В процессе урока им предлагается неоднократно заполнять таблицу, которая отражает последовательность выполняемых операций. Таким образом, учащиеся готовятся к тому, чтобы осознанно принять сведения о трех склонениях существительных и признаках, по которым их распознают. При первичном закреплении дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленную последовательность действий.
Цель: знакомство учащихся с понятием склонение и способами определения склонения имен существительных.
Оборудование: карточки со словами для каждого ученика, учебники.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
1. Повторение – Здравствуйте!
Откройте тетради и запишите в них сегодняшнее
число. Что должно быть записано на следующей
строке? |
– Тема урока.
– Карточки со словами. |
2. Постановка учебной задачи.
Анализирующее коллективное наблюдение – А
теперь вы будете исследователями. Вам помогут
внимание и наблюдательность. Н-р. слово «игра»
Аналогично проводится работа со словом лиса.
– Давайте представим, что каждый из вас «живое»
слово. Предлагаю вам разделиться на группы. – Что объединяет разные слова в одну группу? Обращает внимание учащихся на слово земля.
– Сравните окончания а – я. На доске учитель записывает: Учитель вновь возвращается к вопросу: |
Высказывают предполагаемые варианты.
Наблюдая за столбиком окончаний, ученики в
устной форме сообщают, что они совпадают с
предыдущими.
Передвигаясь по классу с карточками в руках, учащиеся образуют три группы. Делают вывод о наличии в каждой группе своего набора окончаний. Ученик со словом земля не находит своей группы.
– Разные. – Если буква я стоит после согласной, то она обозначает мягкость согласного и звук [а]. Проделав эту работу, ученики убеждаются в наличии трёх наборов окончаний. – Слова разные, а окончания совпадают. |
3. Открытие «нового» знания. Работа
в группах. – Письменно проведите анализ слов каждой группы. При необходимости воспользуйтесь памяткой «Анализируем слово как часть речи». – Назовите признаки имен существительных в
каждой группе.
– Почему слова одного рода, но окончания у них
разные? – Откройте учебники и прочитайте сообщение,
чтобы узнать мнение ученых по этим вопросам. |
Каждая группа выполняет задание на отдельном листе и зачитывает результаты. Фиксируют результаты на доске Ж. р м.р.,ср.р. ж.р., м.р. – –
о
я
а Учащиеся затрудняются ответить на эти вопросы. Опираясь на результаты наблюдений и сведения из учебника, формулируют тему урок и завершают таблицу недостающими сведениями о склонении. |
4. Первичное закрепление с комментированием Работа в тетради. |
|
5. Итог урока – Что же такое
склонение? |
|