Социально-психологическое исследование "Кто такой кадет"

Разделы: Школьная психологическая служба


Образование в ХХI веке призвано формировать целостную и ответственную личность на основании таких системообразующих принципов, как фундаментализация, открытость, опережающий характер и вариативность. Для реализации этих принципов в условиях кадетской школы-интерната доминирующая роль отводится социокультурному развитию, направленному на достижение личностных целей учащихся и их социокультурное самоопределение.

Исходя из социального заказа общества, выявленные противоречия и вытекающие из них проблемы обусловили направление деятельности педагога-психолога, офицеров-воспитателей, преподавателей в кадетском корпусе в русле воспитания нового типа культурной, духовно-нравственной личности кадета.

В нашем понимании, кадет – это личность, овладевшая ценностями отечественной и мировой культуры, обладающая психологическими знаниями, сформированными духовно-нравственными ценностями, высококультурная духовно-нравственная личность. Обращение к культуре дает возможность выстраивать собирательный образ нравственного, культурного, духовного человека. В процессе социокультурной адаптации кадеты ориентированы на духовно-нравственные, общечеловеческие, национальные и личностные ценности.

Социокультурную адаптацию кадетов мы рассматриваем как специально-организованный и целенаправленный процесс становления нового образа современного молодого человека. Этот процесс протекает в деятельности, общении, отношения, в творчестве, в творческом самовыражении.

Суть целенаправленной работы по оптимизации социокультурной адаптации заключается в создании условий для социального, духовно-нравственного, культурного человека, способного к самореализации, творчеству, способного взять на себя ответственность за себя и за судьбу своей Родины.

Социокультурная адаптация предполагает естественный процесс вхождения, открытия, принятия культуры, норм и традиций кадетского корпуса посредством постепенного развития потребностей в овладении духовно-нравственными ценностями средствами творческого самовыражения. Познанием и осознанием себя, раскрытия в себе творческого потенциала, утверждение ценностей культуры в ежедневной практике – все это способствует воспитанию культурной личности кадета.

На констатирующем этапе было проведено социально-психологическое исследование. Социально-психологическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе целью исследования стало изучение личностных характеристик кадетов.

Методы исследования: тестирование, интервьюирование, опрос, наблюдение.

Результаты исследования.

С целью исследования по выявлению интересов, ценностей, определения типа мышления было проведено тестирование. В исследовании принимали участие 200 кадетов.

Результаты исследования показали, что 45% кадетов имеют предметно-действенное мышление, 42% кадетов креативное, 41% кадетов – предметно-действенное. Самый низкий уровень 18% кадетов с абстрактно-символическим мышлением.

 Диаграмма 1.Типы мышления

При изучении предметной направленности было выявлено, что 66% кадетов предпочитают военно-спортивную деятельность. 58% кадетов имеют направленность на предпринимательскую деятельность.

На физико-математические предметы, химико-биологические направленность самая низкая.

 

Диаграмма 2. Предметная направленность

Тестирование показало ярко выраженный интерес к военно-спортивной деятельности (44%) и предпринимательству (27%). Интерес к математике очень низкий (9%).

Диаграмма 3. Выраженность интересов

Результаты по выявлению ценностных ориентаций показали, что главные ценностные ориентиры в жизни кадетов являются семья, Родина и друзья.

 

Диаграмма 4. Ценностные ориентации

С целью выяснения отношения кадетов к здоровому образу жизни, было проведено анкетирование. Кадетам был задан вопрос “Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни?”.

Диаграмма 5. Здоровый образ жизни в понимании кадетов

Исследование показало, что в понимании кадетов (67%) здоровый образ жизни – это занятия спортом. Для 53% кадетов под здоровьем понимается жизнь без наркотиков. Каждый второй считает, чтобы быть здоровым, необходимо вести трезвый образ жизни и не курить. Каждый третий кадет полагает, что здоровью вредит беспорядочная половая жизнь, и необходимо вести полноценную духовную жизнь. 23% кадетов считают, что здоровье зависит от правильного питания.

Следующий вопрос подразумевал ранжирование ценностных понятий таких, как дружба, Родина, деньги, семья, здоровье.

 

Диаграмма 6. Ценностные ориентации

Ответы на данный вопрос показали, что среди значимых ценностей, здоровье на первом месте у 14% кадетов.

Таким образом, можно сделать вывод, что социокультурная среда кадетского корпуса формирует здоровые привычки и установку на здоровый образ жизни. Кадетский корпус – это учебное учреждение для мальчиков, оборонно-спортивного направления. Физкультуре и спорту в кадетском корпусе отводится главное место в воспитательном процессе.

С целью выяснения престижности профессий, было проведено исследование. В этом исследовании принимали участие 20 кадетов. Кадетам задавали вопросы: “Какая профессия представляется Вам наиболее престижной и достойной?”

Результаты исследования представлены в следующих диаграммах.

Диаграмма 7. Представление о престижности профессий

Исследование показало, что 455 кадетов считают, что наиболее престижная профессия – это бизнесмен.

30% кадетов считают престижной профессию военного. 26% кадетов думают, что престижная профессия – это юрист. Профессиям экономиста и фермера отдали предпочтение по 20% кадетов.

В понимании кадетов такие профессии, как учитель, обслуживающий персонал, рабочий, являются не престижными.

На вопрос “Как Вы считаете, достаточно ли готовит Вас кадетский корпус к будущей самостоятельной жизни?”, кадеты ответили следующим образом:

 

Диаграмма 8. Подготовка к будущему

Результаты исследования показали, 65% кадетов считают, что кадетский корпус достаточно готовит к будущей самостоятельной жизни. 20% кадетов, напротив, что кадетский корпус недостаточно готовит к будущей жизни. И 25% кадетов считаю, что наше образование существенно отстает от быстро меняющейся жизни.

Таким образом, исследование показало, что в кадетском корпусе юношей волнует их будущее, и они стоят на пороге выбора. Отрадно, что 30% кадетов считают, что профессия военного является одной из престижных профессий. 65% кадетов полагают, что кадетский корпус достаточно готовит кадетов к будущей самостоятельной жизни.

С целью изучения осведомленности в вопросах полового просвещения подготовленности к семейной жизни было проведено исследование.

Исследование показало, что 60 % кадет, считают, что половую жизнь нужно начинать с 15 или после 18 лет. 20 % кадетов думают, то половую жизнь нужно начинать с 17 лет.

 

Диаграмма 9. Начало половой жизни

На вопрос, как Вы относитесь к проблемам ранней беременности, 80% кадетов ответили, что это личное дело каждого. 10 % кадетов эта проблемам не волнует

Диаграмма 10. Отношение к ранней беременности

Вопрос “Если Ваша подруга хочет сделать аборт, выявил отношение кадетов к проблемам ранней беременности. Ответы показали, что 60% кадетов постарались бы отговорить подругу от аборта. 25% кадетов считают, что аборт – это убийство. 10% кадетов осудили бы подружку за решение сделать аборт.

Диаграмма 11. Отношение к абортам

Последний вопрос показал уровень осведомленности кадетов о способах безопасного секса. 90% кадетов заявили о том, что у них знаний достаточно и они о способах безопасного секса знаю все. 10 кадетов указали на то, что знаний очень мало и они хотели бы узнать об этом больше. Таких кадетов, которые ничего не знают, и знать ничего не хотят, не нашлось.

Диаграмма 12. Осведомленность о способах безопасного секса

Исследование показало, что большинство кадетов считают, что половую жизнь нужно начинать с 15 лет. Практически все кадеты осведомлены о средствах и способах безопасного секса. Проблема беременности для кадетов – это личное дело. А если уж случится беременность, то 85% кадетов отговорят девушку от аборта, из них 25% кадетов считают, что аборт - это убийство.

Кадетская символика и ритуалы становятся и оформляются в единый историко-культурный комплекс, направленный на закрепление патриотических чувств и традиций в кадетском корпусе. Изучение влияния кадетских традиций и ритуалов на формирование патриотических чувств, представляется необходимым и полезным для современной России.

Кадетам было предложено ответить на ряд вопросов: какие чувства и эмоции они испытывали при выполнении тех или иных кадетских ритуалов.

Продолжение