План-конспект урока "Население Африки" (7-й класс)

Разделы: География

Класс: 7


Тип урока: урок изучения новой темы

Цель урока: Создать общее представление о населении Африки

Задачи урока:

  • Развивающие: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
  • Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
  • Валеологические: Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, проведение валеологической паузы (физ. минутки), здоровьесбережение.

Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Приемы: Сравнение, анализ.

План урока:

  1. Организация начала урока
  2. Актуализация знаний
  3. Подготовка к усвоению
  4. Изучение новой темы:
    • Коренное и пришлое население, расовый состав, народы (Работа со схемой)
    • Проследить размещение населения и плотность. (Работа с картой «Плотность населения»)
    • Рассмотреть другие регионы мира по группам, сделать выводы. (Работа в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами)
  5. Первичное закрепление (игра).
  6. Контроль и самопроверка знаний. (тест).
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

Средства обучения (Учебно-наглядный комплекс): Интерактивная доска. Настенная контурная карта. Карта «Плотность населения и народы» Атласы с комплектом контурных карт, учебники.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.

Формы проведения урока:

  1. Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
  2. Работа с диаграммой «Численность материков»
  3. Самостоятельная работа класса со схемой;
  4. Работа с картой «Плотность населения и народы»
  5. Работа в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами.
  6. Выступления групп:
    1. Об особенностях населения регионов.
    2. Практическая работа с таблицей «Климатические особенности»
  7. Игра
  8. Тестирование с взаимопроверкой в парах.
  9. Возвращение к цели и формулировка выводов урока.

Термины и понятия: Народ, Плотность населения, пигмеи, малагасийцы, эфиопы

Итоговый контроль по теме «Африка»

Задания часть А

  1. В основании большей части материка находится:
    1. Платформа
    2. Складчатые области
  2. Более приподнятыми частями Африки является:
    1. Северная и западная
    2. Южная и восточная
  3. Полезные ископаемые осадочного происхождения (уголь, нефть, газ) в основном расположены:
    1. В северной части материка
    2. В южной части
  4. Максимальное количество осадков на территории Африки выпадает:
    1. Вдоль экватора
    2. Вдоль южного тропика
    3. Вдоль океанических побережий
  5. Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня:
    1. Сахара
    2. Калахари
  6. В Африке наиболее густая сеть в климатическом поясе:
    1. Экваториальном
    2. Тропическом
    3. Субтропическом
  7. Главной причиной богатства и разнообразия растительности влажных тропических лесов является:
    1. Благоприятный климат
    2. Плодородные почвы
  8. Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне:
    1. Экваториальных лесов
    2. Саванн
    3. Пустынь
  9. Коренное население Африки относится к расе:
    1. Монголоидной
    2. Негроидной
    3. Европеоидной
  10. Площадь Африки____млн км2
    1. 54,9
    2. 17,8
    3. 30,3
  11. По размерам материк занимает:
    1. 1 место
    2. 3 место
    3. 2 место
  12. По отношению к экватору и к начальному меридиану Африка находится в________полушариях:
    1. Северном, южном, западном.
    2. Южном, западном.
    3. Северном, западном, восточном
    4. Северном, западном, восточном, южном.
  13. Африку не омывают:
    1. Северный-ледовитый и тихий океаны;
    2. Северный-ледовитый и атлантический океаны.
  14. Экспедицию для изучения культурных растений Африки возглавял:
    1. Е.П. Ковалевский;
    2. Д.Ливингстон;
    3. Н.И. Вавилов.

Задания часть В и С

  1. Почему высшая точка Африки – вулкан Килиманджаро – находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?
  2. Когда солнце находится в зените над экватором и Южным тропиком, средняя температура воздуха достигает 24градуса в Цельсии. Однако над северным тропиком при аналогичном положении солнца средняя температура 32 градуса. Чем можно это объяснить?
  3. Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад являясь бессточным имеет пресную воду?
  4. Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления?
Приложение