Классный час "Великий чудак Джузеппе Арчимбольди"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо
  • воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству, умение ценить и беречь прекрасное.
  • формирование умения понимать авторский замысел картины;
  • развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;

Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для классного часа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа.

«Лес, поляна, горка, яма, обрыв - взрыв!» - забавлялись с вами родители, когда вы были ещё маленькими. Не забуду, как заливисто хохотал младший сын Димка, как без устали повторял: «Мама, ис-со!» Опять и опять показывала я ему на волосы, лоб, нос, рот, подбородок, и делала саечку...

Как ни странно, но вспоминается это в венском Музее истории искусства на выставке работ художника, мастера «протосюрреалистического» гротеска, Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1593). Вспоминается, у одной живописной портретной композиции, созданной им с помощью «обыкновенных» даров сада и огорода: фруктов, овощей, ягод, цветов и злаков!

Взгляд то и дело менял фокус. Происходило это само по себе. То любуешься поразительным сходством композиции с доброжелательным интеллигентным человеком, удивляясь его очевидному здоровью, и пытаешься понять, что таит его шелковично-вишневый взгляд. Рассматривая его роскошную причёску из ершистых, пшеничных колосков, кукурузных початков, гроздьев винограда и веточек черешни и оливок. И, совсем очарованный высоким искусством необычного цирюльника, вновь всматриваешься в живой облик и по порядку изучаешь детали привлекательных черт: светлый лоб из цветной капусты, ржаные брови, гороховые веки, крепкую грушу носа, яблочный румянец на щеках и бородку из репейника. Не верилось, но все в этом необычном саду находилось в удивительной гармонии! Противоречий, снедавших подобных героев знаменитой книжки Джанни Родари «Приключения Чиполлино», не было и в помине. Хотя, помнится, что и в книжке все закончилось благополучно. Принц Лимон и графини Вишенки бежали. Барон Апельсин «стал худым, как тот хлыстик, которым он погонял прежде своего слугу», и таскал на вокзале чемоданы. Кум Тыква стал главным садовником замка, а бывший кавалер Помидор работал у него подручным. Сажал капусту и подстригал траву.

В работе Арчимбольдо ничто не заявляет о своём преимущественном праве на воздух и осадки. Всё просто, как и в жизни. Части композиции, словно слуги, безропотно играют свою роль и дорожат своим местом. Ведь в виде античного бога Vertumnus - бога садов, метаморфоз и времён года - Арчимбольдо изобразил своего первого августейшего покровителя, австрийского императора Рудольфа II, пригласившего его в Вену в 1562 году.

На Западе Арчимбольдо известен очень хорошо. (итал. Giuseppe Arcimboldo), — живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году, в Милане. Умер 11 июля 1593 года в Милане.

Впервые его имя упоминается в 1549 году. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником.

Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Согласно актам отделки знаменитого собора Дуомо, он работает там со своим отцом до 1559 года. Молодому таланту непросто. В городе доминирует гений Леонардо, его школа. Однако работа в стенах уникального собора и поиски своего пути не пропадают для Джузеппе даром. Внутренняя обстановка храма порой шокирует даже бывалых путешественников. Например, там (в непогоду) возникает совершенно отчётливое ощущение, что находишься в таинственном лесу. Более трёх с половиной тысяч скульптур святых, животных и диковинных чудовищ украшают его стены, своды поддерживают пятьдесят две (по числу недель в году) поражающие своим масштабом колонны. Как тут не разыграться фантазии!

Джузеппе серьёзно изучает студийные работы и этюды Леонардо да Винчи. И, уже в первых своих самостоятельных работах, к сожалению, дошедших до наших дней в очень ограниченном количестве, обнаруживает свои предпочтения. Например, классическую композицию ренессанса со сценой из жизни Иоанна Крестителя на одном настенном ковре он окружает фруктами - типичными элементами натюрморта. Попав потом в столицу Габсбургов и став у них придворным живописцем, он и там не прекращает писать с натуры. Рисунки его так хороши, что известные натуралисты присылают ему для копирования разные редкие объекты флоры. Многие из них становятся экспонатами Музея натуральной истории и Палаты драгоценностей.

Со временем талант художника раскрывается настолько, что император Максимилиан II буквально заваливает его заказами. Теперь он обязан готовить и запечатлевать все дворцовые празднества: процессии, шествия, коронации, свадебные торжества и т.п. Это его стихия, в мире маскарадов Арчимбольдо чувствует себя, как дома. Выступая одновременно в роли театрального художника, архитектора, инженера и организатора, он создает яркие празднества, которые, как нельзя лучше, отражают роскошь австрийского двора. Правда, из-за занятости Арчимбольдо случались и казусы. Однажды какой-то учёный привёз очень редкую персидскую лилию, но вместо того, чтобы зарисовать её, художник уехал на свадьбу. А когда вернулся, лилия завяла...

Его художественным приёмом становится смешивание жизни и смерти, грань между правдой и вымыслом становится всё более призрачной. Всё чаще его реальность походит на иллюзию, а натюрморты на живых людей. Широкую известность ему приносят «странные» работы, такие, как «Времена года» и «Четыре элемента». На них в своей особой манере он великолепно изображает стихию воды, летучий воздух, пламенность огня...

С иронией он исполняет серию портретов людей различных профессий. Голову юриста, например, составляет из рыб и дичи, библиотекаря - из толстых томов и старинных фолиантов. Несмотря на проработанные до мелочей детали, персонажи получаются очень характерными, вызывающими бурю ассоциаций и эмоций. Из-за чего у художника появилось много почитателей и противников. Кстати, до сих пор его называют магом, шутником и авантюристом одновременно. Как и многие мастера своего времени, он практиковался в разных областях - от живописи, до инженерии. Он был не только организатором придворных праздников, но и конструировал для них хитроумные сценические механизмы. Он выступал при дворе Рудольфа II как водный инженер и даже как создатель музыкальных автоматов. Однако в историю Джузеппе Арчимбольдо вошёл, прежде всего, как живописец, на несколько столетий опередивший опусы сюрреалистов.

«Вертумн» был особенно оценен обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Есть мнения, что большое количество картин было написано между 1564 и 1576, но только очень немногие из них известны нам. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Лица стилизованы; весьма искусная компоновка элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Рисунок в Луврском музее — «Повар» — составлен из кухонных элементов.

3. Итоги классного часа.

4. Домашнее задание:

Попытаться найти ешё картины художника, охарактеризовать их.