План-конспект открытого занятия по предмету "Композиция"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Композиция - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Л.Б. Альберти.

Тип занятия: Урок-исследование.

Цель: ознакомить учащихся с понятием «Композиция» в изобразительном искусстве.

Задачи:

  • учебные: научить анализировать наглядность, понимать базовые принципы композиции.
  • развивающие: развивать исследовательские навыки, образное мышление, творческие способности.
  • воспитательные: воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление, чувство коллективизма.

Задание:

  1. Научить анализировать наглядность.
  2. Определить базовые принципы композиции.
  3. Выполнить упражнение на развитие образного мышления.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Вступительная часть. Предмет исследования (5 мин).
  3. Анализ. Исследовательская работа (12 мин).
  4. Практическая работа. Творческое задание (15 мин).
  5. Итог урока. Анализ работ (5 мин).

Оборудование

для учителя:

  • диск СD с компьютерной презентацией;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • слайды макросъемки живой природы;
  • репродукции картин художников;
  • звуки «Наедине с природой» Лес. Птицы. Дождь. Гроза.
  • музыкальные произведения русских композиторов.

для учащихся:

  • бумага;
  • акварель;
  • кисти;
  • баночки для воды;
  • мольберты.

Используемая литература

для учителя:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986
  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ. М., 1980
  3. Неменская Л.А. Искусство и ты. 2002г.
  4. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 1996г.

для учащихся:

  1. Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО «Издательство Астрель». 2003
  2. File:// E:\ Data\ Information\ Детская энциклопедия искусства 1050. НТМ. 2003

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности. Контроль соблюдения правил ТБ, личной и общественной гигиены.

2. Вступительная часть. Предмет исследования.

Тему нашего занятия я хочу сформулировать словами итальянского ученого, гуманиста, писателя, одного из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущего теоретика искусства эпохи Возрождения Л.Б. Альберти: «Композиция - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину».

На уроке нам предстоит выполнить три задания:

  • научиться анализировать наглядность.
  • методом коллективного исследования определить базовые принципы композиции.
  • выполнить творческое упражнение на развитие образного мышления.

Что же такое композиция?

Каждый день мы слышим музыку – это композиция, над которой работал композитор.

Мы смотрим кинофильмы – это композиция, над которой трудился кинорежиссер.

Мы наблюдаем произведения изобразительного искусства – это композиция художника.

Вы, наверно, обратили внимание на то, что во всех трех случаях я упомянула слово «Композиция».

3. Анализ. Исследовательская работа

Что это за такое важное понятие, которое применимо ко всем областям искусства?

А вот давайте эту проблему решим все вместе на нашем занятии.

Учитель: Интересно?

Ученик: Да.

Учитель: Мне тоже. Поэтому я предлагаю провести совместное научное исследование по проблеме: «Что же такое композиция и каковы ее базовые принципы?»

Учитель: Давайте с вами вместе посмотрим на экран (демонстрация слайдов живой природы). Что вы видите? Взаимосвязаны ли каким-то образом увиденные вами изображения?

Ученик: На экране мы видели случайно подобранные слайды живой природы. Эти изображения сами по себе очень интересны, но по смыслу они никак не связаны. Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.

Учитель: Так, хорошо. В твоем анализе мы услышали полезное для нашего исследования выражение «связь по смыслу». Запишем его на учебной доске.

А сейчас давайте снова посмотрим на экран (показ репродукций художников-импрессионистов: Э. Дега Голубые танцовщицы Ок.1998, О. Ренуар Танец в деревне Буживаль 1882-1883, О. Ренуар Женщина с зонтиком и ребенком 1873.).

Как можно охарактеризовать увиденные изображения на этих слайдах?

Ученик: во втором случае персонажи на слайдах объединены какой-то общей целью, связаны по смыслу.

Учитель: Да, хорошо. Давайте запишем на доске еще одно ключевое выражение «объединение общей целью».

А сейчас давайте проведем анализ закономерностей работы композитора над созданием музыкального произведения:

I вариант

Звуки сирены, пение птиц, стук колес.

II вариант

Фрагменты музыкальных произведений русских композиторов.

Каково различие между этими двумя примерами?

Ученик: I вариант – случайно подобранные звуки.

II вариант – звуки сочетаются в одно прекрасное музыкальное произведение, они находятся в общении друг с другом, в произведении нельзя ничего изменить, переставить.

Учитель: И так, давайте подведем итог нашего исследования, выделяя при этом ключевые фразы, которые выстроились у нас на доске.

Ученик:

  • связь по смыслу
  • объединение общей целью
  • общение составных частей произведения друг с другом.
  • отсутствие возможности что-либо изменить в произведении.

Учитель: Теперь мы можем сделать общий вывод о том, что же такое композиция в изобразительном искусстве?

Ученик: Отсутствие возможности что-либо изменить в произведении, например, размер холста, соотношение темных и светлых пятен, высоту линии горизонта. В противном случае целостность картины сразу разрушается.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Учитель: Значит можно сделать вывод, что композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

4. Практическая работа. Творческое задание.

Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить упражнение на образное мышление:

Задание на 2 группы:

  1. Природа радуется. (под звуки пения птиц. Приложение 1).
    Цвета радости. Теплая гамма.
  2. Природа плачет (под звуки дождя. Приложение 2).
    Цвета грусти. Холодная гамма.

В ходе работы педагог создаёт ситуацию успеха, стараясь правильно распределить дозу помощи учащимся, в зависимости от их творческих способностей.

Вопрос по окончании практической работы: Можно ли ваши картины назвать композицией?

Ответ: Можно.

5. Итог урока.

Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.