Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителей задумываться над проблемой, как поддержать интерес учащихся к такому сложному предмету. Не каждый учитель способен создавать проблему на каждом уроке и с классом ее разрешать. Дидактические игры вносили и вносят разнообразие в процесс обучения. Мы играем в «домино» , «лото», «крестики-нолики», «морской бой» и т. д. Но и этот вид работы довольно трудоемкий: учитель составляет карточки , рисует, разрезает… А если у педагога 5-6 уроков каждый день ? А если каждый вечер по 4-5 подготовок? К тому же очень хочется, чтобы уроки были интересными, чтобы ученики не смотрели на часы, с надеждой, что урок вот-вот закончится.
Я вспоминаю середину 90-х годов, когда будучи молодым специалистом, вечерами от руки писала по 35 карточек для проведения самостоятельной или контрольной работы; обкладывалась несколькими учебниками и дидактическими материалами для того, чтобы составить опорный конспект к уроку, а потом переписывала его 18 раз (чтобы положить по одному экземпляру на парту) и завидовала тем, у кого была печатная машинка, которая могла ускорить процесс копирования. И как смешно сегодня об этом вспоминать, когда дома в твоем распоряжении есть компьютер, а в школе компьютерный класс.
Но компьютер нужен не только для облегчения нам процесса копирования, оформления и сохранения информации, это хороший помощник в разнообразии наших уроков. Применение информационных технологий помогают:
- создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
- развить познавательный интерес к предмету;
- первично закрепить знания учащихся;
- проверить прочность усвоения знаний.
Каждый конкретный урок требует определенного набора средств. Например, если это урок изучения нового материала, то нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной и наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Здесь у учителя есть 2 возможности в работе:
- Можно воспользоваться готовым программным продуктом, например «Уроки по алгебре и геометрии Кирилла и Мефодия ». В них весь изучаемый материал разбит на уроки. В яркой форме излагаются основные факты и доказываются теоремы. Есть и мультимедиа объекты – анимация, которая делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Можно провести фронтальное тестирование, чтобы выяснить уровень понимания изученного материала. После каждой темы есть контрольные тесты.
- Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.
Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
- http: // www.omsk.edu.ru- сервер Омского образовательного центра;
- http: // www.school-sektor.relarn.ru - педсовет по средам;
- http: // www.intergu.ru – интернет государства учителей;
- http: // www.edu.yar.ru – сервер Ярославского образовательного центра.
Б) энциклопедические ресурсы:
- http: // www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
- http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
- http: // www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».
А где еще можно взять презентации, отвечающие требованиям учебника, целям конкретного урока? Ответ прост: на помощь могут придти ученики. Во-первых, знаний , полученные на уроках информатики, им достаточно, чтобы создавать презентацию, во-вторых делают они это с удовольствием, тем самым повышая интерес как к информатике, так и математике. К сожалению, я не привлекаю к созданию презентаций по конкретным темам математики учащихся 8-9 классов. Но в нашем лицее одним из компонентов обучения является написание реферативной работы. Так вот защиту своей работы учащиеся должны сопровождать презентацией, созданной на компьютере.
Но в 11 классе создание презентаций по конкретным темам школьной программы является обязательным. Ребята разбиваются на группы и создают презентации по стереометрии или алгебре и защищают ее. Приведу некоторые темы презентаций: «Пирамида: ее тайны и загадки»; «Тела вращения в архитектуре»; «Многогранники вокруг нас»; «Все о призме»; «Способы решения показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств, выходящие за рамки школьной программы» и т. д. (Презентация №1)
Некоторые работы учащихся были удачными, другие менее удачными. Но из года в год у вас будет накапливаться банк презентаций, которые можно применять при изучении нового материала.
При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания. На уроках решения задач с помощью презентаций можно предложить большой спектр задач, выполненных на готовых чертежах. Можно продемонстрировать алгоритм решения, образец оформления задачи, правильность выполнения домашнего задания.
На уроках повторения при подготовке к ЕГЭ я применяю презентацию для обобщения понятия функции, применения производной к свойствам функции. В момент демонстрации включается так называемая функция «фломастер». Поэтому легко можно изобразить те ответы, которые предлагают ученики, а затем сравнить с тем, что должно быть на самом деле. (Презентация № 2)
На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может придти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.
На уроке контроля знаний можно проверить степень усвоения материала с помощью компьютерного тестирования. Такой способ оценивания знаний имеет свои положительные и отрицательные стороны:
Положительные:
- Возможность получения независимых ни от учителя, ни от учреждения оценки;
- Возможность получить отметку сразу;
- Возможность сразу узнать свои ошибки;
- Для учителя тест дает информацию об объеме усвоенного материала и уровне его усвоения;
- Тест учит ученика распределять свое время: не тратить время на то задание, которое не знаешь как выполнять, а переходить к следующему, а потом вернуться к пропущенному.
- Тест приучает ученика правильно читать текст и отвечать на тот вопрос, на который нужно, а не на тот, на который хочется ответить. (Например: найдите неверные утверждения…).
Отрицательной стороной проведения теста является тот факт, что машина не может определить состояние ученика, его настроение. Не учитываются индивидуальные особенности школьника. Присутствует момент угадывания. Но никто не говорит о том, что тесты должны вытеснять наши обычные контрольные и самостоятельные работы. Это лишь одна из форм быстрого контроля знаний.
Работа с тестами на компьютере у меня начинается с 5 класса. В самом начале ребята не могут быстро ориентироваться в новой компьютерной программе и, как правило, возникают ошибки при вводе текста в строку для ввода. Они не всегда понимают вопросы к заданиям, тат как формулировки в тестах имеют свою специфику. Они все дома играют на компьютере, но стоит им сесть за компьютерный тест, сразу возникает страх перед машиной. Поэтому оценки на первых порах не очень высокие. Они трудно воспринимают текст, у некоторых сразу возникает установка на то, что они ничего не знают. Но ведь умение работать с компьютерными текстами продиктовано временем: компьютерное тестирование в вузах, городская контрольная работа по математике. И чем раньше мы будем работать с тестами, тем быстрее мы ликвидируем все вышесказанные проблемы. Хочется добавить, что тесты я создаю в тестовой оболочке «Магистр», созданной Уральским государственным педагогическим университетом.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- эффективно решать проблему наглядности обучения,
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, Т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (разработка презентаций), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.
Список использованной литературы:
- https://urok.1sept.ru/arcticles/416047/
- Современные информационные и тестовые технологии в школе: Сборник научно-методических материалов/ Урал.гос.пед.ун-т- Екатеринбург,2008.-124с.
- Современные проблемы школьного математического образования: сборник научных статей, публицистических и методических материалов; Урал.гос.пед.ун-т- Екатеринбург,2009.-138с.