 9 человек?» [2].

Решение задачи:

Возможна краткая запись

8 чел. – 36 дней,
9 чел. – дней.

Пусть за дней построит дом бригада из 9 человек.

Видим, что это обратно пропорциональные величины, то есть при увеличении одной из величин, другая будет уменьшаться.

Составляем пропорцию:

.

Ответ: за 32 дня бригада из 9 человек построит дом.

(Карточка с буквой Ц)

Препятствие 6. Лес уравнений

«При каком значении  корнем уравнения  является число »

Решение (заранее выписывается на закрытой доске):

Корнем уравнения называется значение неизвестной, обращающее уравнение в верное числовое равенство.

Используя основное свойство пропорции, получаем

 

Если , то . Следовательно, .

(Карточка с буквой Г)

Выбрав правильно путь от «Старта» до поселка «Туман будущих тем», обучающиеся получают 6 карточек с буквами:

И, Р, Я, Е, Ц, Г.

Возникла новая ситуация – анаграмма – из имеющихся букв составить слово. В итоге получается слово ГРЕЦИЯ – ответ на поставленный вопрос в начале урока.

Примечание

  1. Если ученики не смогли взять карточку с буквой, то необходимо заранее заготовить запасные задания, позволяющие школьникам узнать букву.
  2. На пути школьников могут быть препятствия «Площадь «Шуточная», «Дорога чисел», «Площадь каникул».

Примерные задания для преграды «Площадь «Шуточная»

«Ответьте на вопросы:

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
    (по 30 км).
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?(50 пальцев).
  3. Отец старше сына на 23 года. Через сколько лет сын будет моложе отца на 25 лет? (никогда, разница в возрасте постоянна).
  4. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться? (подошли к разным берегам).
  5. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться? (дед, отец, сын).
  6. У мальчика братьев нет, а у его сестры столько же братьев, сколько сестер. Сколько в этой семье братьев и сестер? (1 брат и 2 сестры).
  7. Если в двенадцать часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, будет ночь).
  8. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа).
  9. Какой знак надо поставить между двумя пятерками, чтобы получить число, большее пяти, но меньшее шести?(запятая).
  10. Птицелов поймал в клетку 5 синиц. На дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, однако в клетке осталась одна синица. Как это могло случиться? (подарил синицу вместе с клеткой одной из учениц)».

Примерное содержание препятствия «Дорога чисел»

«Назовите или придумайте стихотворения, в которых встречались любые однозначные числа».

В случае затруднения школьникам можно предложить уже известные.

Почти дожив до глубоких седин
Я понял арифметике назло,
Что у людей простейшее «один»
Есть самое сложнейшее число.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она [1].

Примерное содержание препятствия «Площадь каникул»

«Проведите физкультминутку».

Подведение итогов урока

В конце урока еще раз проговариваются основные термины, понятия по темам «Масштаб», «Отношения и пропорции», «Пропорциональные величины», «Деление в данном отношении».

Дается домашнее задание: подготовить свою игру (или кроссворд, домино, викторину) на любую из предложенных тем школьного курса математики.

Все игровые приемы, дидактические игры на уроках математики, способствуют успешному усвоению обучающимися элементов учебной деятельности, воспитывают у них более заинтересованное и сознательное отношение к процессу обучения.

Литература:

  1. Кордемский Б.А. Математические завлекалки. – Издательский дом ОНИКС: Альянс-В, 2000. – 512 с.
  2. Муравин Г.К. Математика. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – М.: Дрофа, 2007. – 317 с.