Иммунитет

Разделы: Биология


Задачи: показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки; раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов; продолжить формирование понятия "иммунитет", виды иммунитета.

Воспитательные задачи: в течение урока создавать рабочую атмосферу сотрудничества; следить за осанкой; добиваться прилежного, добросовестного и активного участия в учебном труде.

Оборудование: таблица "Кровь", "Кровообращение", учебник, рабочая тетрадь, меловая схема.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Проверка знаний о клетках крови (диктант).

1. Имеют вид круглых лепешечек, утолщенных по краям. 2. Имеют красный цвет. 3. Имеют свою форму. 4. Бесцветны. 5. Содержат гемоглобин. 6. Не имеют ядра. 7. Имеют ясно видимое ядро. 8. Участвуют в фагоцитозе. 9. Переносят кислород от легких тканям.

Клетки крови 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Эритроциты + + - - + + - - +
Лейкоциты - - + + - - + + -

Задача.

Криминалисты решают задачу: принадлежит ли образец крови человеку или животному?

Что для этого надо знать?

Кровь человека Кровь лягушки
Мелкие безъядерные эритроциты Крупные эритроциты содержат ядро
Окончательный ответ дать невозможно, так как мелкие безъядерные эритроциты характерны для всех млекопитающих. Следовательно, это кровь лягушки.

II. Изучение нового материала.

1. Покровы тела - защитный барьер на пути микробов.

-Экологическая защита кожных и слизистых оболочек.

2. Защитные механизмы внутренней среды.

-Иммунитет - невосприимчивость организма к действию проникших в него антигенов - болезнетворных микробов и вирусов.

Теория иммунитета была разработана русским биологом И.И.Мечниковым и французским химиком Л.Пастером.

-Органы иммунной системы (костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Т - лимфоциты формируются в тимусе, В - лимфоциты - в лимфатических узлах.

Иммунные реакции в организме осуществляются фагоцитами (лейкоцитами) и антителами, которые вырабатываются В - лейкоцитами. Они обеспечивают защитную функцию организма.

III. Виды иммунитета:

  • неспецифический клеточный иммунитет и специфический гуморальный.
  • врожденный иммунитет (видовой) - наследуется ребенком от матери.
  • приобретенный иммунитет (индивидуальный) - появляется после перенесенного заболевания): естественный иммунитет - вырабатывается у человека после перенесенного инфекционного заболевания (например, люди переболевшие корью, коклюшем, ветряной оспой, вторично этим заболеванием не болеют);
  • искусственный иммунитет - вырабатывается после прививки или лечебной сыворотки; активный появляется после прививки (введения в организм вакцины - ослабленных или мертвых возбудителей инфекционного заболевания). Прививка вызывает образование антител против этого заболевания, поэтому человек либо не заболевает, либо переносит болезнь в ослабленной форме; пассивный - появляется при воздействии лечебной сыворотки, полученной из плазмы крови болевших животных или человека и содержащей необходимые антитела. После введения сыворотки иммунитет сохраняется 4 - 6 недель, но зато проявляется сразу после введения сыворотки.

Открытие И.И.Мечниковым фагоцитоза. И.И.Мечников создал фагоцитарную теорию, эта теория основана на защитном действии клеток крови - лейкоцитов.

Воспаление - местная защитная реакция организма.

Характеристика общих заболеваний: инфекционных и паразитарных.

- Циклическое течение инфекционных заболеваний, ворота инфекции, бацилло - вирусоносительство.

-Роль санитарной службы в защите от инфекции.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Как организм защищается от инфекций?

2. Какую роль выполняют лимфоциты в месте воспаления?

3. Что такое антигены и антитела?

4. Что такое иммунитет?

5. Чем отличается действие прививок от действия лечебных сывороток?

6. Почему воспаление можно рассматривать как защитную реакцию?

7. Почему для здоровых людей опасны предметы, которыми пользовался больной дизентерией, но не опасен воздух, которым он дышит?

8. Больному дифтерией вводят противодифтерийную сыворотку. Что в ней содержится?

А. Ослабленные микробы дифтерии.

Б. Ослабленные яды дифтерийных микробов.

В. Готовые антитела, уничтожающие микробы.

Г. Ферменты.

9. Дополните схему.

Иммунитет

Врожденный     Приобретенный

Информация.

Зарождение экспериментальной иммунологии связано с именем английского врача Эдуарда Дженнера.

На своей родине в Глучестершире Дженнер заметил, что люди, заразившиеся ранее "коровьей" оспой, оказываются защищенными от "человечьей" оспы.

Он доказал, что человек не заболевает натуральной оспой после того, как ему была привита "коровья" оспа. Предложенный им метод противооспенной прививки был принят повсюду. Им пользуются и сейчас (на кожу наносят вирус "коровьей" оспы).

Но открытие Э. Дженнера не родило новой науки. Это было гениальное наблюдение, давшее возможность человечеству предупреждать оспу.

IV. Закрепление.

1. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (иммунитет)

2. Препарат из мертвых или ослабленных возбудителей болезней. (Вакцина).

3. Если человек заразился инфекционным заболеванием? (Вводятся лечебные сыворотки).

4. Чем сыворотка отличается от вакцины? (Сыворотка содержит готовые антитела против конкретных инфекционных болезней, например, против тифа, дифтерии, столбняка).