Цели:
- закреплять навык правописания слов с буквой Й;
- правильно писать слова с буквой Й.
Оборудование:
Карточки со словами, карандаши разных видов, фотографии мам.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка.
II. Беседа о маме.
– Скажите, кто вам самый близкий, самый родной? (Наша мама.)
– Правильно, это ваши мамы. Я вам дома дала написать сочинение о маме. Кто хочет прочитать? Пожалуйста, Сардаана.
Мою маму зовут Февронья Васильевна. Моя мама красивая, добрая. Все свободное время мы проводим вместе. Она учит меня шить, вязать, вышивать. Я люблю свою маму.
Ваня. Мою маму зовут Анна Петровна. Она – учитель истории. Мама готовит нам вкусный торт, крабовый салат. Мама любит меня, сестру Алину, папу и собаку Дружок.
Саргы. Моя мама самая красивая. У мамы я одна. Я хочу, чтобы моя мама никогда не болела.
– Молодцы! Мама – это удивительный человек. Мама носит ребенка под сердцем девять месяцев. Мама научила делать первые в жизни шаги, научила говорить. Она прочитала вам много интересных книжек, из которых вы узнали о жизни людей, животных и растений. И сколько бессонных ночей просидела она, когда вы болели, ухаживала за вами. Дети, берегите и любите своих матерей!
III. Минутка чистописания.
– Послушайте стихотворение:
Букву Й зовут И кратким.
И как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху палочку пиши.
– Откройте тетради. Возьмите ручки. Сядьте правильно. Сейчас напишем элементы с буквой Й.
йjй йjй йjй
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось в цепочке слов. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы получите слово.
КЛМНСТГКАВГДШЩРАНХЗСБВЖПДАШКЛФЦ
– Какое получилось слово? (Карандаш.)
– Что такое карандаш? (Это предмет, которым рисуют.)
– Карандаш – от тюрского “кара” – черный, “даш” – камень. Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке. Карандаш делят на графитные (черные), цветные, копировальные. А по назначению на школьные, канцелярские, чертежные, рисовальные. Степень твердости обозначается буквами М (мягкий), Т (твердый), МТ (средней твердости). Посмотрите, вот такие карандаши. Запишите в тетрадях слово карандаш.
а а
– Сколько слогов? (Ка-ран-даш. Три.)
– На какой слог падает ударение? (Ударение падает на третий слог.)
V. Физкультминутка.
VI. Работа над новым материалом.
На доске записаны слова: ле_ка, ча_ка, скаме_ка, ма_ка, мураве_ник, зате_ник, за_ка, ла_ка.
– В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква. (Лейка, чайка, скамейка, майка, муравейник, затейник, зайка, лайка.)
– Какая эта буква? (Буква Й.)
– А теперь поставьте в словах знак ударения.
– Спишите в тетрадях слоги с буквой Й. Например, из слова лейка слог лей.
– Сделайте вывод. (Звук [й] – согласный. Звук [й] без гласного не составляет слог.)
– Запомните, звук [й] без гласного не составляет слог.
– Есть ли в этих словах незнакомые вам слова? (Муравейник, затейник.)
– Затейник – это организатор досуга. Муравейник – это дом муравьев.
– Откройте рабочую тетрадь, страницу 13. Найдите упражнение 22. Читайте. Спишите слова, в которых на конце есть буква Й и разделите на слоги.
Низко над озером летали чайки.
– Прочитайте предложение. О ком говорится в этом предложении? (Кто? – Чайки. Чайки что делали? – Летали. Подчеркиваем первое главное слово одной чертой, второе – двумя чертами.)
– Ставьте вопрос.
– Подчеркните главные члены предложения.
VII. Итог урока.
– Домашнее задание. Упражнение 49. Выполнить по заданию.
Оценки и рефлексия.
– Что вы узнали из этого урока? (Узнали о карандаше, о словах муравейник и затейник. Звук [й] без гласного не составляет слог. Говорили о наших любимых мамах.
– Спасибо всем за урок.
Сочинения учащихся
Самый дорогой человек на свете. Мама – это самый дорогой человек на свете!
Мою маму зовут Максимова Татьяна Ивановна. Моя мама очень красивая, добрая, трудолюбивая, ласковая, глаза карие, волосы черные. По профессии учительница, учит детей читать, писать, считать. У нее бывает много работы.
У мамы нас четверо. Она хочет, чтобы мы были добрыми трудолюбивыми, честными и образованными. Мама нас очень любит. Мы все любим и уважаем свою маму. Когда мамы нет дома, мне становится очень грустно и скучно. Когда кто-то из нас заболеет, всегда рядом сидит ночами, беспокоится.
Ребята, мама близкий человек в мире. Берегите своих мам!
Максимова Аня,
ученица 4-го класса Кобяйской СОШ.
Мы за ЗОЖ
Моя семья – это мама, папа, я и братья. В моей семье ЗОЖ – это то, как мы себя оберегаем от разных болезней, правильное питание, ежедневные прогулки, утренние зарядки и многое другое.
Сейчас появилось очень много рекламы. Есть рекламы, которые полезны для нас, такие как с натуральными соками, различными йогуртами, шоколадами и многим другим, но есть рекламы, которые отравляют жизнь -это спиртные напитки, пиво и сигареты.
Не стоит губить свой организм просто так, для удовольствия, как это делают многие. Ведь все знают, что одна капля никотина убивает лошадь.
Здоровый образ жизни помогает нам в нелегкой, трудной жизни быть всегда энергичными, добрыми и здоровыми.
Сметанин Федя,
ученик 4-го класса Кобяйской СОШ.
За здоровый образ жизни
Моя мама занимается оздоровительным бегом. Она не курит и не пьет спиртные напитки, потому что не сможет бегать и будет болеть ее сердце. Мой папа тоже мне говорит, что нельзя курить и пить, потому что легко привыкнуть, но тяжело бросить. Он борется с ними сам и с помощью мамы. А мой брат занимается гиревым спортом. Ему тоже нельзя пить и курить, потому что не будет сил поднять гирю. Я понял, чтобы быть здоровым и сильным, нужно есть здоровую пищу, заниматься спортом, не баловаться вредными привычками, не злиться, не ругаться, и чтобы мама чаще улыбалась!
Максимова Сардаана,
ученица 4-го класса Кобяйской СОШ.
Учительница первая моя
Сегодня пятое октября – это праздник учителей. У каждого есть учительница или учитель.
У меня есть учитель первая учительница. Ее зовут Максимова Татьяна Ивановна. Она любит учить детей чему-то хорошему, писать правильно и разговаривать по-русски и по-якутски. Наша учительница очень ласковая и красивая и встретила нас – 17 учеников.
Обутова Мичийэ,
ученица 4-го класса Кобяйской СОШ.