Цели:
- Дать понятие о сером и белом веществе мозга
- Расширить знания о работе мозга
- Направлять умственную активность на поиск знаний
- Воспитывать интерес к познанию через предмет "Мир вокруг нас"
Задачи:
- Раскрыть роль памяти в жизни человека
- Расширять круг ранее усвоенных знаний, воспринимать основные понятия
- Формировать чувство коллективизма, ответственности
Оборудование:
- Операционная система Windows 98/Ме/2000/ХР процессор Pentium 75МГц, проектор, экран.
- Диск "Большая детская энциклопедия", интерактивное путешествие, 2004.
- Слайдовая презентация Microsoft PowerPoint, 810КБ.
- Толковый словарь, автор И.Л. Городецкая, М. "Русский дом", 1998г.
- Гипсовые муляжи мозга.
- Таблица "Сведения об обхвате головы у новорождённых".
- Кроссворд <Приложение 1>.
- Аудиозапись.
- Грецкие орехи, марля.
- Сантиметровая лента (одна на парту).
- Карточки с новыми словами (кора головного мозга, белое вещество, серое вещество, эволюция, камера хранения).
Ход урока
Организационный момент.
Вы много знаете,
Решаете, читаете,
Кроссворды вы гадаете,
И вот один из них.
Приложение №1
(ключевое слово - мозг)
В нём спрятано словечко,
Оно же не простое,
Оно есть ключевое
Его вы отгадаете и тему вы узнаете.
Как называется пигмент, содержащийся в эритроцитах?
По ней течёт ярко - красная кровь.
Его всегда желают на праздники, в День рождения, о нём спрашивают пожилых людей.
Как называется газ, который мы выдыхаем?
г | е | м | о | г | л | а | б | и | н |
а | о | р | т | а | |||||
з | д | о | р | о | в | ь | е | ||
у | г | л | е | к | и | с | л | ы | й |
- Молодцы!!! Вы правильно отгадали ключевое слово.
А сейчас мы проведём исследование с помощью толкового словаря и узнаем, что обозначает это слово.
Слайд №1(тема урока).
Объявление темы и целей урока.
- Ребята сегодня на уроке мы продолжаем наше исследование человеческого организма. Расширим наши знания о работе и функциях мозга. Постараемся раскрыть роль памяти в жизни человека. Но для этого вспомним о пяти помощниках мозга. Давайте назовём их.
Слайд №2
Глаза - зрение
Нос - обоняние
Уши - слух
Язык - вкусовые качества
Кожа - осязание
Информация о проведённом исследовании над человеком.
- Ученные ставили такой опыт: человека в специальном надувном костюме погружали в бассейн с водой, чтобы он не чувствовал своего веса и не знал, где верх, а где низ. Его оставляли совсем одного в полной темноте, до него не доносилось ни единого звука, ни малейшего запаха, даже температура воды была одна и та же. Через некоторое время человека охватывал ужас. Оказывается, мозг начинал голодать без сообщений о том, что происходит вокруг. И человек мог бы сойти с ума.
- Мозг человека не способен существовать без сна, если мозг не находится хотя бы 3 часа в день в покое - сне, то человека начинают терзать нервные срывы, тем самым если увеличить данное количество дней, то человек может сойти с ума.
Вопрос. Какой вывод можно сделать исходя из услышанной информации? (ответы детей)
Вывод.
- И нашему организму нужно отдыхать.
Давайте, выполним физминутку, для улучшения мозгового кровообращения (звучит аудиозапись).
И.п.- сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить, 3-4 - наклонить голову вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п.- сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2- и.п., 3- поворот головы налево, 4- и.п. повторить 6-8 раз. Темп медленный.
И.п.- стоя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2-и.п., 3-4- тоже. Темп медленный.
Работа по новой теме.
Просмотр видеоролика к слову - эволюция (диск "Большая детская энциклопедия").
- В 10-11классах, об эволюции вы узнаете подробно. А мы с вами на сегодняшнем уроке исследуем данные таблицы о массе мозга обезьяны и человека.
Сайд№3 (таблица) [2]
Сайд№4 (текст о прямоходящем человеке).
Работа в группах.
Цели:
- исследовать данные таблицы "Основные стадии эволюции человека"
- сравнить массу мозга обезьяны, человека умелого, человека прямоходящего и современного.
Вывод.
Развитие человека сопровождалось увеличением мозга и, как следствие, совершенствованием трудовых навыков, появлением членораздельной речи и развитием коммуникаций в группах.
- Для того чтобы вы представили, как выглядит мозг, я вам покажу гипсовые муляжи (рассматриваем).
- Вы, должно быть, заметили, что мозг очень сложно устроен. Он один делает невероятно много дел. От самого человека зависит, останется его мозг неразвитым или засияет разумом. Наш мозг состоит из серого и белого вещества.
Слайды №5, №6
- Что он напоминает по форме?
- Правильно, половинку грецкого ореха (демонстрирую грецкий орех).
- Проведём исследование над мини - моделью мозга, на примере грецкого ореха (у всех на партах половинки грецких орехов).
- Подобно тому, как тоненькая коричневая кожица покрывает белое ядрышко ореха - тонкий слой серого вещества покрывает белое вещество мозга. Серое вещество - главная часть мозга. Оно содержит в себе все знания человека. Называют это вещество - корой головного мозга, она вся в извилинах и глубоких морщинах. Это помогает уместиться в небольшом черепе как можно больше серого вещества. Если расправить все морщины коры (демонстрирую на марле), мозг займёт весь наш стол. [1]
Слайд №7
Вывод
Мозг хранит информацию как в камере хранения, а ненужную стирает.
Практическая работа.
- Благодаря помощи Л.А.Мартыновой - детской медсестры ФАП п.Бурсоль, мы можем сравнить обхват головы каждого учащегося нашего класса в новорождённом возрасте, рассмотрим таблицу (на доске).
Работа в парах.
Произвести измерения головы друг друга
Данные занести в таблицу
Вывод.
Объём мозга увеличивается по мере роста.
Интересные факты.
Слайды №8, №9
Итог урока.
- На сегодняшнем уроке мы исследовали мозг.
Какая информация осталась в вашей "камере хранения"?
Домашнее задание (творческое).
- Дома продолжаем исследовать возможности мозга.
Выполните в стиле оригами фигурки различной сложности.
Литература:
- Методическое пособие для учителя начальных классов по валеологии "Я и моё здоровье", В.М.Мельничук, изд. Новосибирск, 1998г.
- Учебник "Общая биология" 10-11 кл.