Урок-исследование в 3-м классе "Что еще мы не знаем о мозге?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать понятие о сером и белом веществе мозга
  • Расширить знания о работе мозга
  • Направлять умственную активность на поиск знаний
  • Воспитывать интерес к познанию через предмет "Мир вокруг нас"

Задачи:

  • Раскрыть роль памяти в жизни человека
  • Расширять круг ранее усвоенных знаний, воспринимать основные понятия
  • Формировать чувство коллективизма, ответственности

Оборудование:

  • Операционная система Windows 98/Ме/2000/ХР процессор Pentium 75МГц, проектор, экран.
  • Диск "Большая детская энциклопедия", интерактивное путешествие, 2004.
  • Слайдовая презентация Microsoft PowerPoint, 810КБ.
  • Толковый словарь, автор И.Л. Городецкая, М. "Русский дом", 1998г.
  • Гипсовые муляжи мозга.
  • Таблица "Сведения об обхвате головы у новорождённых".
  • Кроссворд <Приложение 1>.
  • Аудиозапись.
  • Грецкие орехи, марля.
  • Сантиметровая лента (одна на парту).
  • Карточки с новыми словами (кора головного мозга, белое вещество, серое вещество, эволюция, камера хранения).

Ход урока

Организационный момент.

Вы много знаете,
Решаете, читаете,
Кроссворды вы гадаете,
И вот один из них.

Приложение №1

(ключевое слово - мозг)

В нём спрятано словечко,
Оно же не простое,
Оно есть ключевое
Его вы отгадаете и тему вы узнаете.

Как называется пигмент, содержащийся в эритроцитах?

По ней течёт ярко - красная кровь.

Его всегда желают на праздники, в День рождения, о нём спрашивают пожилых людей.

Как называется газ, который мы выдыхаем?

г е м о г л а б и н
а о р т а  
  з д о р о в ь е
у г л е к и с л ы й

- Молодцы!!! Вы правильно отгадали ключевое слово.

А сейчас мы проведём исследование с помощью толкового словаря и узнаем, что обозначает это слово.

Слайд №1(тема урока).

Объявление темы и целей урока.

- Ребята сегодня на уроке мы продолжаем наше исследование человеческого организма. Расширим наши знания о работе и функциях мозга. Постараемся раскрыть роль памяти в жизни человека. Но для этого вспомним о пяти помощниках мозга. Давайте назовём их.

Слайд №2

Глаза - зрение

Нос - обоняние

Уши - слух

Язык - вкусовые качества

Кожа - осязание

Информация о проведённом исследовании над человеком.

- Ученные ставили такой опыт: человека в специальном надувном костюме погружали в бассейн с водой, чтобы он не чувствовал своего веса и не знал, где верх, а где низ. Его оставляли совсем одного в полной темноте, до него не доносилось ни единого звука, ни малейшего запаха, даже температура воды была одна и та же. Через некоторое время человека охватывал ужас. Оказывается, мозг начинал голодать без сообщений о том, что происходит вокруг. И человек мог бы сойти с ума.

- Мозг человека не способен существовать без сна, если мозг не находится хотя бы 3 часа в день в покое - сне, то человека начинают терзать нервные срывы, тем самым если увеличить данное количество дней, то человек может сойти с ума.

Вопрос. Какой вывод можно сделать исходя из услышанной информации? (ответы детей)

Вывод.

- И нашему организму нужно отдыхать.

Давайте, выполним физминутку, для улучшения мозгового кровообращения (звучит аудиозапись).

И.п.- сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить, 3-4 - наклонить голову вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п.- сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2- и.п., 3- поворот головы налево, 4- и.п. повторить 6-8 раз. Темп медленный.

И.п.- стоя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2-и.п., 3-4- тоже. Темп медленный.

Работа по новой теме.

Просмотр видеоролика к слову - эволюция (диск "Большая детская энциклопедия").

- В 10-11классах, об эволюции вы узнаете подробно. А мы с вами на сегодняшнем уроке исследуем данные таблицы о массе мозга обезьяны и человека.

Сайд№3 (таблица) [2]

Сайд№4 (текст о прямоходящем человеке).

Работа в группах.

Цели:

  • исследовать данные таблицы "Основные стадии эволюции человека"
  • сравнить массу мозга обезьяны, человека умелого, человека прямоходящего и современного.

Вывод.

Развитие человека сопровождалось увеличением мозга и, как следствие, совершенствованием трудовых навыков, появлением членораздельной речи и развитием коммуникаций в группах.

- Для того чтобы вы представили, как выглядит мозг, я вам покажу гипсовые муляжи (рассматриваем).

- Вы, должно быть, заметили, что мозг очень сложно устроен. Он один делает невероятно много дел. От самого человека зависит, останется его мозг неразвитым или засияет разумом. Наш мозг состоит из серого и белого вещества.

Слайды №5, №6

- Что он напоминает по форме?

- Правильно, половинку грецкого ореха (демонстрирую грецкий орех).

- Проведём исследование над мини - моделью мозга, на примере грецкого ореха (у всех на партах половинки грецких орехов).

- Подобно тому, как тоненькая коричневая кожица покрывает белое ядрышко ореха - тонкий слой серого вещества покрывает белое вещество мозга. Серое вещество - главная часть мозга. Оно содержит в себе все знания человека. Называют это вещество - корой головного мозга, она вся в извилинах и глубоких морщинах. Это помогает уместиться в небольшом черепе как можно больше серого вещества. Если расправить все морщины коры (демонстрирую на марле), мозг займёт весь наш стол. [1]

Слайд №7

Вывод

Мозг хранит информацию как в камере хранения, а ненужную стирает.

Практическая работа.

- Благодаря помощи Л.А.Мартыновой - детской медсестры ФАП п.Бурсоль, мы можем сравнить обхват головы каждого учащегося нашего класса в новорождённом возрасте, рассмотрим таблицу (на доске).

Работа в парах.

Произвести измерения головы друг друга

Данные занести в таблицу

Вывод.

Объём мозга увеличивается по мере роста.

Интересные факты.

Слайды №8, №9

Итог урока.

- На сегодняшнем уроке мы исследовали мозг.

Какая информация осталась в вашей "камере хранения"?

Домашнее задание (творческое).

- Дома продолжаем исследовать возможности мозга.

Выполните в стиле оригами фигурки различной сложности.

Литература:

  1. Методическое пособие для учителя начальных классов по валеологии "Я и моё здоровье", В.М.Мельничук, изд. Новосибирск, 1998г.
  2. Учебник "Общая биология" 10-11 кл.

Презентация.