Тема: «Композиция - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Л.Б. Альберти.
Тип занятия: Урок-исследование.
Цель: ознакомить учащихся с понятием «Композиция» в изобразительном искусстве.
Задачи:
- учебные: научить анализировать наглядность, понимать базовые принципы композиции.
- развивающие: развивать исследовательские навыки, образное мышление, творческие способности.
- воспитательные: воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление, чувство коллективизма.
Задание:
- Научить анализировать наглядность.
- Определить базовые принципы композиции.
- Выполнить упражнение на развитие образного мышления.
План урока:
- Организационный момент (3 мин).
- Вступительная часть. Предмет исследования (5 мин).
- Анализ. Исследовательская работа (12 мин).
- Практическая работа. Творческое задание (15 мин).
- Итог урока. Анализ работ (5 мин).
Оборудование
для учителя:
- диск СD с компьютерной презентацией;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- слайды макросъемки живой природы;
- репродукции картин художников;
- звуки «Наедине с природой» Лес. Птицы. Дождь. Гроза.
- музыкальные произведения русских композиторов.
для учащихся:
- бумага;
- акварель;
- кисти;
- баночки для воды;
- мольберты.
Используемая литература
для учителя:
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986
- Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ. М., 1980
- Неменская Л.А. Искусство и ты. 2002г.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. 1996г.
для учащихся:
- Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО «Издательство Астрель». 2003
- File:// E:\ Data\ Information\ Детская энциклопедия искусства 1050. НТМ. 2003
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности. Контроль соблюдения правил ТБ, личной и общественной гигиены.
2. Вступительная часть. Предмет исследования.
Тему нашего занятия я хочу сформулировать словами итальянского ученого, гуманиста, писателя, одного из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущего теоретика искусства эпохи Возрождения Л.Б. Альберти: «Композиция - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину».
На уроке нам предстоит выполнить три задания:
- научиться анализировать наглядность.
- методом коллективного исследования определить базовые принципы композиции.
- выполнить творческое упражнение на развитие образного мышления.
Что же такое композиция?
Каждый день мы слышим музыку – это композиция, над которой работал композитор.
Мы смотрим кинофильмы – это композиция, над которой трудился кинорежиссер.
Мы наблюдаем произведения изобразительного искусства – это композиция художника.
Вы, наверно, обратили внимание на то, что во всех трех случаях я упомянула слово «Композиция».
3. Анализ. Исследовательская работа
Что это за такое важное понятие, которое применимо ко всем областям искусства?
А вот давайте эту проблему решим все вместе на нашем занятии.
Учитель: Интересно?
Ученик: Да.
Учитель: Мне тоже. Поэтому я предлагаю провести совместное научное исследование по проблеме: «Что же такое композиция и каковы ее базовые принципы?»
Учитель: Давайте с вами вместе посмотрим на экран (демонстрация слайдов живой природы). Что вы видите? Взаимосвязаны ли каким-то образом увиденные вами изображения?
Ученик: На экране мы видели случайно подобранные слайды живой природы. Эти изображения сами по себе очень интересны, но по смыслу они никак не связаны. Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.
Учитель: Так, хорошо. В твоем анализе мы услышали полезное для нашего исследования выражение «связь по смыслу». Запишем его на учебной доске.
А сейчас давайте снова посмотрим на экран (показ репродукций художников-импрессионистов: Э. Дега Голубые танцовщицы Ок.1998, О. Ренуар Танец в деревне Буживаль 1882-1883, О. Ренуар Женщина с зонтиком и ребенком 1873.).
Как можно охарактеризовать увиденные изображения на этих слайдах?
Ученик: во втором случае персонажи на слайдах объединены какой-то общей целью, связаны по смыслу.
Учитель: Да, хорошо. Давайте запишем на доске еще одно ключевое выражение «объединение общей целью».
А сейчас давайте проведем анализ закономерностей работы композитора над созданием музыкального произведения:
I вариант
Звуки сирены, пение птиц, стук колес.
II вариант
Фрагменты музыкальных произведений русских композиторов.
Каково различие между этими двумя примерами?
Ученик: I вариант – случайно подобранные звуки.
II вариант – звуки сочетаются в одно прекрасное музыкальное произведение, они находятся в общении друг с другом, в произведении нельзя ничего изменить, переставить.
Учитель: И так, давайте подведем итог нашего исследования, выделяя при этом ключевые фразы, которые выстроились у нас на доске.
Ученик:
- связь по смыслу
- объединение общей целью
- общение составных частей произведения друг с другом.
- отсутствие возможности что-либо изменить в произведении.
Учитель: Теперь мы можем сделать общий вывод о том, что же такое композиция в изобразительном искусстве?
Ученик: Отсутствие возможности что-либо изменить в произведении, например, размер холста, соотношение темных и светлых пятен, высоту линии горизонта. В противном случае целостность картины сразу разрушается.
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.
Учитель: Значит можно сделать вывод, что композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
4. Практическая работа. Творческое задание.
Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить упражнение на образное мышление:
Задание на 2 группы:
- Природа радуется. (под звуки пения птиц. Приложение 1).
Цвета радости. Теплая гамма. - Природа плачет (под звуки дождя. Приложение 2).
Цвета грусти. Холодная гамма.
В ходе работы педагог создаёт ситуацию успеха, стараясь правильно распределить дозу помощи учащимся, в зависимости от их творческих способностей.
Вопрос по окончании практической работы: Можно ли ваши картины назвать композицией?
Ответ: Можно.
5. Итог урока.
Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.