Цель:
- обобщить знания детей об основных средствах выразительной устной речи
- воспитывать культуру общения
- пробуждать у детей желание поделиться мыслями, впечатлениями, чувствами.
I. Артикуляционная гимнастика.
1)
Чтобы разговаривать
Надо выговаривать
Все правильно и внятно
Чтобы было всем понятно.
Учитель.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
2)
Всем понравится лягушка,
Растяните губки к ушкам.
Потянули, перестали
И нисколько не устали.
3)
Подражаю я слону,
Губки хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
4) А теперь как «лошадка»
5)
– Расскажите про покупку
- Про какую про покупку?
- Про покупку, про покупку,
- Про покупочку мою.
6) Говорим и показываем « Теремок»
Стоит терем - теремок,
Он ни низок, ни высок.
И заходит страшный зверь!?
Погодите! Не пугайтесь!
И за уши не хватайтесь!
И соседа не толкайте!
Лучше зверя угадайте!
Очень хитрая она,
Это рыжая – лиса.
II. Введение в тему.
1) Озвучивание разговора Лисы и Медведя (учебн.с.35).
- Какая лиса?
- Как она относится к больному?
- Откуда это видно?
- А медведь? (он несчастный)
- Как он говорит?
- Что помогло понять, как относится к больному рыжая? (тон)
2) Откройте учебники (с.45).
Разгадайте кроссворд и вы узнаете три свойства устной речи.
( Ребята отгадывают, на доске появляются слова: тон, темп, громкость и их символы.
3) Объявления темы:
Сегодня мы подводим итоги темы: « Как мы говорим.»
4) Что можно передать слушателю при помощи свойств устной речи?
- Из слогов составьте и запишите слова – отгадки в учебнике.
( на доске: чувства, состояние, отношение, настроение.)
Вы определили по тону, состояние медведя, отношение и чувства, которые испытывает лиса к больному.
Вывод: тон, темп, громкость помогают передавать чувства, состояние, отношение говорящего, а также позволяет понять реакцию нас – слушателей.
- Ребята, а настроение это важно?
( покажите символ – настроение ваше)
III. Работа над произведением.
(с. 48) « Цветок или волчья пасть» В. Сухомлинского.
- Рассмотрите облака, плывущие по рисунку. Что они вам напоминают? Кого ты вдруг увидел?
- А что видит ваш сосед по парте?
- Прочитайте рассказ про себя и узнаете, что увидели, глядя на облака, два школьника. ( Чтение вслух по ролям)
- Как ты объясняешь, почему, глядя на одно и тоже облако. Мальчики увидели совсем разные ( непохожие ) предметы.
IV. Физкультурная пауза.
Положите головы на парту, закройте глаза и представьте, что вы видите на небе. Зарисуйте контур облака. Звучит песня « Облака». (На конец урока – рисуем).
V. Анализ отрывков из стихотворения С. Маршака «Багаж».
А сейчас мы с вами применим свои знания и представим, что мы на вокзале.
У всех пассажиров есть багаж – у кого-то – большой (несколько вещей), у кого-то – маленький.
И вот мы видим даму, носильщик везет за ней целую тележку с багажом.
(Прочитать самостоятельно отрывки).
- Как вы думаете, дама заранее прибыла на вокзал, у нее достаточно времени, чтобы спокойно сдать свой багаж в багажное отделение поезда?
1 стр. темп - средний
громкость – обычная
тон – спокойный.
- Что же случилось потом? (Неожиданность - пропал багаж, удрал щенок).
- Было время у проводника искать багаж?
- Что они сделали?
2 стр. темп – ускоренный
громкость – громче, чем обычно
тон – возбужденный
- Что произошло, когда дама, прибыв к месту назначения, обнаружила, что ей багаж подменили – ведь пес-то не ее?
3 стр. темп – быстро, затем медленно
Громкость – крик
Тон – раздраженный, требовательный
- Чем закончилась история?
- Можно ли назвать всю историю юмористической?
VI. Вспомним сказку К Чуковского «Муха – Цокотуха».
На день рождения блошке приносили сапожки. Какое отношение к подарку и благодарность за него. Что вам больше всего понравилось?
(3 девочки обыгрывают с разной интонацией слова)
- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подойдет к данной ситуации.
«То же слово, да не так бы молвить» (записана на доске)
- Слово – важное средство в общении. Его можно произнести по- разному. От него становится теплее, радостнее, светлее.
Конечно, не только слова должны быть нужными, надо, чтобы и поступки были разумными и ясными.
VII. Работа в паре. Диалог (с.49, №61).
- Почему бабушке было неприятно слышать слово «пожалуйста»,произнесенное мальчиком?
-Измени тон, скажи те же слова, но так, чтобы хорошее слово «пожалуйста» не вызывало у бабушки неприязни.
VIII.Итог
Рисунки - настроение на доске.
Домашнее задание.