Словарная работа на уроках обучения грамоте в классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Разделы: Начальная школа


Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Анализ литературных данных позволяет заключить, что при общем для всех умственно отсталых детей дефекте - нарушение интеллектуальной деятельности - речевые расстройства характеризуются стойкостью и требуют длительного коррекционного воздействия.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в общении. А это обуславливает качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря. Поэтому есть все основания считать, что обеспечить речевую практику так необходимую детям данной категории, должны адекватные условия, создаваемые для спонтанного развития их речевой деятельности [3,с. 3].

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в специальном образовании отмечаются значительные позитивные изменения. Они связанны, в первую очередь, с принятием ряда нормативно-правовых документов. В них определены как права лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и основы государственной политики по отношению к ним. В соответствии пункта 4 ст. 55 Закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ " при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использование методик обучения и воспитания" [1, с.1].

Изучению словарного запаса школьников с нарушением интеллекта посвящен ряд работ дефектологов: М. Ф. Гнездилова, Г. М. Дульнева, Н. В. Тарасенко, М. П. Феофанова, Ж. И. Шифа и др.

По мнению специалистов, одним из важнейших видов работы по формированию и расширению лексического запаса, особенно на начальном этапе обучения, является работа с учащимися над осознанием словарных значений и смысла слова речи.

Словарная работа - одно из ведущих направлений в развитии речи учащихся специальных (коррекционных) школ. Программа по русскому языку определяет задачи работы над словом следующим образом:

Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники не знали, новых значений слов.

Уточнение словаря, т.е. углубления понимания уже известных слов.

Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.

Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все четыре направления работы тесно связаны между собой [5,с.29].

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Постоянно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи. Такая система обучения эффективна не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

Существуют общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе [2, с. 71]:

Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.

Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов.

Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.

Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем.

Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка.

Для облегчения работы целесообразно расположить слова, подлежащие изучению, по возрастающей трудности. Сначала изучать слова, которые содержат одну непроверяемую гласную, а затем постепенно включать слова с двумя и более непроверяемыми гласными. Можно предложить такую методику работы над правописанием трудных слов:

Учитель записывает слово, подлежащее изучению, на доске. Необходимо, чтобы учащиеся видели написание слов, оно должно быть записано чётко, каллиграфически правильно.

Чтение слова учителем. Объяснение значения слова (учитель предлагает учащимся объяснить значение слова или сам даёт объяснение).

Заучивание правописания данного слова: проговаривание слова по слогам так, как пишется; запись слова с делением на слоги (орфограммы, подлежащие запоминанию, пишутся мелом другого цвета), деление слова на слоги с целью выяснения правила переноса данного слова.

Записать в орфографический словарик.

Вставка слова в классное наборное полотно "Запомни и пиши правильно".

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Так как значение слов и их форм можно уточнить только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли.

В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы: упражнения и дидактические игры, загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти). Большой эффект для обогащения словаря имеют: показ кинофильмов, чтение художественных произведений.

Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например закрепление знаний о временах года, цвете, пространстве и т.д. В связи этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должны усвоить дети.

В дидактической игре можно косвенно добиться активности всех детей (давать по ходу игры задания: сказать хором, вспомнить загадку о предмете и т.д).

Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа учителя. Упражнения должны быть кратковременны, в среднем 5-10 минут. Они не требуют длительной подготовки, легко включаются в уроки русского языка, например упражнение "Кто что делает?" (для активации глаголов): повар - варит, печёт, жарит; врач - лечит, ставит градусник и т.д. [4, с. 114].

В таких упражнениях каждый ребёнок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повториться.

В словесных играх очень важно объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задание (ответа). Не менее важен полный подбор словаря для игры (задания ведущего и ответы играющих).

Учитель обязан повседневно заботиться об увеличении активного словаря учащихся, накапливать этот словарь из урока в урок. Рекомендуется слова из активного словаря, записывать в орфографические словарики.

Слова, не предусмотренные программой, нужно тоже записывать в словари и вести с ними работу. Целесообразно вести один словарь с первого по четвёртый класс. Дети к концу обучения в начальных классах будут иметь у себя все изученные слова и смогут выполнять с ними разнообразную работу.

Работу над словами необходимо увязывать с изучением орфографии во всех классах с 1-го по 4-го.

Начиная с первого класса нужно учить детей писать, воспринимая на слух. Учить детей комментировать своё письмо.

Дети произносят полушёпотом. В классе шумок, но он не мешает работе. Дети увлечены письмом. При таком письме не будет отрыва в изучении теоретического курса от практических занятий.

При изучении словаря или орфографического правила наряду со слуховыми, зрительными, творческими диктантами можно использовать наглядный диктант. Дети называют предметы, затем учитель показывает предмет отдельно, дети записывают слова и т.д.

Диктант "Молчанка" - контрольный диктант. Вывесив картинку "Овощи" или "Посуда", учитель показывает изображения предмета, дети пишут название этого предмета.

Задача учителя состоит в том, чтобы ввести новое слово в речевую практику школьника. Наиболее распространенные приёмы, которые может использовать учитель при введении слов в речь учащихся, следующие:

Комментированные ответы учащихся: один ученик отвечает, другие обращают внимание на содержание и форму его ответа, указывают на недочёты его речи.

Творческие рассказы по опорным словам.

С целью выявления результатов работы по формированию словаря учащихся начальных классов на уроках обучения грамоте, было проведено сравнение показателей развития словаря учащихся во втором классе и данных развития словаря учащихся в третьем классе. Сравнение проводилось по следующим параметрам: объём пассивного и активного словаря, ассоциации на слова - стимулы, построение антонимических и синонимических рядов на слова - стимулы, составление предложений.

У учащихся третьего класса наблюдается повышение количества правильных ответов, положительная динамика развития пассивного словаря по различным лексическим темам.

Активный словарь детей обогащается новыми понятиями, они устанавливают новые смысловые связи между предметом и его действиями, признаками. Создаваемое вначале небольшое семантическое поле, связанное определённой темой, постепенно расширяется, формируется значительное количество конкретных понятий (рис. 1,2).

В процессе работы с детьми в третьем классе сократилось количество отказов в 1,5-2 раза по сравнению с началом 2 класса. Это свидетельствует о положительном влиянии специального обучения, как на развитие пассивного словаря, так и на обогащение активного.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа над речевым развитием школьников должна вестись в двух направлениях:

  • формирование навыков речи;
  • обучение использованию этих навыков в практической деятельности.

Учитель должен проявлять внимание к ученику, поощрять обращение учащихся с вопросами, проявлять понимание значение того или иного слова учащихся, а в случае ошибок терпеливо разъяснить значения своей речи. А для учащихся создать такие условия, при которых появляется у них мотивация речи, т.е. потребность говорить, потребность писать.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании". - М. Издательство ОМЕГА-Л., 2005.
  2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владес, 2002.
  3. Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002.
  4. Костромина С. Н. "Как преодолеть трудности в обучении чтению". - М., 1989.
  5. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.