"Как мы говорим". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • обобщить знания детей об основных средствах выразительной устной речи
  • воспитывать культуру общения
  • пробуждать у детей желание поделиться мыслями, впечатлениями, чувствами.

I. Артикуляционная гимнастика.

1)

Чтобы разговаривать
Надо выговаривать
Все правильно и внятно
Чтобы было всем понятно.

Учитель.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Дети.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно
Чтоб было все понятно.

2)

Всем понравится лягушка,
Растяните губки к ушкам.
Потянули, перестали
И нисколько не устали.

3)

Подражаю я слону,
Губки хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

4) А теперь как «лошадка»

5)

– Расскажите про покупку
- Про какую про покупку?
- Про покупку, про покупку,
- Про покупочку мою.

6) Говорим и показываем « Теремок»

Стоит терем - теремок,
Он ни низок, ни высок.
И заходит страшный зверь!?
Погодите! Не пугайтесь!
И за уши не хватайтесь!
И соседа не толкайте!
Лучше зверя угадайте!
Очень хитрая она,
Это рыжая – лиса.

II. Введение в тему.

1) Озвучивание разговора Лисы и Медведя (учебн.с.35).

- Какая лиса?

- Как она относится к больному?

- Откуда это видно?

- А медведь? (он несчастный)

- Как он говорит?

- Что помогло понять, как относится к больному рыжая? (тон)

2) Откройте учебники (с.45).

Разгадайте кроссворд и вы узнаете три свойства устной речи.

( Ребята отгадывают, на доске появляются слова: тон, темп, громкость и их символы.

3) Объявления темы:

Сегодня мы подводим итоги темы: « Как мы говорим.»

4) Что можно передать слушателю при помощи свойств устной речи?

- Из слогов составьте и запишите слова – отгадки в учебнике.

( на доске: чувства, состояние, отношение, настроение.)

Вы определили по тону, состояние медведя, отношение и чувства, которые испытывает лиса к больному.

Вывод: тон, темп, громкость помогают передавать чувства, состояние, отношение говорящего, а также позволяет понять реакцию нас – слушателей.

- Ребята, а настроение это важно?

( покажите символ – настроение ваше)

III. Работа над произведением.

(с. 48) « Цветок или волчья пасть» В. Сухомлинского.

- Рассмотрите облака, плывущие по рисунку. Что они вам напоминают? Кого ты вдруг увидел?

- А что видит ваш сосед по парте?

- Прочитайте рассказ про себя и узнаете, что увидели, глядя на облака, два школьника. ( Чтение вслух по ролям)

- Как ты объясняешь, почему, глядя на одно и тоже облако. Мальчики увидели совсем разные ( непохожие ) предметы.

IV. Физкультурная пауза.

Положите головы на парту, закройте глаза и представьте, что вы видите на небе. Зарисуйте контур облака. Звучит песня « Облака». (На конец урока – рисуем).

V. Анализ отрывков из стихотворения С. Маршака «Багаж».

А сейчас мы с вами применим свои знания и представим, что мы на вокзале.

У всех пассажиров есть багаж – у кого-то – большой (несколько вещей), у кого-то – маленький.

И вот мы видим даму, носильщик везет за ней целую тележку с багажом.

(Прочитать самостоятельно отрывки).

- Как вы думаете, дама заранее прибыла на вокзал, у нее достаточно времени, чтобы спокойно сдать свой багаж в багажное отделение поезда?

1 стр. темп - средний

громкость – обычная

тон – спокойный.

- Что же случилось потом? (Неожиданность - пропал багаж, удрал щенок).

- Было время у проводника искать багаж?

- Что они сделали?

2 стр. темп – ускоренный

громкость – громче, чем обычно

тон – возбужденный

- Что произошло, когда дама, прибыв к месту назначения, обнаружила, что ей багаж подменили – ведь пес-то не ее?

3 стр. темп – быстро, затем медленно

Громкость – крик

Тон – раздраженный, требовательный

- Чем закончилась история?

- Можно ли назвать всю историю юмористической?

VI. Вспомним сказку К Чуковского «Муха – Цокотуха».

На день рождения блошке приносили сапожки. Какое отношение к подарку и благодарность за него. Что вам больше всего понравилось?

(3 девочки обыгрывают с разной интонацией слова)

- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подойдет к данной ситуации.

«То же слово, да не так бы молвить» (записана на доске)

- Слово – важное средство в общении. Его можно произнести по- разному. От него становится теплее, радостнее, светлее.

Конечно, не только слова должны быть нужными, надо, чтобы и поступки были разумными и ясными.

VII. Работа в паре. Диалог (с.49, №61).

- Почему бабушке было неприятно слышать слово «пожалуйста»,произнесенное мальчиком?

-Измени тон, скажи те же слова, но так, чтобы хорошее слово «пожалуйста» не вызывало у бабушки неприязни.

VIII.Итог

Рисунки - настроение на доске.

Домашнее задание.