Уроки бывают самыми разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Обучение – процесс двусторонний: в нем участвуют учитель и ученик, их деятельность на уроке тесно взаимосвязаны. Третьим элементом в общей структуре обучения является содержание изучаемого учеником материала. Спроектировать урок как целостную дидактическую систему, помочь определить каждому учителю его затруднения в проектировании урока на материале школьного учебника истории, создать условия для проявления рефлексивных способностей учителя и педагогического коллектива, применить на практике технологию коллективной мыследеятельности - вот основные задачи методического практикума, сценарий которого представлен в данной статье. (Приложение 3). В процессе работы использовалась компьютерная презентация. (Приложение 1). Содержание семинара составлено по учебно-методическому пособию С.С. Татарченковой «Урок как педагогический феномен».
Термин «урок» имеет много разнообразных трактовок – это свидетельство о постоянном поиске путей его развития и совершенствования. Вот некоторые из них: (слайд 3).
Динамику представления об уроке можно рассматривать как часть культурно- исторического явления (слайд 4).
Проведенная анкета «Урок глазами ученика» свидетельствует о различных точках зрения учащихся о современном уроке. Каждый из них выделил основу урока, которая по их мнению и дает представление об уроке, который они проживают ежедневно. Какой это урок: плохой или хороший, судите сами (слайды 5-6).
Дать смысловое содержание понятия «Урок сегодня – это…» - первое задания для работы в группе (слайд 7).
Хороший урок – какой это урок? Урок для учащихся? Урок самих учащихся? Урок учителя и учащихся ? Вопрос для обсуждения в группах (слайд 8).
Проект урока это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Поурочный план можно рассматривать как технологическую цепочку, составляющую основу будущего урока. (слайд 9).
Группа «Цели» представляет свой вариант постановки цели урока истории. В процессе работы используется (слайд 10), Памятка 1. (Приложение 2).
Содержание учебного материала как основа урока осуществляет взаимосвязь всех его компонентов. Поэтому наиважнейшим этапом планирования урока является его отбор в соответствии с поставленными целями. Отбор содержания представляет группа «Содержание» (слайд 11), Памятка 2.
Выбор методов обучения зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета. Конкретно от:
- уровня знаний и умений учителя;
- общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;
- отобранного учителем содержания учебного материала;
- уровня развития учеников, их умений учиться, возможностей и возрастных особенностей;
- роли методов или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества;
- материальной оснащенности образовательного учреждения;
- времени.
О выборе метода по рассматриваемому уроку представляет группа «Методы» (слайд 12), Памятка 3.
При проектировании урока важным этапом является не просто выбор форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, а такой формы, которая бы способствовала взаимодействию учителя и учащихся в достижении запланированных целей и задач урока. Существует урок как организационная форма обучения, крупная единица учебного материала (классическое определение единицы классно-урочной системы), и существует форма организации деятельности учащихся на одном из этапов урока, то тесть форма в форме.
Какие формы организации урока наиболее эффективны в рассматриваемой ситуации, предполагают члены группы «Формы» (слайд 13), Памятка 4.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно. Оценивание является обязательным компонентом деятельности, ее регулятором и показателем результативности. Оценка используется педагогами как средство стимулирования, ориентирования и воспитания учащихся. Традиционная отметка является самым распространенным элементом системы образования и в то же время представляет собой один из последних способов осуществления насилия, унаследованных еще с древних времен. Оценочная деятельность на уроке – это составляющая часть деятельности учителя, основная функция которой состоит в стимулировании активности учеников. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть определенными оценочными умениями, такими как:
- умением определить предмет оценивания(что подлежит оценке);
- умением воспринимать предмет оценки;
- умением сопоставить предмет с критериями;
- умением выбирать оценки в зависимости от ситуации;
- умением сообщить оценку ученику.
В своей деятельности учитель постоянно использует оценку, привычно называя оценку отметкой. И, наоборот, при этом совершенно забывает о самооценке ученика. Поэтому необходимо представить некоторые определения понятий обозначенной темы (слайд 14), Памятка 5. Группа «Оценка» выбирает наиболее приемлемые формы оценки работы в на уроке.
Велико значение домашнего задания в процессе обучения, поэтому необходимо уделять ему особое внимание на уроке. Го в практической жизни оно задается в конце урока, часто со звонком, а еще чаще после звонка, без инструктажа , без определенной цели , как бы между прочим. И в многочисленных методических пособиях, в представляемых их авторами моделях различных уроков – открытых, показательных, других – тоже нет места домашнему заданию. Не удивительно, что и ученики привыкают относиться к домашнему заданию, как к второстепенному делу. Проблема домашнего задания часто становится причиной конфликта между учителем и учеником, учеником и его родителями. Домашнее задание к данному уроку подготовила группа «Домашнее задание» (слайд 15), Памятка 5.
Особое внимание требует заключительный этап урока – рефлексия, организации учителем рефлексивной деятельности учащихся, общего и индивидуального оценивания результатов. Рефлексия - это:
- условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее;
- выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимание и т.д.);
- осознание способов деятельности);
- время размышления, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;
- определение своих образовательных приращений как учеником (узнал, что; узнал, как; узнал, зачем; узнал я), так и учителем (понял, что; понял, как; понял, зачем; понял я);
- проектирование дальнейших планов и программ каждым в отдельности и совместно;
- осмысление в целом проделанной на уроке работы, самоанализ, самооценка.
«Рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности» (Ю.Н. Кулюткин).
Рефлексию урока предлагают члены группы «Рефлексия» (слайд 16), Памятка 6.
Итак, хороший урок – это… (вопросы синквейна) (Слайд 17).
В течение всего практикума в дебаты вступают члены группы «Оппоненты», задают провокационные вопросы или вопросы на уточнение.
Во время составления синквейна, члены группы подводят итоги работы групп, заполняют оценочные листы. После их выступления всем участникам практикума запускается анкета для проведения рефлексии занятия.