Цели:
Обучающая:
- научить технике выполнения счетных швов - шов роспись,
- дать информацию о русской народной игрушке;
Развивающие:
- развить навык работы с иглой (выполнить шов роспись),
- развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе;
- воспитать чувство уважения к традициям своего народа;
- умение видеть красивое;
- аккуратность, трудолюбие, экономное отношение к материалам.
Оборудование и материалы:
- тетрадь, учебник, пяльцы, ножницы, нить для вышивки, игла ручная.
- образцы и фотографии традиционных народных кукол, образец куклы (тряпичной), образцы тканей;
- ткань для туловища размером 15х15 или 18х18см; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18см;
- тесьма, нитки хлопчатобумажные №20-40
Раздаточный материал:
- памятки по технике безопасности;
- памятки "способ закрепления нити способом "Закрепление петелькой";
- образцы рисунков для вышивки швом роспись;
- схема выполнения вепсской куклы.
Практическая работа:
1. Выполнение вышивки швом роспись;
2. Изготовление традиционной народной куклы.
Ход урока
1. Проверка готовности к уроку.
2. Изучение нового материала.
Шов "полукрест" или "роспись". Швом "роспись" может быть выполнен как самостоятельный большой узор, так и небольшие узкие полоски. Эти полоски служат дополнением к основному узору, выполненному другими швами (крестом, счетной гладью и др.), или ими заканчивают край изделия.
В отличие от креста роспись создает кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях линий.
Рисунок 1
Эта вышивка двусторонняя. Узор, выполненный на лицевой стороне, полностью повторяется на изнанке и строится из прямых (горизонтальных и вертикальных) и косых (диагональных) стежков.
Рисунок 2
Шов "роспись" выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору (рис. 4а). Сначала швом "вперед иголку" обводят контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура (рис. 4б). Затем, движением иглы в обратном направлении, заполняют пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура (рис. 4в). Узор будет четким, если все прямые стежки будут одинаковы по длине, между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал. Шов можно выполнять как по счету нитей, так и по рисовке.
В русских вышивках, особенно на севере России, счетная гладь использовалась для заполнения отдельных мотивов в "росписи", а так же в сквозной вышивке, которая называется "тарлата".
Прежде чем приступить к выполнению практической работы вспомним правила ТБ
ПРАВИЛА ТБ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РУЧНЫХ РАБОТ
1.Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.
2. До начала работы нужно: посчитать количество иголок в игольнице; положить инструменты в отведённое для них место.
3. Во время работы быть внимательным, вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
4. Класть и передавать ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
- Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении нарушается кровообращение.
- Корпус надо держать прямо или слегка наклонять вперёд.
- Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью о стол.
- Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
- При работе не стоит ставить локти на стол.
- Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
- По окончании работы убрать рабочее место.
2. Практическая работа №1. Закрепление нити на ткани без узелка.
11Вспомним способ закрепления нити способом "Закрепление петелькой".
Таким способом можно закреплять нить, вышивая четным количеством нитей (двумя, четырьмя и т.д.) Для этого надо от пасмы отделить одну нить в два раза длиннее предполагаемой рабочей нити, сложить ее пополам и сразу двумя концами вставить в ушко иглы. Сгиб нити опустить ниже кончиков. В этом случае Ваша рабочая нить будет в два сложения (при желании можно вставить две нити пасмы и вышивать четырьмя и т.д.) В ткани сделать один маленький стежок, захватывая 2-3 нити ткани, но не продевать рабочую нитку до конца. На кончике образуется петелька, в которую и следует пропустить иглу. Так образовалась петля-узелок. Далее можно приступать к вышивке.
Рисунок 3
3. Практическая работа №2. Вышить фрагмент рисунка по предложенным образцам.
Рисунок 4
Вышивку выполнить на канве размером 6х12 см.
Выполненная вышивка будет использоваться нами при изготовлении народной куклы, а точнее - будет фартуком, который мы привяжем к вепсской кукле.
Для снятия, у учащихся утомления, провожу упражнения для профилактики нарушений осанки и укрепления вестибулярного аппарата. (1-3 мин)
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
2. Повороты головы вправо и влево до упора.
3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Профилактика нарушений осанки
- Исходное положение - стоя.
- Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.
- Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.
- Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки.
- Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.
- Повторить упражнение, начиная с левой руки.
4. Практическая работа №3. Изготовление вепсской куклы (используя схему)
В качестве фартука используется вышивка на канве.
Рисунок 6
5. Подвести итоги работы - сообщение о достижении целей урока.
Вопросы по изученному материалу:
- оценить результаты труда учащихся на уроке;
- сообщить оценку качества работы каждого учащегося;
- выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
- отметить, у кого из учащихся работы лучшего качества.