Тип урока: урок изучения новой темы
Цель урока: Создать общее представление о населении Африки
Задачи урока:
- Развивающие: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
- Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
- Валеологические: Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, проведение валеологической паузы (физ. минутки), здоровьесбережение.
Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Приемы: Сравнение, анализ.
План урока:
- Организация начала урока
- Актуализация знаний
- Подготовка к усвоению
- Изучение новой темы:
- Коренное и пришлое население, расовый состав, народы (Работа со схемой)
- Проследить размещение населения и плотность. (Работа с картой «Плотность населения»)
- Рассмотреть другие регионы мира по группам, сделать выводы. (Работа в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами)
- Первичное закрепление (игра).
- Контроль и самопроверка знаний. (тест).
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Средства обучения (Учебно-наглядный комплекс): Интерактивная доска. Настенная контурная карта. Карта «Плотность населения и народы» Атласы с комплектом контурных карт, учебники.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.
Формы проведения урока:
- Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
- Работа с диаграммой «Численность материков»
- Самостоятельная работа класса со схемой;
- Работа с картой «Плотность населения и народы»
- Работа в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами.
-
Выступления групп:
- Об особенностях населения регионов.
- Практическая работа с таблицей «Климатические особенности»
- Игра
- Тестирование с взаимопроверкой в парах.
- Возвращение к цели и формулировка выводов урока.
Термины и понятия: Народ, Плотность населения, пигмеи, малагасийцы, эфиопы
Итоговый контроль по теме «Африка»
Задания часть А
- В основании большей части материка
находится:
- Платформа
- Складчатые области
- Более приподнятыми частями Африки
является:
- Северная и западная
- Южная и восточная
- Полезные ископаемые осадочного
происхождения (уголь, нефть, газ) в
основном расположены:
- В северной части материка
- В южной части
- Максимальное количество осадков на
территории Африки выпадает:
- Вдоль экватора
- Вдоль южного тропика
- Вдоль океанических побережий
- Если в африканской пустыне в июле
холоднее, чем в январе, то это пустыня:
- Сахара
- Калахари
- В Африке наиболее густая сеть в
климатическом поясе:
- Экваториальном
- Тропическом
- Субтропическом
- Главной причиной богатства и
разнообразия растительности влажных
тропических лесов является:
- Благоприятный климат
- Плодородные почвы
- Антилопы, львы, гепарды, бегемоты
водятся в зоне:
- Экваториальных лесов
- Саванн
- Пустынь
- Коренное население Африки относится к
расе:
- Монголоидной
- Негроидной
- Европеоидной
- Площадь Африки____млн км2
- 54,9
- 17,8
- 30,3
- По размерам материк занимает:
- 1 место
- 3 место
- 2 место
- По отношению к экватору и к начальному
меридиану Африка находится в________полушариях:
- Северном, южном, западном.
- Южном, западном.
- Северном, западном, восточном
- Северном, западном, восточном, южном.
- Африку не омывают:
- Северный-ледовитый и тихий океаны;
- Северный-ледовитый и атлантический океаны.
- Экспедицию для изучения культурных
растений Африки возглавял:
- Е.П. Ковалевский;
- Д.Ливингстон;
- Н.И. Вавилов.
Задания часть В и С
- Почему высшая точка Африки – вулкан Килиманджаро – находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?
- Когда солнце находится в зените над экватором и Южным тропиком, средняя температура воздуха достигает 24градуса в Цельсии. Однако над северным тропиком при аналогичном положении солнца средняя температура 32 градуса. Чем можно это объяснить?
- Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад являясь бессточным имеет пресную воду?
- Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления?